Общие положения учета труда и заработной платы. Виды, формы и системы оплаты труда

Источниками выплаты заработной платы в бюджетных организациях республики являются средства государственного бюджета и внебюджетные средства. Для правильного учета труда, заработной платы и контроля за фондом заработной платы необходимо знание личного состава и классификация работников бюджетной организации. По выполняемым функциям персонал бюджетной организации подразделяется на рабочих и служащих. Из группы служащих выделяются руководители, специалисты и другие работники, относящиеся к служащим.

Основными задачами учета оплаты труда в бюджетных организациях являются:

1) точный учет личного состава работников, отработанного ими времени и объема выполняемых работ;

2) правильное исчисление сумм заработной платы и удержаний из нее;

3) своевременный учет расчетов с работниками организации, бюджетом, органами социального страхования;

4) контроль за рациональным использованием трудовых ресурсов, фонда заработной платы, фонда потребления;

5) правильное отнесение начисленной заработной платы и отчислений от нее по объектам учета расходов;

6) своевременное составление и представление отчетности по труду и заработной плате.

Оплата труда в бюджетных организациях регламентируется Трудовым кодексом Республики Беларусь и другими нормативными правовыми актами.

Трудовым кодексом предусмотрено, что оплата труда работников бюджетных организаций производится на основе часовых или месячных тарифных ставок (окладов), определенных правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Формирование политики в области оплаты труда работников бюджетных организаций, в том числе связанной с их стимулированием на республиканском уровне, возложено на Министерство труда и социальной защиты. В отраслях бюджетного сектора экономики осуществляется централизованное регулирование заработной платы работников, важнейшим элементом которого является тарифная система.

Основной преимущественной формой оплаты труда в бюджетных организациях является повременная форма. Она имеет две системы: простая повременная, повременно-премиальная. Показатели премирования зависят от характера работы бюджетной организации.

Формируемый в бюджетных организациях фонд заработной платы представляет собой общую сумму денежных средств, распределяемых между работниками в соответствии с количеством и качеством труда. Фонд заработной платы должен расходоваться в строгом соответствии с его целевым назначением в пределах сумм, предусмотренных сметой расходов на содержание бюджетной организации. Заработная плата работников бюджетных организаций относится на подстатью «Заработная плата рабочих и служащих.

Первичными документами по учету личного состава являются: записки, приказы или распоряжения о приеме, переводе, предоставлении отпуска, увольнении и др. Эти документы служат основанием для записей в личных карточках и трудовых книжках работников. Каждому принимаемому работнику присваивается табельный номер. Табельный учет в бюджетных организациях – это основной источник сведений об использовании рабочего времени. Данные табельного учета находят отражение в табеле учета использования рабочего времени.

В бюджетных организациях ответственность за использование средств на заработную плату несут руководитель и главный бухгалтер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: