Обычная практика разработки и внедрения крупных, системных нововведений состоит в том, что их инициатором является либо 1-е лицо, либо весь высший управленческий персонал фирмы. При этом обычный алгоритм предполагает сначала выработку стратегии преобразований, затем внедрение новых системных решений и в конце – обучение персонала работе в новых условиях. Часто последний этап не реализуется, и работники вынуждены приспосабливаться к новым условиям путем проб и ошибок.
В ряде случаев внедрение новшеств приводит к изменениям структуры предприятия, методов управления и т.д. Этот процесс изменений не должен быть стихийным, им надо управлять, иначе он обречен на неудачу.
Наиболее частое заблуждение инициаторов состоит в том, что они надеются на здравомыслие всех вовлеченных в преобразования. Однако практика показывает, что существенные изменения в системе управления предприятием всегда наталкиваются на явное или скрытое сопротивление персонала, причем, не после его внедрения, а с момента провозглашения идеи о необходимости коренных преобразований и далее на каждом этапе. Т.о., это явление не случайное, а объективное.
|
|
Итак, сопротивление – сложное поведение людей (работников предприятия), приводящее к явному или скрытому противодействию коренным изменениям в системе управления [2.4].
При этом форма их может быть самая разнообразная. Так, в процессе разработки нововведений имеют место:
отсрочки начала процесса изменений под любыми «благовидными» предлогами;
неожиданные препятствия и различные трудности, которые требуют пересмотра самой идеи преобразований, либо увеличивают затраты по сравнению с запланированными или располагаемыми;
попытки саботировать изменения или «утопить» их в потоке других первоочередных дел.
После завершения преобразований сопротивление может проявляться в виде:
отставания фактических результатов от запланированных;
попытки отнесения полученных эффектов за счет «доперестроечных» усилий;
внедрения мнения, что новое – это старое, но только другими словами (на этой основе – возврат к прежнему);
предложения «еще больше увеличить» эффект нововведений за счет подключения к новой системе элементов старой.
Источники сопротивления нововведениям:
1-й и главный – отдельные лица, а также группы работников (их совместные действия). Известно, что человек противодействует новому тогда, когда он не чувствует себя в безопасности: вынужден принимать рискованные решения, что противоречит его натуре и не соответствует его прошлому опыту; чувствует, что в результате нововведений он может оказаться лишним или потеряет прежний статус; не способен выполнять новую роль, отведенную ему в новой системе отношений; не желает (не способен) обучаться новому и подстраивать свое поведение под изменившиеся линии взаимодействия в процессе работы.
|
|
Особенно это касается руководителей (опасаются уменьшения зарплаты, ограничения контроля над ресурсами, сужения личного влияния на процесс принятия управленческих решений, сокращения властных функций).
2-й источник – само предприятие, как система (это социально–экономическая система, состоящая из сложившихся подразделений, которые могут разрушиться, к тому же любая система стремится к самосохранению и самовоспроизводству, т.е. сохранить свои характеристики).
Модель успешного управления организационными изменениями Л.Грейнера состоит из шести этапов:
1. Давление и побуждение: анализ проблемы вместе с коллективом и побуждение его тем самым к изменениям.
2. Посредничество и переориентация внимания: осознание истинных причин и необходимости перемен, Выработка сообща представления (ориентации), как организовать процесс достижения целей, и руководить им.
3. Диагностика и осознание: выявление проблем, решение которых должно изменить существующее положение, сбор информации, причем (самое главное) с нижних уровней. Поощрение согласованности при выработке нового видения, компетентность при проведении его в жизнь и сплоченность в продвижении.
4. Новое решение и новые обязательства: отыскание новых решений и получение поддержки тех, кто их будет реализовывать. Распространение процесс обновления на другие подразделения, не подталкивая его сверху – не форсируйте события, дайте каждому подразделению возможность найти свой собственный путь к новой организации.
5. Воплощение процесса обновления в официально проводимой политике, системах и структурах.
6. Проведение изменений в полном масштабе. Контроль процесса обновления и приспособление стратегии к проблемам, возникающим в ходе его выполнения.
Проверенные методы снижения (устранения) сопротивления изменениям:
- открытое обсуждение идей и мероприятий изменений, убеждение работников в их необходимости;
- привлечение подчиненных к принятию решений, создание обстановки открытости;
- поддержка помощников (предоставление отдыха, повышение квалификации);
- стимулирование согласия сопротивляющихся;
- кооптирование (включение) скептиков в комиссии по приемке новшеств;
- маневрирование (выборочное использование информации в отношении разных людей (просьба о поддержке, одобрение предложений и т.п.);
- принуждение (угроза увольнения, лишение продвижения, премии и др.).
И.Ансофф предлагает четыре специальных метода, позволяющих предвидеть, ослабить и держать под контролем сопротивление изменениям (таблица 3) [2.9]:
принудительный (требует больших затрат и нежелателен в социальном аспекте – конфликты), используется в условиях острого дефицита времени, когда требуется незамедлительная реакция. Принудительное изменение будет более эффективным, если перед началом перемен провести анализ настроения и поведения персонала, создать атмосферу поддержки;
метод адаптивных изменений (его лозунг: «Москва не сразу строилась»);
управление кризисной ситуацией (экстренные непопулярные меры);
управление сопротивлением (метод «аккордеона») – промежуточное положение между принудительным и адаптивным, когда есть время и ресурсы.
Таблица 6.1 - Сравнение методов внедрения изменений
Метод | Условия применения | Преимущества | Недостатки |
Принудительный | Лимит времени для реформирования | Быстрота изменений | Сильное сопротивление |
Адаптивный | Отсутствие срочности | Слабое сопротивление | Медленное и неупорядоченное реформирование |
Кризисный | Угроза существованию предприятия | Слабое сопротивление, а на начальных этапах – поддержка | Жесткий дефицит времени и риск неудачи |
Управление сопротивлением | Средняя срочность или циклическое реформирование | Регулируемое сопротивление и подгонка к нужному моменту | Сложность планирования и реализации |
Общая их идея – в целенаправленном поэтапном создании «стартовой площадки» для нововведений, т.е. процесса изучения действующих в ходе преобразований сил (факторов) и формирования положительного потенциала из сторонников реформирования, способных довести его до конца.
|
|
Выбор конкретного метода осуществления изменений зависит от многих факторов, например, от принятого стиля управления на предприятии, организационной культуры, уровня компетентности руководителя, подготовки персонала и т.д. Например, авторитарные руководители предпочтут действовать решительно и напористо, чтобы сократить продолжительность процесса изменений; руководители – демократы продлят его возможно дольше в целях снижения сопротивления.
Непросто рассчитать и момент выхода на рынок, чтобы определить нарастающий спрос, определить шаги конкурентов. На выбор метода влияет и склонность руководителя к риску, особенно при благоприятных возможностях.