Существуют различные определения понятия законодательного процесса и еще более многообразными выглядят варианты деления законодательного процесса на стадии. Приведу пример определения законодательного процесса и вариант его деления на стадии, предложенное В.Е. Чиркиным. «Законодательный процесс – это система действий в парламенте, завершающаяся принятием или отклонением закона. Он состоит из шести стадий: 1) законодательная инициатива; 2) подготовка законопроекта к рассмотрению в Думе; 3) обсуждение законопроекта в комитетах и других органах палаты и на пленарном заседании Думы; 4) принятие (или отклонение) закона Думой; 5) рассмотрение закона и одобрение (или неодобрение) Советом Федерации; 6) промульгация (подписание, санкционирование и обнародование закона Президентом РФ) или отклонение закона главой государства.»[17] Если Совет Федерации не одобряет закон, возможны две дополнительные стадии: 1) создание и работа согласительной комиссии палат 2) повторное принятие закона Государственной Думой либо простым большинством (если Дума согласилась с предложениями Совета Федерации), либо 2/3 голосов (если не согласилась).
|
|
«Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
е) войны и мира.»[18]
Стадия рассмотрения в Совете Федерации может быть пропущена, если принятый Государственной Думой закон не подлежит обязательному рассмотрению в нем или если в течение 14 дней Совет Федерации не приступил к рассмотрению законопроекта.[19]
Дополнительные две стадии возможны и при использовании Президентом РФ права вето: 1) принятие предложений Президента Думой и принятие закона в новой редакции; 2) преодоление вето 2/3 голосов (от общего числа) в каждой палате и обязательная промульгация закона Президентом РФ.
Таким образом, в разных ситуациях число и характер стадий законодательного процесса могут отличаться.
Различают четыре вида законов РФ: федеральные, федеральные конституционные, федеральные законы о ратификации международных договоров и законы о поправках к Конституции РФ. Федеральные законы принимаются по широкому кругу вопросов, на содержание трех других видов законов указывает их название. Все перечисленные законы принимаются неодинаковым большинством голосов и каждому характерен свой законодательный процесс.
|
|
«Закон – нормативный акт общего действия, имеющий после Конституции высшую юридическую силу»[20]. Вместе с тем бывают так называемые «частные» законы, относящиеся к отдельным лицам или объектам. В практике Государственной Думы имели место законы частного характера так например, в 1999-2002 гг. принимались законы о конкретных участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции. Аналогичные законы принимались в 2003 г. За год Дума принимает приблизительно 250-300 законов, но большая их часть это поправки и дополнения к ранее принятым. Крупных законодательных актов в среднем в год принимается около 10-15.