Характеристика внимания

Внимание - важный компонент деятельности человека, тре­бующей организованности и точности. Вместе с тем внимание счи­тают одним из главных показателей общей оценки уровня разви­тия личности индивида.

На человека одновременно воздействует большое число раз­дражителей, но он реагирует не на все, а только на те, которые для него наиболее значимы. Внимание, в отличие от познаватель­ной деятельности, не имеет своего содержания. Оно проявляется внутри психических процессов, сопровождает их, характеризует динамику их протекания. Внимание организует всю психическую деятельность индивида.

С точки зрения общей психологии внимание есть направлен­ность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отключении от других.

Психологи отмечают существенные отклонения в развитии вни­мания умственно отсталых школьников. По данным О.Е.Фрейерова, многие ученики с недостатками умственного развития не могут концентрировать свое внимание, что проявляется в отвле­каемое™ от выполняемой деятельности и переключении на дру­гие объекты.

Л. В. Занков, А. Р. Лурия, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева и др. счи­тают нарушения внимания одним из характерных симптомов ум­ственной отсталости.

В коррекционной психологии существует небольшое число ра­бот, посвященных изучению внимания. К ним относятся исследо­вания, выполненные И.Л.Баскаковой, С.В.Лиепинь, Л.И.Переслени, С.А.Сагдуллаевым и др.

Установлено, что у младших умственно отсталых учеников до­минирующим является непроизвольное внимание, тогда как у нормально развивающихся младших школьников на первый план выступает произвольное. Вместе с тем вышеназванные авторы от­мечают, что у школьников с недостатками умственного развития нарушено и непроизвольное (пассивное), и произвольное (актив­ное) внимание.

Усвоение учащимися школьных знаний предполагает некото­рую сформированность произвольного внимания. Оно у умствен­но отсталых учащихся характеризуется целым рядом нарушений: небольшим объемом, слабой устойчивостью и переключаемостью, малой произвольностью и др. Так, рассматривая и анализируя под руководством учителя предмет, который предстоит зарисовать, ученики-олигофрены слабо фокусируют свое внимание на этом объекте, у них наблюдается отвлечение внимания на другие пред­меты, находящиеся в их окружении. От восприятия и анализа пред­мета их легко может отвлечь любой посторонний звук, действие.

Воспитание внимания у умственно отсталых школьников тес­ным образом связано с формированием их личности. Внимание сопровождает формирование таких личностных качеств, как це­ленаправленность, самостоятельность, дисциплинированность, настойчивость и др. Присущие ученикам с недостатками умствен­ного развития нарушения произвольного внимания препятствуют формированию у них целенаправленности поведения и деятель­ности, резко снижают их работоспособность.

Многие авторы подчеркивают тесную взаимосвязь между на­рушениями познавательной деятельности умственно отсталых школьников с дефектами их произвольного и непроизвольного внимания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: