double arrow

Научное познание и его особенности

Научное познание связано с функционированием особого социального института, называемого наукой. Наука — это не только система знаний, но и деятельность, подчиненная про­изводству знаний. В общем виде она включает в себя суще­ствование определенных научных сообществ, их труд по со­зданию новых знаний и сами эти знания. Производство науч­ных знаний — особый вид познавательной деятельности, свя­занной с продуцированием научного метода и в соответствии с требованиями научной рациональности. Таким образом, что­бы понять специфику научного познания, надо разобраться, что из себя представляют научный метод и научная рациональность.

Исторически наука исходит из неспециализированного, по­вседневного знания. Последнее представлено в культуре в трех формах: 1) рецептивное, техническое знание (частично специ­ализированное, но донаучное, характерное для искусств, реме­сел, торговли, мелкого производства); 2) протонаука — подго­товительный этап становления науки (собрание данных с по­мощью научных методик, отдельные причинно-следственые констатации при наблюдении за явлением природы и т. п.); 3) псевдонаука — совокупность убеждений и действий, выда-


------------------------------------- Теория познания ---------------------------------------

ваемая за науку (при этом общий принцип подхода, методика исследования и признаваемые знания являются чуждыми гос­подствующей в данную эпоху научной рациональности). Дан­ный культурный феномен иногда называют паранаукой. Это такие виды специализированного знания, как алхимия и астрология, теология и спекулятивная натурфилософия, пара­психология. Сегодня для всех очевидно, что данные виды зна­ния невозможно вычеркнуть из общей духовной культуры людей не только в историческом прошлом, но и в наше время.

Хотя наука так или иначе исходит из различных пластов повседневного знания, в строгом смысле слова она не являет­ся его логическим, или концептуальным, продолжением. Напри­мер, понятие "сила" в механике не есть обобщение или уточне­ние повседневного понятия силы.

В науке даже знакомые с точки зрения обыденного опыта явления часто выглядят в совершенно новом свете, а научные истины нередко представляются неожиданными, нелепыми, пара­доксальными с точки зрения "очевидностей" здравого смысла.

Например, нечто может существовать одновременно и как волна, и как частица...; сидя спокойно в своем кресле, мы од­новременно путешествуем вокруг Солнца со скоростью 11,2 км/ сек...; воздух (точнее, кислород, водород, азот и т. д.) может быть не только газообразным, но и жидким...; из одной-един-ственной живой клетки, не оплодотворенной и даже не поло­вой, можно вырастить растение, а в последнее время — и жи­вотное... и т. д., и т. д. Примеры можно приводить бесконечно.

Научная рациональность переосмысливает практику, опыт как базу эмпирического естествознания. Преобразование обы-


--------------------------------------- Основной курс ------------------------------------------

матически выраженную гипотезу с данными наблюдения, не­обходимо, чтобы сам опыт был метрически (количественно) организован; 3) опыт не является единственной основой, из которой извлекаются положения теории. Эмпирические дан­ные, с которыми имеет дело наука, образуются также в резуль­тате использования теоретических построений и предполагает определенные теоретические идеализации.

Принято считать, что главным критерием научности при­меняемого естественными науками метода является их экспе­риментальная база. Однако среди методологов существуют серьезные разногласия в понимании самой природы экспери­мента и экспериментальных фактов, а также их роли в меха­низме становления и развития научного знания. Известный за­падный методолог Т. Кун критерием научности считал наличие парадигмы, т. е. устойчивой системы взаимосвязанных между собой ключевых понятий, в рамках которой это знание выраба­тывается и транслируется. На основе парадигмы возникает так называемая нормальная наука, успешно решающая эксперимен­тальные и теоретические головоломки.

Парадигма Т. Кун в интереснейшей книге, ставшей бестсел­лером, "Структура научных революций" рассмат­ривает парадигму как интегральную характеристику той или иной научной дисциплины (например, физики или биологии) в определенную историческую эпоху. Такая характеристика, как правило, связана с существованием определенной научной школы, направления и т. п. В понятии парадигмы можно выде­лить следующие основные моменты:

1) "символические обобщения" — формальные или легко формализуемые компоненты теории, функционирующие как "законы природы" и определения соответствующих символов;

2) "метафизическая парадигма'''' (или картина ми­ра) — модельные представления, обобщенные образы исход­ных объектов науки (например, газ в классической физике рас­сматривается как совокупность молекул, напоминающих бил­лиардные шары в хаотическом движении);


------------------------------------ Теория познания ---------------------------------------

3) общепринятые в данном сообществе ученых методоло­гические требования и ценностные ориентации: теоретиче­ские концепции должны быть простыми, непротиворечивыми, проверяемыми и т. п., научные предсказания — точными, по возможности количественно выраженными и т. п.;.

4) общепринятые в сообществе формы, образцы, по кото­рым "изготавливаются" научные описания и объяснения, а так­же базисные примеры решения конкретных научных проблем.

Гипотеза С точки зрения методологии гипотеза — это не­которое универсальное предположение, утвер­ждение о реальности (и связанная с ней система теоретичес­ких построений), истинность или ложность которого должен показать эксперимент. Гипотеза становится научной теорией, если она удовлетворяет следующим требованиям, выражающим ее объективный характер:


--------------------------------------- Основной курс -----------------------------------------

§ 7. Методы эмпирического и теоретического исследований

К основным методам эмпирического исследования мож­но отнести наблюдение, измерение, эксперимент и индукцию.

Научное наблюдение, в отличие от простого созерцания, предполагает замысел, цель и средства, с помощью которых субъект переходит от предмета деятельности (наблюдаемого явления) к ее продукту (отчету о наблюдаемом). В реальной научной практике наблюдение представляет собой активный по­знавательный процесс, опирающийся не только на работу ор­ганов чувств, но и на выработанные наукой средства и методы истолкования чувственных данных, К научному наблюдению предъявляются жесткие требования:

• четкая постановка цели наблюдения;

• выбор методики и разработка плана;

• систематичность;

 

контроль за корректностью и надежностью результатов блюдения;

• обработка, осмысление и истолкование полученного мас­
сива данных.

Наблюдение — важнейший способ получения научных фактов.

Факты науки — эмпирическое звено в построении теории, некая реальность, отображенная информационными средства­ми. Нечто существующее становится научным фактом лишь тог­да, когда оно зафиксировано тем или иным принятым в данной науке способом (протокольная запись в виде высказываний, формул; фотография, магнитофонная запись и т. п.).

Любой факт науки имеет многомерную (в гносеологиче­ском смысле) структуру. В этой структуре можно выделить че­тыре слоя:


------------------------------------- Теория познания ——---------------------------------

1) объективную составляющую (реальные процессы, события, структуры, которые служат исходной основой для фиксации познавательного результата, называемого фактом); 2) информационную составляющую (информационные по­средники, обеспечивающие передачу информации от источни­ка к приемнику — средству фиксации факта); 3) практическую детерминацию факта (обусловленность факта существующи­ми в данную эпоху качественными и количественными возмож­ностями наблюдения, измерения и эксперимента); 4) когнитив­ную детерминацию факта (зависимость способов фиксации и интерпретации фактов от системы исходных абстракций тео­рии, теоретических схем, психологических установок и т. п.).

Измерение — наблюдение, фиксирующее не только качест­венные характеристики объектов и явлений, но и количествен­ные аспекты. Оно предполагает наличие в средствах деятель­ности некоторого масштаба (единицы измерения), алгоритма (правил) процесса измерения, измерительного устройства. Из­мерение есть процедура установления одной величины с по­мощью другой, принятой за эталон. Первая из указанных вели­чин называется измеряемой величиной, вторая — единицей из­мерения. Отсюда под измерением можно понимать процедуру сравнения двух величин, в результате которой экспериментально устанавливается отношение между величиной измеряемой и принятой за единицу.


--------------------------------------- Основной курс ------------------------------------------

нению измерений. Провозглашенный Галилеем принцип коли­чественного подхода, согласно которому описание физических явлений должно опираться только на величины, имеющие ко­личественную меру, является методологическим фундаментом точного естествознания, предпосылкой научно-техническо­го прогресса.

Эксперимент как средство получения нового знания о дей­ствительности используется в науке в связи с особого рода по­знавательными задачами, для решения которых ученый вынуж­ден обращаться к созданию особой ситуации или искусствен­ной среды и использованию наблюдаемого взаимодействия с целью получения полезной информации. Исследователь при­бегает к постановке эксперимента в тех случаях, когда необхо­димо изучить некоторое состояние предмета наблюдения, ко­торое в естественных условиях далеко не всегда присуще объек­ту или доступное субъекту. Воздействуя на предмет в специаль­но подобранных условиях, исследователь целенаправленно вы­зывает к жизни нужное ему состояние, а затем изучает его. В сравнении с наблюдением структура эксперимента как бы уд­ваивается: один из его этапов представляет собой деятельность, цель которой — достижение нужного состояния предмета, дру­гой связан с собственно наблюдением.

Эксперимент — это такое вопрошание природы, когда уче­ный нечто знает о предполагаемом ответе. Благодаря чему экс­перимент становится средством получения нового знания? Для ответа на этот вопрос необходимо понять логику и условия перехода от прежнего знания к открытию, к новому научному утверждению. Чтобы превратить эксперимент в познаватель­ное средство, необходимы операции, позволяющие перевести логику вещей в логику понятий, материальную зависимость в логическую. Для этого нужно располагать следующим рядом'. 1) принципами теории и логически выводимыми из них след-


Теория познания --------------------------------------

ствиями; 2) идеализированной картиной поведения объектов; '3) практически отождествленной (в заданном интервале абст­ракции) идеализированной моделью материальной конструк­ции. При наличии этих факторов возникает совпадение логики понятий и логики вещей. Существуют два типа эксперимен­тальных задач: исследовательский эксперимент связан с поис­ком неизвестных зависимостей между несколькими парамет­рами объекта; проверочный эксперимент применяется в случа­ях, когда требуется подтвердить или опровергнуть те или иные следствия теории.

Научная Переходя к методам построения научной теории, т еория определим прежде само понятие теории. Исходным в анализе гносеологической природы научной те­ории служит понимание ее как высшей формы отражения дей­ствительности и организации научного знания. Специфика те­ории в том, что она в систематическом виде отражает законо­мерности, сущностные характеристики определенной области действительности. По своему строению научная теория пред­ставляет собой целостную и внутренне дифференцированную систему взаимосвязанных понятий, законов и высказываний об изучаемых объектах, систему, характеризующую выводимость содержания теории из некоторой основной совокупности ут­верждений и понятий — исходного базиса теории, — по опре­деленным логико-методологическим правилам.

Теория должна дать целостное представление о законо­мерностях и сущностных связях определенной области бытия. Теоретическое знание предполагает сложную систему абстрак­ций, идеализированных объектов, в том числе наличие опо­средствующих звеньев (в виде соответствующих схем и моде­лей). Таких звеньев может быть несколько, что свидетельству­ет о многоуровневом иерархическом строении фундаменталь­ных научных теорий.


--------------------------------------- Основной курс ------------------------------------------

Для создания теории гипотетико-дедуктивного типа необ­ходимо, во-первых, определить аксиомы; во-вторых, обозна­чить совокупность законов логики, которые будут использова­ны в дальнейшем; в-третьих, вывести из аксиом с помощью правил вывода все остальные истинные утверждения данной теории.

Важнейшим способом построения любой научной теории служит абстракция. Она представляет собой способ формиро­вания образов реальности (представлений, понятий, суждений) посредством отвлечения и пополнения, т. е. путем использова­ния (или фиксации в образе) лишь части из множества соот­ветствующих, данных и прибавления к этой части новой ин­формации, не вытекающей из этих данных. Так, первые гео­метрические понятия исторически формировались индуктив­ным путем, посредством отвлечения от всех свойств наблюда­емых тел, кроме их формы и размеров. Геометрический смысл этим понятиям (точка, прямая плоскость и т. п.) был придан за счет их логической реконструкции, пополнения выделенных эмпирических свойств теоретическими свойствами (непрерыв­ность, неограниченная протяженность, конгруэнтность, парал­лельность и др.) необходимыми для выражения чисто геомет­рических истин.

В отличие от обыденного познания научная абстракция при своем формировании подчиняется определенным требовани­ям. Во-первых, должно быть показано, что то, от чего отвлека­ются в процессе постижения объекта, является объективно посторонним для результата абстракции; во-вторых должно быть определено, до какого предела (в каком интервале абст­ракции) данный процесс отвлечения имеет законную силу; в-третьих, должно быть принято во внимание, что всякой вводи­мой в теорию (и имеющей объективный смысл) абстракции со­ответствует свой, от сознания субъекта не зависящий интер­вал. Обозначенный интервал есть понятие, определяющее пре-


------------------------------------- Теория познания ---------------------------------------

делы рациональной обоснованности той или иной абстракции, условия ее предметной истинности и границы однозначной применимости, устанавливаемые на основе информации, по­лученной эмпирическими или логическими средствами.

Методология и связанное с ней методологическое созна­ние представляют собой специальную форму рефлексии над научным познанием, особый тип осознания науки. Современ­ная методология не ограничивается изучением методов науч­ного познания, исследовательских приемов и процедур. Она подвергает исследованию также основания, структуру и свой­ства научного знания, его генезис и функционирование, зако­номерности развития и трансформации. Проведя концептуаль­ную обработку опыта науки, методолог строит теорию, спо­собную описать и объяснить особенности познавательной дея­тельности, предлагает принципы рациональной реконструкции познавательного процесса, систем научного знания. Именно на уровне методологической теории создаются необходимые ус­ловия определения адекватной аксиологии науки — системы критериев и оценок научной деятельности и ее результатов, таких, как истинность, объективность, рациональность, эффек­тивность, практичность и др. Научная методология может стать основой для эффективного прогнозирования развития науки.

1. "Лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении — горькое, в мнении — теплое, в мнении — холодное, в мнении — цвет, в дей­ствительности же существуют только атомы и пустота" (Демокрит). Как можно оценить высказывание философа? 2. "Нам даны вещи в качестве находящихся вне нас предметов наших чувств, но о том, ка­ковы они могут быть сами по себе, мы ничего не знаем, а знаем толь­ко их явления, т. е. представления, которые они в нас производят, дей­ствуя на наши чувства" (Кант И. Пролегомены.). Со всем ли можно согласиться в данном утверждении? Если нет, то что представляется вам неправильным? 3. "Обыкновенно мы называем истиной согла-


Основной курс



сие с нашим представлением... В философском смысле, напротив, ис­тина... означает согласие некоторого содержания с самим собой... Впрочем, более глубокое (философское) значение истины встречает­ся и в обычном словоупотреблении: мы говорим, например, об истин­ном друге и понимаем под этим такого друга, способ действия кото­рого соответствует понятию дружбы; точно так же мы говорим об ис­тинном произведении искусства" (Гегель.). Дайте критический ана­лиз такого понимания истины. 4. Назовите основные ступени позна­ния. Как они связаны между собой? 5. Дайте характеристику трем аспектам относительной истины. 6. Как Вы понимаете термин "по­знавательная позиция"? 7. Охарактеризуйте основные формы и ме­тоды научного познания.





Глава 8. Философская антропология § 1. Философская антропология: история формирования

Хотя слово "антропология" (имеющее два греческих кор­ня: "антропос"— человек и "логос" — учение) известно еще со стародавних времен, философская антропология как особая дисциплина появляется лишь в XX в. При этом следует разли­чать философскую антропологию как самостоятельное целост­ное направление и как лишь одну из частей философии.

В первом случае речь идет о специфическом "антрополо­гическом" подходе ко всей философской проблематике, о по­пытке представить все ключевые философские вопросы через призму учения о человеке. Антропологический поворот в со­временных духовных исканиях выражается в стремлении об­ратиться к проблеме человека во всей его многомерности и многоликости. Как течение современной мысли философская антропология возникла в 20-х гг. в русле общекультурного ин­тереса к "феномену человека", опираясь на идеи философии жизни (Дильтей) и феноменологии (Гуссерль). В 1928 г. од­новременно выходят две основополагающие работы — М. Шелера и X. Плеснера. В этих работах выдвигается задача создания основополагающей науки о человеке во всей полноте его бытия. Позднее к этому направлению примыкают А. Гелен, Э. Ротхаккер и др.

Проблемы сущности человека, смысла его жизни, внут­ренних и внешних детерминант его поведения широко обсуж­дались также в философии экзистенциализма, в трудах представителей глубинной психологии, последователей фило­софской герменевтики и др.


-------------------------------------- Основной курс ---------------------------------------.

По мнению Шелера и Плеснера, философский анализ дол­жен обнаружить "базисную структуру" человече-ского бытия. Конечная цель такого исследования — выявление специфиче­ских черт и сущностных характеристик человека. Экзистенци­алисты особое внимание уделили проблеме сущности и суще­ствования. Согласно их взглядам, в мире есть по крайней мере одно нечто, у которого существование предшествует сущнос­ти, и этим нечто является именно человек. Он сам создает свою сущность, а следовательно, творит самого себя. Человек — свой собственный замысел, свой собственный проект. Но проекти­руя и созидая себя в свое будущее, человек несет и всю полноту ответственности за него.

Маркс, размышляя о "человеческой сущности", приходит к выводу, что человек создает себя в процессе истории и что сущность человека можно усмотреть в той совокупности об­щественных отношений, в которой он реально живет. Э. Фромм пытается решить проблему сущности человека не на пуги по­иска родового свойства или основы, а в результате выявления противоречия, заключенного в человеческом существовании. Человек стоит выше всякой другой жизни, потому что он есть прежде всего жизнь, осознающая себя. Человек обитает в при­роде, подчинен ее законам и случайностям, однако он возвы­шается над ней, потому что у человека нет того неосознанного единства с природой, которое делает животных ее частью. Че­ловек стоит перед страшной опасностью превращения в узни­ка природы, оставаясь одновременно свободным внутри свое­го сознания; ему грозит быть частью природы и все же быть одновременно выделенным из нее, быть ни там, ни здесь. Человеческое самосознание сделало людей странниками в ми­ре — они отделены, объяты страхом. Однако конфликт в чело­веке требует разрешения. Что может он сделать, чтобы устано­вить гармонию и освободить себя от одиночества?



Философская антропология


От Аристотеля к нам пришло определение че­ловека как "разумного животного". Все фило­софские школы рассматривали это определение как классическое. Однако в этом определении совершенно отсутствует указание на экзистен- циональное измерение человека. Названное из­мерение охватывает все то, что относится к "метафизической стороне" бытия человека, что в качестве внутреннего и посто­янного условия, возможности и предела предшествует свобод­ной реализации личности. Поэтому следует более вниматель­но рассмотреть основные экзистенциальные характеристики личности.

1. Присматриваясь к особенностям нашего человеческого бытия и имея в виду именно персональное бытие каждого от­дельного индивида, пожалуй, первое, что можно заметить, — это уникальность, неповторимость каждого из нас как лич­ности, как индивидуального человеческого существа. Безуслов­но, между людьми существует сходство, похожесть отдельных черт внешности или характера, и все же, — у каждого есть не­что особенное, только ему присущее, что делает его интерес­ным для окружающих, какие-то особенные таланты, умения, манеры, чувства, мысли. Индивидуальность нашего "Я", бес­конечное разнообразие личностей — культурное богатство че­ловеческого рода. Это особенно наглядно проявляется в мире искусства, науки, политической деятельности. Уникальность ин­дивида не есть нечто абстрактное, она проявляется, практиче­ски, ежедневно — в быту, на работе, в общественных местах. Иногда окружающим от этого приходится испытывать неудоб­ства, иногда — радость, но во всех случаях с этим приходится считаться.

2. Следующая фундаментальная особенность нашего бы­тия как людей — это смертность, временная конечность каж­дого. К этому обстоятельству можно относиться по-разному, но оно мощно определяет всю нашу реальную жизнь. Экзис-


-------------------------------------- Основной курс ---------------------------------------.

тенциалисты придают данному факту принципиальное значе­ние с точки зрения становления подлинной человеческой лич­ности. Человек начинает по-настоящему понимать смысл и ценность жизни лишь в ситуации "лицом к смерти". Челове­ческая жизнь не только конечна, она по меркам жизнепережи-вания — мала и быстротечна. Все это налагает свой отпечаток на проблемы нравственности. Зачем создавать великое, бессмер­тное, если сам человек смертен?

3. Следующая черта — незавершенность, незапрограм­мированность, открытость человеческой сущности. Всякое жи­вотное рождается со строгим набором возможностей, функ­ций, способностей. Человек не предопределен, и он не знает во что и когда самоосуществится. Он творит не только окружа­ющий мир, но и самого себя.

4. Человек обладает великим и во многом необъяснимым даром — даром быть свободным; как утверждают экзистенциа­листы, его свобода абсолютна. Но свобода — это одновремен­но и абсолютная ответственность.

5. Человеческое бытие бессмысленно. Никто не может од­нозначно и строго объективно указать хоть какой-нибудь один момент, функцию, цель индивидуального бытия человека имен­но как личности (а не живого организма или носителя соци­альной роли).

Однако следует обратить внимание на то, что бытие чело­века антиномично: все перечисленные свойства справедливы лишь в интервале экзистенции, индивидуального существова­ния. Вместе с тем можно найти такие социальные интервалы, когда бытие человека стандартизировано и анонимно, в кото­ром люди взаимозаменяемы. Можно найти интервалы, в кото­рых люди как бы обретают бессмертие, а также являются за­программированными, отчужденными, лишенными свободы, приобретшими навязанный социумом смысл своего бытия.


—------------------------- Философская антропология -------------------------------

Экзистенциальные потребности человека заключаются в том, что он стремится:

к самоутверждению,

к осмысленному бытию,

продлить себя (во времени, в потомках, в предметах),

к оригинальности,

к свободе.

Как уже говорилось, духовно-практическое освоение мира человеком предполагает особую форму деятельности, жизнен­ной активности — деятельность по самоопределению. Эта дея­тельность связана с тем, что человек незавершен, он не столько сущность, сколько существование. Сущность людей — в от­сутствии изначально заданной сущности. Поэтому индивид "пробует себя", ищет себя, прокладывает свой путь в жизни, воюет с судьбой или покоряется ей. Однако так или иначе че­ловек стремится утвердить себя. Формы самоутверждения мо­гут быть самыми разными — как позитивными, так и негатив­ными. Самоутверждение связано с самоутратой. Человек не­редко пытается утверждать себя через пристрастие к алкоголю, наркотикам, бездуховному сексу, но тем самым он одновремен­но разрушает себя, теряет, он становится маргинальной лично­стью, неукорененной в жизни, в обществе, культуре.

Негативное самоутверждение ведет к самоутрате, позитив­ное — к самоосуществлению. Последнее включает в себя сле­дующие уровни:

1. Размышление, самоанализ, рефлексия над самим собой, поиск себя;

2. Самопроектирование;

3. Самостроительство;

4. Самореализация, достижение счастья, гармонии,
идеала.


-------------------------------------- Основной курс ------------------------------------------,

Почему необходимо и почему возможно самоосуществле­ние? Это вытекает из основных фундаментальных характерис­тик человека — его уникальности, открытости и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: