Иные содержательные правила

1. Целесообразность. Цели, устанавливаемые в законах, должны определяться уровнем законодательно поставленных и решаемых проблем, характером регулируемых правоотношений, степенью социально-экономической, политической и духовной зрелости народа или местного населения, а также уровнем правосознания и заинтересованности участников конкретных правоотношений. Средства, установленные в законе, должны качественно соответствовать и количественно быть пропорциональны поставленным в законе целям, а возможные их вредные последствия не должны быть неконтролируемыми и необратимыми.

2. Учет политического фактора. Политический фактор - понятие собирательное. Он охватывает все политические процессы, явления, факты различного уровня, которые оказывают воздействие на изменения правовой системы. Политический фактор осуществляет роль активного центра применительно к иным социальным факторам. Именно он в наиболее концентрированном виде отражает в процессе законотворчества цель будущего закона и его отдельных положений, что придает этому фактору максимальную эффективность среди других факторов[31].

3. Проработка механизмов реализации закона. В настоящее время, в частности, целесообразно комплексное осмысления механизмов разработки, реализации и контроля выработки национально-государственных стратегий и проектов. В нормативной регламентации нуждаются: процедура выбора приоритетов, разработка комплексной государственной политики, механизмы координации пакетов государственных целевых программ и обоснования направлений бюджетного инвестирования; полномочия и ответственность научно-экспертного сообщества; принципы взаимодействия государства, общества в целом и негосударственных структур в процессе выработки и реализации государственной политики. Большой объем нормативно-правового обеспечения должен сопровождать разработку, принятие, реализацию и контроль исполнения государственных программ как способов реализации государственной политики[32].

4. Исполнимос ть. Этот принцип отражает необходимость при подготовке законопроекта, принятии закона учитывать весь набор финансовых, кадровых, организационных, юридических условий, наличие которых только и позволит закону или иному нормативно-правовому акту действовать, быть реализованным.

Б.А. Осипян выделяет и другие содержательные правила закона, называемые им «конституционные критерии правомерности возведения права в закон»: кумулятивный принцип правовой сообразности, определения пределов правового регулирования.

Представляется, что одним из таких критериев может стать кумулятивный принцип правовой сообразности, который включает в себя ряд отличительных признаков: специфику правоотношений и их отличие от всех иных общественных отношений, которые не нуждаются в законодательном определении и закреплении (нравственно-этических, эстетических и т.д.); принципы соответствия законов и подзаконных актов образцам абсолютных и неизменных заповедей Бога, нормам традиционной религии и нравственности; принцип сочетания личных, частных и общих потребностей и интересов различных правовых субъектов и социальных структур; принцип качественной и количественной соразмерности характера и формы правонарушений и предусмотренных за их совершение юридических санкций и т.п.

Определение пределов правового регулирования – одно из наиболее существенных проблем законотворчества является проблема необходимости законодательного закрепления, контроля и регулирования определенных общественных отношений, юридических фактов и составов.

Пределов правового регулирования зависят от различных особенностей конкретного общества: традиционной религии, морали, национальных обычаев, идеологических и политических установок и т.д. К примеру, употребление вина во многих мусульманских странах запрещено уголовным или административным законодательством. По тем же причинам одни и те же действия в одних странах, не рассматриваются как преступления, а в других странах, наоборот, считаются уголовно наказуемыми.

Каждый законопроект или норма не может охватить более одного основного вопроса (предмета), который должен быть указан в его названии. Не может приниматься законопроект, в котором отсутствуют указания на его основную цель и наличные средства для ее достижения. Цель, установленная в общем законе, не может быть искажена или изменена в производном от него законе или ином подзаконном нормативном акте, посредством которого она должна быть реализована.

Не может обсуждаться законопроект, если он может быть принят только на основе разработки и принятия более общего закона, который еще не принят и не введен в действие[33].

Б. Правила логики (последовательность изложения норм законов).

Написание проекта закона должно отвечать следующим критериям: логическое развитие темы правового регулирования; стройность и последовательность изложения норм (от общего к частному, от наиболее важного к менее важному); логическая и грамматическая связанность текста; четкость и ясность излагаемых норм; согласованность новых норм с параллельно действующими нормами, увязка с нормами, которые необходимо отменить, изменить или дополнить; простота языка, исключение возможности различного понимания и толкования текста.

Типичная схема общей логики изложения закона может быть следующей. Закон состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Вводная часть, как правило, занимает первую главу (раздел) озаглавливаемую «Общие положения». Она включает нормы, определяющие: предмет регулирования акта (отдельная статья или пункт); значение терминов, используемых в законе – дефинитивных норм (отдельная статья или пункт); состав законодательства по предмету регулирования закона (отдельная статья или пункт); цели и задачи акта; принципы правового регулирования; субъектный состав (участников) соответствующих отношений; классификации (отдельная статья или группа статей (пуктов).

Основная часть закона в большинстве случаев занимает несколько глав или разделов акта. Она включает нормативные положения, определяющие: компетенцию органов власти по вопросам, относящимся к предмету регулирования акта (отдельная глава или группа статей); правовые режимы, права и обязанности, порядок осуществления деятельности в сфере отношений, регулируемых законом (группа глав); меры ответственности, иные последствия нарушения положений закона (глава или группа статей).

Заключительная часть закона (чаще всего это последняя глава или раздел озаглавливаемая «Заключительные положения» включает нормативные положения, определяющие: вступление акта в силу (отдельная статья или пункт); переходные положения (отдельная статья или пункт); изменения в законодательстве, связанные с принятием акта (отдельная статья или пункт); необходимость и сроки приведения нормативных правовых актов в соответствие с принятым законом (отдельная статья или пункт).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: