Современные концепции управления персоналом
Современная теория и практика управления персоналом основана на 4 основных концепциях:
• Концепция использования трудового ресурса (экономическая).
• Концепция управления персоналом (организационно-административная).
• Концепция управления человеческими ресурсами (организационно-социальная).
• Концепция управления человеком (гуманистическая). Концепция использования трудового ресурса
Цель - максимальное использование трудового потенциала работников.
Теоретическая основа - теория научного управления Ф. Тейлора.
Парадигма управления - экономическая («человек - строка в ведомости на получение зарплаты»).
Роль человека - фактор производства.
Место человека - элемент процесса труда.
Требования к «качеству» сотрудника - техническая подготовленность, исполнительность, дисциплинированность, подчинение личных интересов общему делу.
Типичный стиль управления - авторитарный.
Вывод: Основным содержанием управления персоналом является организация труда и заработной платы; стимулирование эффективной работы осуществляется методом оплаты рабочего времени.
Цель - использование трудового и личностного потенциала человека.
Теоретическая основа - теория бюрократической организации А. Файоля.
Парадигма управления - организационно-административная «человек - позиция в штатном расписании».
Роль человека в системе управления - ресурс организации. Место человека в системе управления - элемент формальной организационной структуры.
Требования к «качеству» сотрудника - профессионально-квалификационные и личностные качества, соответствующие должности.
Вывод: Основным содержанием управления персоналом является управление системой полномочий и ответственности на всех фазах и стадиях «жизненного цикла» человека в его трудовой деятельности в организации
Концепция управления человеческими ресурсами Цель - максимальное использование потенциала человека путем создания оптимальной окружающей среды.
Теоретическая основа - теория «человеческих отношений» Элтона Мэйо и постбюрократическая теория организации.
Парадигма управления - организационно-социальная («человек - невозобновляемый организационный ресурс, элемент социальной организации»).
Роль человека в системе управления - ресурс организации. Место человека в системе управления - элемент социальной организации.
Требования к «качеству сотрудника» - профессионально-квалификационные и личностные качества, соответствующие должности, и соответствие психологическому климату, корпоративной культуре организации.
Вывод:
Управление распространяется как на формальную (выполнение должностных обязанностей), так и неформальную (социальные отношения внутри организации, физическое психологическое состояние работников и т.д.) организации
Концепция управления человеком Цель - создание условий для самореализации человека. Теоретическая основа - философия японского менеджмента. Парадигма управления - гуманистическая: «не человек для организации, а организация для человека».
Роль человека в системе управления - главный субъект организации.
Место человека в системе управления - член организационной системы.
Требования к «качеству» сотрудника не предъявляются, внутриорганизационные отношения зависят от желаний и способностей сотрудников.
Вывод: Основным содержанием управления является самоуправление, стимулирование эффективной работы осуществляется повышением качества трудовой жизни.