На с. 220

На протяжении 1992-2013 гг. резко сократилась явка на парламентские выборы.

Усилилась деятельность некоммерческих и негосударственных организаций. В ноябре 2001 г. состоялся Гражданский форум.

В общественно-политической жизни стала активно участвовать молодежь.

К настоящему времени сложились следующие тенденции в общественно-политической жизни России:

1. Коррупция.

2. Непрозрачность судопроизводства.

3. Проявления ксенофобии и национализма.

4. Рост социальной и общественно-политической апатии граждан.

5. Недоверие народа к власти, особенно на местах.

6. Отсутствие реальной оппозиции и преемственности власти на всех уровнях.

7. Моральный кризис общества.

Решение этих проблем возможно только при реальной консолидации общества.

Лекция № 12. Реформы федеративного устройства многонациональной России

С начала 1990-х гг. Россия вступила в стадию формирования новой государственности.

По типу государственного устройства Россия стала федерацией.

Исторически сформировались три типа государственного устройства:

1. Уния – единое государственное образование.

2. Федерация – союз относительно самостоятельных территорий в пределах одного государства.

3. Конфедерация – союз двух или нескольких государств, созданный для осуществления общей цели или целей.

Формирование РФ прошло через два этапа:

1. 1990 – 1993 гг. – первый этап.

В 1992 г. был подписан Федеративный договор, а в 1993 г. принята Конституция РФ. Эти документы стали несущими политико-правовыми документами по формированию РФ.

Начало этого этапа было критическим для целостности России. Оно получило название «парад суверенитетов»: практически все территории страны провозгласили свой суверенитет и пытались стать независимыми от российского центра.

25 декабря 1991 г. Россия получила свое официальное название – Российская Федерация (Россия).

Из-за «парада суверенитетов» РФ была на грани распада.

На Северном Кавказе «парад суверенитетов» привел страну к сложнейшему военно-политическому конфликту.

В Чечне был образован Общенациональный конгресс чеченского народа (ОКЧН), который поставил задачу отделения от России и создания исламского государства. Под эгидой ОКЧН создавались вооруженные формирования, которые готовились к захвату власти. ОКЧН взял на себя всю полноту власти. Он провел выборы президента и парламента Чеченской республики.

В октябре 1991 г. ОКЧН объявил всеобщую мобилизацию мужчин в возрасте от 15 до 50 лет и привел в полную боевую готовность свою национальную гвардию, одновременно запретив воинским частям Советской армии перемещение войск и техники. 1 ноября Д. Дудаев, объявленный президентом, обнародовал Указ об объявлении суверенитета Чеченской республики.российский парламент не признал законность выборов. Указом Президента РФ в республике было введено чрезвычайное положение.

В марте 1992 г. был принят Федеративный договор, по которому Россия объявлялась не договорной, а конституционной федерацией: распределение властных полномочий целого и его составных частей зафиксировано в Конституции. Договор не предусматривал право выхода из Федерации ее субъектов. Все территории РФ получили статус субъектов Федерации.

В договоре было много противоречий. Это объясняется тем, что он был компромиссным, но в то же время на тот момент обеспечивал сохранение целостности РФ.

Дальнейшее развитие федерализма в России связано с принятием Конституции РФ 1993 г.

На ситуацию в этот период влияли не только политические, но и экономические обстоятельства. Началась «бюджетная война центра и регионов»: многие регионы РФ отказывались перечислять налоги в федеральный центр.

Ряд областей РФ в конце 1992 – начале 1993 гг. приняли свои конституции (Вятка, Тула и др.).

По Конституции РФ субъекты Федерации объявлялись равноправными, имели свои законодательные и исполнительные органы власти, были вправе устанавливать свои языки, но государственным языком на всей территории РФ объявлялся русский язык.

2. 1994-1999 гг. – второй этап.

В этот период федеральный центр заключил с рядом регионов РФ договоры о разграничении полномочий (Татарстан, Башкортостан, Саха-Якутия, Удмуртия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария).они получили больше полномочий по сравнению с другими регионами.

В 1994 г. по инициативе Центра был принят Договор об общественном согласии. Он был направлен на укрепление единства в стране и подписан всеми субъектами РФ, кроме Чечни.

В 1994- 1996 гг. проходила первая чеченская война. Она шла с переменным успехом и завершилась подписанием в августе 1996 г. Хасавьюртовских соглашений. Сепаратизм Чеченской республики не был подавлен.

На этом этапе неправильно формировались бюджетные отношения между Центром и регионами, в результате чего усилилось экономическое неравенство субъектов РФ и их зависимость от федеральных властей. В середине 1990-х гг. только 10 регионов были донорами, а остальные находились в долговой кабале у Центра.

Ситуация изменилась в 1999 г., когда в соответствии с принятым Федеральным законом «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» двусторонние бюджетные соглашения потеряли силу. Новое бюджетное законодательство поставило все субъекты Федерации в равное положение.

Летом 1999 г. возобновилась чеченская кампания. Война приняла затяжной партизанский характер.

3. 2000-2009 гг. – третий этап. Политика В. В. Путина в отношениях с субъектами РФ.

Новый этап развития российского федерализма обозначился в начале 2000 г. Выступая перед депутатами Государственной Думы, новый премьер-министр В. В. Путин еще в конце 1999 г. заявил, что в развитии самостоятельности регионов он видит магистральный путь России как федеративного государства.но Путин считал «неприемлемым и вредным как бесхребетность, так и политику двойных стандартов по отношению к разным субъектам Федерации». В основе отношений между федеральным правительством и региональными органами, по мнению нового премьера, затем Президента РФ, должен лежать закон и равенство субъектов Федерации, а также их реальное экономическое положение.

Реализация этой задачи включала в себя несколько направлений:

· совершенствование законодательной базы в отношениях между Центром и субъектами Федерации;

· перераспределение функций между центральной и региональной властями;

· изменение административно-территориального устройства страны.

7 июня 2000 г. был принят новый Налоговый кодекс, в соответствии с которым республики лишались права заключать договоры международного характера, самостоятельно регулировать отношения собственности на природные ресурсы, находившиеся на их территории.

Был изменен принцип формирования Совета Федерации – палаты российских регионов в парламенте РФ.

8 августа 2000 г. вступил в силу Закон «О порядке формирования Совета Федерации», согласно которому Совет Федерации формировался из представителей, делегируемых регионами. Председателем Совета Федерации стал представитель от Санкт-Петербурга С. М. Миронов.

В сентябре 2000 г. был создан Государственный Совет - совещательный орган, предназначенный для диалога федеральной и региональной властей.

В сентябре 2004 г. были приняты законы, позволявшие Президенту отстранять губернаторов от должности и распускать законодательные собрания.

Произошло укрупнение субъектов Федерации. Были созданы семь федеральных округов (ФО):

· Центральный;

· Северо-Западный;

· Приволжский;

· Северокавказский;

· Уральский;

· Сибирский;

· Дальневосточный.

Сократилось до 83 количество субъектов Федерации, с марта 2014 г. – 85.

Был усилен институт полномочных представителей Президента и сформирована «властная вертикаль»:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: