Фармацевтическая технология как прикладная наука

ЛЕКЦИЯ 1 

План лекции

1. История развития фармацевтической технологии.

2. Фармацевтическая технология как наука и учебная дисциплина.

3. Основные понятия и термины.

4. Аптечное и промышленное производство лекарственных средств.

5. Государственное нормирование производства лекарственных средств.

История развития фармацевтической технологии.

Солидный вклад в развитие медицины и фармации внесли древние врачи Востока. В Китае, еще во II веке нашей эры, получали лекарственные средства химическим путем. Использовали препараты серы, железа меди, ртути. Китайский врач Сунь-Сы-Мяо, который жил в VI-VII веке, написал сочинение из 60 томов под названием «Тысяча золотых рецептов». Врач из Персии Абу Манзур Мувафак в 977г описал 466 растительных и 44 животных средства.

Великий врачеватель и ученый Востока Абу Али Ибн Сина (Авиценна,980-1037гг). Его «Канон врачебной науки» 40 раз переводился на латинский и другие языки, на протяжении шести столетий являлся учебным пособием в медицинских университетах Европы.

Период со II четверти XVI до середины XVII века характеризуется развитием ятрохимии (врачебной химии). Ее основателем считается Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (Парацельс, 1493-1541). Он считал, что без знания химии невозможно знание медицины. Парацельс классифицировал металлы, испытывал многие лекарственные средства, в том числе и ядовитые. Именно Парацельс обратил внимание на двухфазность действия ядов: «Нет ничего, в чем не было бы яда; все дело в дозе: правильная доза делает яд неядовитым».

К XVI веку производство лекарственных средств переместилось в аптеки. Происхождение слова «аптека» имеет свою историю. В древней Греции существовали народные больницы и лечебницы («ятрейки»). В этих больницах лекарственные средства хранили в специальных ящиках. Их называли «apotheke» (apo - от; theke - ящик). Постепенно этим сло­вом называть помещение для хранения медикаментов, а затем – и сами аптеки, в их современном значении. В аптеках проводили также и научные исследования. На их базе стали осуществлять подготовку фармацевтических кадров.

В Москве в 1581 г была открыта царская аптека. В 1673 г. в России стала работать первая аптека для населения. Право изготовления лекарств имели не только аптекари, но и цирюльники-лекари. Они готовили мази, пластыри, кровоостанавливающие, противоожоговые средства.

В XVII-XIX столетии много открытий было сделано великими хи­миками и микробиологами. Их работы послужили основой для развития лекарствоведения. Это:

  • выделение ряда органических веществ (молочной, винной, яблоч­ной, щавелевой кислот, глицерина) шведским химиком и фармацевтом К.Шееле;
  • создание химической номенклатуры, открытие теории горения, окончательная формулировка закона сохранения массы (А.Лавуазье, Д.Пристли, А.Фуркруа);
  • открытие в 1869 г. Д.И.Менделеевым периодического закона хи­мических элементов;
  • открытие микроорганизмов французским ученым Л.Пастером;
  • применение английским хирургом Д.Листером карболовой кисло­ты для обработки ран и всего, что с ними соприкасается.

В XIX столетии сделано много открытий в области технологии ле­карств:

  • 1843 г. - создание У.Брокдоном таблеток;
  • 1846 г. — изобретение французским фармацевтом Лебахом твердых желатиновых капсул;
  • 1851г. - русский врач Владикавказского военного госпиталя Лазарев осуществил первое подкожное впрыскивание;
  • 1852г. - чешский врач Правац сконструировал шприц, который до сих пор применяется в медицинской практике;
  • 1885 г. - Кох предложил стерилизацию паром; голландский физио­лог Д.Хамбургер предложил использовать 0,9% раствор натрия хлорида в качестве физиологического раствора;
  • 1891 г. - В.Беркефельд разработал метод стерилизации с помощью фильтрования через керамические свечи.

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Первой из комплекса фармацевтических наук выделилась фарма­когнозия, затем - фармацевтическая химия, за которой долго сохраня­лось название «фармация». Технология лекарств долгое время считалась курсом практических работ и предшествовала фармацевтической химии.

Термин «технология» происходит от греческих слов «techne» -умение, искусство и «logos» - наука. Дословно «фармацевтическая тех­нология» - это наука об искусстве приготовления лекарств.

В 1924 г в Советском Союзе состоялся I съезд по фармацевтиче­скому образованию. К этому времени курс технологии лекарств значи­тельно расширился, и предшественнице фармацевтической технологии присвоено название «технология лекарственных форм и галеновых препаратов». Затем в течение длительного времени за наукой и дисциплиной сохранялось название технология лекарственных форм.

В течение последних десятилетий она стала заниматься разработкой новых лекарственных форм - липосомы, магнитоуправляемые, макромолекулярные, осмотические системы, эритроциты как носители лекарственных веществ. Старое название перестало отражать содержание и дисциплины. Наука и дисциплина получила название «фармацевтическая технология».

Фармацевтическая технология - это наука, изучающая теоретические основы и производственные закономерности приготовления лекарственных средств.

Значение фармацевтической технологии для практической медицины огромно: ведь до 90% всех назначений врача приходится на использование лекарственных средств. Особенно широко применяют лекарственную терапию при лечении и профилактике сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных, вирусных заболеваний, а болезней нервной системы.

Фармацевтическая технология - это одна из основных и сложных фармацевтических дисциплин. Чтобы правильно понять и оценить особенности технологических процессов применительно к производству лекарственных средств, необходимы знания общих и медико-биологических дисциплин – физики, химии, фармакокинетики, микробиологии, а также знания смежных фармацевтических дисциплин - фармацевтической химии, фармакогнозии, экономики и организации фармации, биофармации. Среди фармацевтических дисциплин она занимает центральное место.

Связь фармацевтической технологии с общенаучными, медико-биологическими и другими фармацевтическими дисциплинами представлена в виде схемы на рис. 1.1.

Благодаря тесной связи технологии лекарственных средств с другими науками, интеграции науки и производства, громадные открытия в области производства лекарств были сделаны в XX столетии. Открытие антибиотиков и производство препаратов путем биотехнологии; лекарственные формы пролонгированного действия и целенаправленной доставки к органам, тканям и клеткам; применение современного оборудования, компьютеризация и автоматизация фармацевтического производства; открытие роли фармацевтических факторов для достижения требуемого терапевтического эффекта и возникновение нового направления в технологии лекарств - биофармации - все это заслуга ученых прошлого столетия.

Биофармация сложилась в самостоятельное учение в начале 60-х годов XX столетия. Это наука о влиянии фармацевтических факторов на терапевтическую эффективность лекарственных препаратов. Все фармацевтические факторы

принято делить на пять групп. Следует отметить, что большинство этих факторов имеют самое непосредственное отношение к технологии. В настоящее время все изучаемые лекарственные формы рассматриваются и оцениваются с позиции биофармации.

Фармацевтическая технология призвана решать следующие основные задачи:

1. разработка теоретических обоснований существующих методов изготовления лекарственных форм и их совершенствование;

2. создание принципиально новых лекарственных форм, в которых максимально проявлялся бы лечебный эффект при минимуме побочного действия;

3. внедрение в аптечное производство лекарственных средств всесторонней механизации труда и комплексной автоматизации в фармацевтическое производство;

4. широкое внедрение в аптечное хозяйство и фармацевтическую промышленность экономико-математических методов, вычислительной техники, развитие фундаментальных исследований в этой области и интеграция науки с производством.

Решение задачи повышения качества лекарственных форм неразрывно связано с подготовкой высококвалифицированных фармацевтических кадров, хорошо владеющих теоретическими основами фармацевтической технологии и необходимыми для работы практическими навыками.

С 1845 по 1917 г.г. в России существовало 3 аптекарских звания: аптекарский ученик, аптекарский помощник и провизор. Аптекарским учеником мог быть выпускник 4-го класса гимназии. Проработав 3 года в этом звании и сдав экзамен в университете, можно было получить звание аптекарского помощника. Проработав 3 года в аптеке, помощник имел право поступить на 2-х летние курсы провизоров. Курсы были организованы на кафедрах фармации Петербургской медико-биологической академии и медицинских факультетах университетов Москвы, Казани, Дерпта, Харькова, Одессы, Томска. По окончании курсов и сдачи экзамена выпускники получали звание провизора.

В 1845 г. в России была установлена степень магистра фармации. Её получал провизор, выполнивший и защитивший диссертацию.

Серьёзное внимание подготовке фармацевтических кадров стали уделять после 1939 г. В этом году вышло постановление Совнаркома о подготовке фармацевтических кадров и профилизации фармацевтических институтов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: