Концепция управления персоналом — теоретическая и методологическая база, а также система практических подходов к формированию механизма управления персоналом в конкретных условиях.
На сегодня многие признают концепцию управления персоналом известного российского ученого в области менеджмента Л.И. Евенко, которая выделяет четыре концепции, которые развивались в рамках трех основных подходов к управлению персоналом:
· экономического;
· органического;
· гуманистического.
Период | Концепции | Подходы | |
20-40-е гг. ХХвека | Использованиетрудовых ресурсов (labour resources use) | Экономический (работник — носитель трудовой функции, «живой придаток машины») | |
50-70-е гг. ХХ века | Управление персоналом (personnel management) | Органический (работник — субъект трудовых отношений, личность) | |
80-90-е гг. ХХ века | Управление человеческими ресурсами (human resource management) | Органический (работник — ключевой стратегический ресурс организации) | |
XXI век | Управление человеком (human being management) | Гуманистический (не люди для организации, а организация — для людей) |
Экономический подход дал начало концепции использования трудовых ресурсов. В рамках этого подхода ведущее место занимает техническая, а не управленческая подготовка людей на предприятии. В начале XX в. вместо человека в производстве рассматривались лишь его функция — труд, измеряемый затратами рабочего времени и зарплатой. В сущности, организация — это набор механических отношений, и действовать она должна подобно механизму: алгоритмизировано, эффективно, надежно и предсказуемо. На западе эта концепция нашла отражение в марксизме и тейлоризме, а в СССР — в эксплуатации труда государством.
|
|
В рамках органической парадигмы последовательно сложились вторая концепция управления персоналом и третья концепция управления человеческими ресурсами.
Научной основой концепции управления персоналом, развивавшейся с 30-х гг., была теория бюрократических организаций, когда человек рассматривался через формальную роль — должность, а управление осуществлялось через административные механизмы (принципы, методы, полномочия, функции).
В рамках концепции управления человеческими ресурсами человек стал рассматриваться не как должность (элемент структуры), а как невозобновляемый ресурс — элемент социальной организации в единстве трех основных компонентов — трудовой функции, социальных отношений, состояния работника. В российской практике эта концепция используется фрагментарно более 30 лет и в годы перестройки получила распространение в «активизации человеческого фактора».
|
|
Именно органический подход обозначил новую перспективу управления персоналом, выведя этот тип управленческой деятельности за рамки традиционных функций организации труда и заработной платы.
В конце ХХ в. с развитием социальных и гуманитарных аспектов в менеджменте сформировалась система управления человеком, где люди представляют главный ресурс и социальную ценность организации.
Анализируя изложенные концепции, можно обобщить подходы к управлению персоналом, выделив два полюса роли человека в общественном производстве:
· человек как ресурс производственной системы (трудовой, людской, человеческой) — важный элемент процесса производства и управления;
· человек как личность с потребностями, мотивами, ценностями, отношениями — главный субъект управления.
Другая часть исследователей рассматривает персонал с позиции теории подсистем, в которых работники выступают в качестве важнейшей подсистемы.
Учитывая все перечисленные подходы к анализу роли человека в производстве, можно следующим образом классифицировать известные концепции в виде квадрата (рис. 2).
По оси ординат показано разделение концепций по тяготению к экономической или социальной системам, а по оси абсцисс — по рассмотрению человека как ресурса и как личности в процессе производства.
Управление персоналом — это специфическая функция управленческой деятельности, главным объектом которого является человек, входящий в определенные социальные группы. Современные концепции базируются, с одной стороны, на принципах и методах административного управления, а с другой стороны, на концепции всестороннего развития личности и теории человеческих отношений.
Основная литература:
1. Виханский, О. С., Наумов, А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебник. / М.: Изд-во МГУ, 2010. – 528 c.
2. Веснин В.Г. Основы менеджмента. - М.: Проспект, 2011.
3. Коротков, Э.М. Менеджмент: учебник для бакалавров / Э.М. Коротков – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. – 640 с. – Серия: Бакалавр. Углубленный курс.
Дополнительная литература:
4. Основы менеджмента / Под ред. И.Ю. Солдатовой. – М.: Дашков и К, 2006. – 256 с.
5. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. – СПб.: Питер, 2006. – 816 с.: ил.
6. Огарков А.А. Управление организацией: учебник. – М.: Эксмо, 2008.
7. Поршнев А.Г. Управление организацией: учебник / Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. – М.: ИНФРА-М, 2008.
[1]
Чудновская С. Н. История менеджмента. СПб.: Питер, 2004. С.61-69.
[2] Богданов А. А. Очерки всеобщей организационной науки. Самара: Государственное издательство,1921. С.36.
[3] Чудновская С. Н. История менеджмента. СПб.: Питер, 2004. С.75-76.
[4] Коргова М. А. История менеджмента. Ростов н/Д: Феникс, 2010. С.195-201.
[5] Менеджмент. [Электронный ресурс]. Красноярск: ИПК СФУ, 2008.
[6] Жога Г. Любим - не любим //Эксперт Урал. – №24 (287). – 25 июня 2007. – С.5.
[7] Коргова М. А. История менеджмента. Ростов н/Д: Феникс, 2010. С.128-143.
[8] Коргова М. А. История менеджмента. Ростов н/Д: Феникс, 2010. С.152-158.
[9] Менеджмент. [Электронный ресурс]. Красноярск: ИПК СФУ, 2008.