double arrow

Особенности мышления учеников с недостатками умственного развития при решении учебных задач


Учащиеся специальной (коррекционной) школы испытывают затруднения в осуществлении мыслительных действий, необхо­димых для решения учебных задач.

Мышлению умственно отсталых школьников свойственна тугоподвижность, что обусловлено особенностями высшей нервной деятельности. Эта инертность проявляется в трудностях актуализа­ции и привлечения знаний, необходимых для выполнения зада­ний. Типичным для этой категории учеников является ошибочное применение способов решения, основывающихся на поверхност­ном анализе предлагаемых условий. Наблюдается отсутствие сли­чающей деятельности, направленной на сопоставление своих дей­ствий с предложенным условием.

Школьники склонны уподоблять один тип задач другому. Так, в исследовании, проведенном Р.А.Исенбаевой, школьники III, IV и V классов в одних случаях должны были решить сначала простую задачу, а затем составную (сложную), в других - наоборот. И в том и в другом случае многие ученики последующую задачу решали по аналогии с предыдущей. Выяснилось, что решение сложных задач по типу простых наблюдалось в большем числе случаев, чем реше­ние простых задач по типу сложных. Решая задачу, учащиеся, осо­бенно младшего школьного возраста, исходят не из существенных признаков, а из внешних, случайных. Не анализируя содержания задачи и не обращая внимания на отношения между условием и вопросом, они на основе внешних признаков, например выделяя одинаковые слова, строят свое понимание условия.




В ряде случаев умственно отсталые ученики, будучи не в состо­янии правильно осознать содержание предложенной задачи, изменяют и упрощают его. Наиболее наглядно это проявляется при решении задач с косвенной формулировкой, которая вызывает у этих детей трудности в выборе арифметического действия.

Иногда умственно отсталые учащиеся при воспроизведении текста задачи привносят в ее условие усвоенные ими словесные штампы, которыми и руководствуются при определении хода ре­шения, а действительные связи и отношения, существующие меж­ду числовыми данными, не устанавливают.

Неадекватность действий учеников специальной школы при решении арифметических задач обусловлена в ряде случаев не­правильным пониманием и воспроизведением словесного текста. Многие слова и словосочетания, содержащиеся в тексте задачи, школьники осознают неправильно, а чаще они остаются для них совершенно непонятными. Непонимание математических выраже­ний, слов и терминов, выражающих количественную зависимость («больше на...», «меньше на...»), влечет за собой ошибки реше­ния. Тексты задачи остаются непонятными и по той причине, что смысловая нагрузка в них приходится часто на предлоги, наре­чия, местоимения, которых в активном словаре школьников с интеллектуальной недостаточностью немного.



Однако и правильное воспроизведение текста задачи школь­никами-олигофренами не всегда ведет к ее осознанию. Анализ за­дачи, производимый ими, носит частичный характер. Ученики вычленяют из условия один случайный элемент и, основываясь на этом, выбирают арифметическое действие. Так, при решении составных задач на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц школьники решают их как простые. Например, задачу: «В одном кувшине было 3 литра молока, а в другом на 2 литра боль­ше. Сколько литров молока было в обоих кувшинах?» - они ре­шают в одно действие, объясняя это тем, что в тексте два числа.

Для учеников с интеллектуальной недостаточностью решение словесно сформулированных задач является сложной деятельнос­тью. Они должны обладать определенным запасом представлений, связанных с отраженными в задачах предметными ситуациями, понимать значение слов, несущих на себе математическую на­грузку, осознавать связи и отношения между числами. Обучая ум­ственно отсталых школьников решению задач, учителю следует уделять должное внимание анализу зависимостей числовых дан­ных, прибегая при этом к моделированию. Например, можно пред­ложить словесно сформулированную задачу перевести в нагляд­но-действенную: смоделировать жизненную ситуацию, предложен­ную в задаче, представить ее содержание на наборном полотне (это может сделать учитель или сам ученик), изобразить в схема­тическом рисунке.



Для того чтобы обучение умственно отсталых учащихся реше­нию арифметических задач было успешным, необходимо строить его с учетом дефектов их познавательной деятельности, учить школьников пользоваться рациональными и целенаправленными способами выполнения задания. При отсутствии такой организа­ции учебной деятельности умственно отсталые ученики оказыва­ются неподготовленными к самостоятельному осуществлению мыслительных операций, необходимых для правильного решения арифметических задач.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите и охарактеризуйте основные особенности зрительного восприятия умственно отсталых школьников.

2. В чем проявляется своеобразие памяти школьников с нарушениями умственного развития?

3. Как протекает процесс запоминания у учеников, относящихся к разным клиническим группам?

4. В чем специфика представлений учащихся коррекционных школ?

5. Дайте общую характеристику речи школьников с интеллектуальной недостаточностью.

6. Раскройте особенности фонетической и интонационно-выразитель­ной стороны речи умственно отсталых школьников.

7. Каков словарный запас учащихся с недостатками умственного раз­вития?

8. Какую роль играет речь в регуляции их деятельности?

9. Какими особенностями характеризуется письменная речь учащихся коррекционных школ VIII вида?

10. Назовите основные мыслительные операции. Как они протекают у умственно отсталых учеников?

11. Раскройте особенности разных видов мышления школьников с нарушениями интеллектуального развития.

РАЗДЕЛ IV. ЛИЧНОСТЬ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ







Сейчас читают про: