Экспертиза инновационных проектов и решений

Задачей экспертизы является оценка научного и технического уровня проекта, возможностей его выполнения и эффективности. На основании экспертизы принимаются решения о целесообразности и объеме финансирования.

Процедуры оценки проектов, юридического оформления соглашений и контрактов, а также формы и методы контроля за их исполнением действуют во всех странах с развитой рыночной экономикой. Большое внимание уделяется срокам проведения экспертиз, согласований, продолжительности периода от подачи заявок и предложений до открытия финансирования или предоставления льгот и субсидий. Совершенствуются методы контроля за ходом реализации проектов, использованием средств по целевому назначению, увеличивается число обязательных условий, которым должен соответствовать проект.

Существуют три основных метода экспертизы инновационных проектов, финансируемых из бюджета:

1. описательный;

2. сравнение положений «до» и «после»;

3. сопоставительная экспертиза.

Описательный метод получил широкое распространение во многих странах. Его суть состоит в том, что рассматривается потенциальное воздействие результатов осуществляемых проектов на ситуацию на определенном рынке товаров и услуг. Он позволяет учитывать. Например, взаимодействие сферы НИОКР с патентным правом, налоговым законодательством, образованием, подготовкой и переподготовкой кадров. Описательный метод позволяет обобщить получаемые результаты, прогнозировать и учитывать побочные процессы.

Основным недостатком метода является то, что он не позволяет корректно сопоставить два и более альтернативных варианта.

Метод сравнения положений «до» и «после» позволяет принимать во внимание не только количественные, но и качественные показатели различных проектов. Однако этому методу присуща высокая вероятность субъективной интерпретации информации и прогнозов.

Сопоставительная экспертиза состоит в сравнении положения предприятий и организаций, получающих государственное финансирование с теми, кто его не получает. В этом методе обращается внимание на сравнимость потенциальных результатов осуществляемого проекта, что удовлетворяет требованиям проверки экономической обоснованности конкретных решений по финансированию краткосрочных и быстроокупаемых проектов.

Метод сопоставительной экспертизы применяется в США и других странах с развитой рыночной экономикой.

Вместе с тем, этот метод также имеет недостатки, в частности, он не применим при выработке долгосрочных приоритетов государственной политики.

Плюсы и минусы различных методов экспертизы инновационных проектов обусловливают их комбинированное применение.

Специальной комиссией ОЭСР рекомендовано руководствоваться следующими принципами проведения экспертиз:

· Наличие независимой группы исследователей, выступающих арбитрами в спорных ситуациях по результатам экспертизы, по подбору специалистов ее проводящих и методам контроля.

· При расчете добавленной стоимости деятельность в области исследований и нововведений рассматривается как производственная.

· Осуществлять предварительное прогнозирование и планирование расходов на среднесрочную перспективу, чтобы иметь возможность определить предполагаемую эффективность и время для контроля.

· Увязывать методы контроля с перспективами развития системы руководства научно-технической политикой на государственном уровне.

В ряде стран, например, во Франции, экспертная оценка проектов и контроль за их исполнением проводятся теми организациями, которые осуществляют их финансирование. Обязательными параметрами являются: сроки завершения отдельных этапов работ и всего проекта и степень риска, связанного с осуществлением проекта. В связи с этим во Франции сроки проведения крупномасштабных прикладных исследований колеблются от 8 до 15 лет.

При экспертизе проектов должно быть учтено потенциальное воздействие результатов исследований или разработок на социальную, экономическую и экологическую среду.

К каждой экспертной группе может быть подключен высококвалифицированный представитель заказчика экспертизы.

Эксперты имеют право требовать любую информацию, касающуюся разрабатываемого проекта.

В странах с развитой рыночной экономикой работа экспертов не ограничивается только оценкой проект, но может предусматривать и контроль за ходом работ. При этом методы контроля должны соответствовать уровню проводимых экспертиз.

Экспертиза содержит не только количественную, но и качественную оценку проектов. При принятии решений учитываются оценки, высказанные каждым членом экспертной группы.

В России выделение ассигнований для финансирования капитальных вложений, затрат на научные исследования и разработки и прочих текущих затрат по федеральным научно-техническим программам, утвержденным Правительством Российской Федерации осуществляется целевым назначением государственному заказчику через Федеральный бюджет на очередной финансовый год.

Реализация федеральных научно-технических программ осуществляется на основе Государственных контрактов, которые заключаются государственными заказчиками с исполнителями программ, отбираемых на конкурсной основе.

Экспертизу проектов в области гуманитарных и общественных наук проводят Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) и Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ).

В РГНФ экспертная оценка формализуется в виде ответов на вопросы экспертной анкеты и предусматривает следующие варианты итогового заключения эксперта:

1. 5 – проект заслуживает безусловной поддержки;

2. 4 – проект заслуживает поддержки;

3. 3 – проект может быть поддержан;

4. 2 – проект не заслуживает поддержки;

5. 1 – проект не заслуживает рассмотрения экспертным советом.

В экспертной анкете учитывается наличие или отсутствие обстоятельств, затрудняющих объективную экспертизу. Это может быть связано с «конфликтом интересов».

Ситуация «конфликта интересов» может быть связана с тем, что: не совпадают научные интересы эксперта и содержания проекта; эксперт состоял или состоит в партнерских, финансовых, родственных отношениях с руководителем или исполнителями проекта; в отношениях научного руководства с руководителем (или с одним из основных исполнителей проекта).

Экспертная оценка дается на основе анализа научного содержания проекта и научного потенциала автора (или авторского коллектива).

При анализе изложения замысла проекта учитывается:

· Четкость изложения замысла проекта (четкая, нечеткая);

· Четкость определения цели и методов исследования (четко, нечетко);

· Качественные характеристики проекта (проект имеет: фундаментальный характер; междисциплинарный или системный характер; прикладной характер);

· Научный задел (имеются: существенный научный и методологический задел в решении сформулированной в проекте проблемы; публикации по заданной теме; научно-методическая проработка решения проблемы отсутствует).

· Новизна постановки проблемы (автором впервые сформулирована и научно обоснована проблема исследования; автором предложены оригинальные подходы к решению проблемы; сформулированная в проекте проблема исследования известна науке и автором не предложены оригинальные подходы к решению проблемы).

Научный потенциал авторского коллектива оценивается с учетом анализа научного содержания проекта (автор (участники) в состоянии выполнить заявленную работу); эксперт сомневается в возможности выполнить заявленную работу.

Таким образом, эксперт должен дать не только описание проекта, но и оценить его актуальность для данной отрасли знаний; относится ли проект к приоритетным направлениям исследований; новизну поставленной проблемы; перспективы развития проекта; качественный состав участников и обосновать по вышеприведенной системе оценку проекта.

Для экспериментально-лабораторных исследований предусматриваются ответы на следующие вопросы:

· подготовлены ли программы исследований;

· подготовлены ил анкеты для опроса;

· проведено ли пилотажное исследование.

РФФИ проводит экспертизу на основе сравнительного анализа нескольких проектов. Экспертиза предусматривает три уровня.

Первый уровень – предварительное рассмотрение проекта и решение следующих задач:

· отбор проектов для участия во втором уровне экспертизы;

· составление мотивированных заключений по отклоненным проектам;

· определение экспертов по каждому проекту, прошедшему на индивидуальный уровень экспертизы.

Формализация результатов экспертизы осуществляется на рейтинговой основе.

Рейтинг индивидуального проекта устанавливается на втором уровне экспертизы.

На третьем уровне дается заключение по проекту (могут быть внесены коррективы в общий рейтинг проекта, принимаются решения о финансировании).

Индивидуальный рейтинг проекта рассчитывается по формуле:

R = r 1 + r 2 + r 3 (10.4)

где

R – общий рейтинг проекта;

r 1 – учитывает научную ценность проекта;

r 2 – учитывает реальность выполнения проекта в срок;

r 3 – корректирует суммарную оценку r 1 и r 2.

R может принимать значения от 2 до 13.

r1 оценивает вероятность того, что выполнение проекта может привести к новым принципиальным результатам; обеспечить существенное продвижение в рамках данного направления; оказать влияние на прогресс в данной или смежной научной области.

r2 учитывает научный уровень руководителя и потенциал возглавляемого им коллектива; научный задел и публикации по теме; информационное, лабораторное и материальное обеспечение проекта; корректность распределения задачи по этапам, результатам и срокам работы.

Например, в r 1 оценка «2» может означать «достаточную полезность проекта», оценка «5» – заявка на выдающийся результат.

Эксперт оформляет анкету, в которой обосновываются соответствующие оценки.

Российская программа экономических исследований ориентирована на поддержку исследований, направленных на решение проблем российской экономики переходного периода. Финансирование проектов осуществляется в форме индивидуальных грантов российским экономистам.

Основными целями являются:

1) поддержка и распространение новых научных методов и идей;

2) поощрение прикладных исследований, связанных с решением проблем экономики переходного периода;

3) развитие исследовательского потенциала путем создания условий для научной работы молодых специалистов;

4) содействие укреплению связей внутри научного экономического сообщества на территории России;

5) создание условий для включения российских исследователей в мировое экономическое сообщество.

Первым этапом экспертизы является предварительное рассмотрение заявок, которое проводилось в 1996 году Директором и Главным научным консультантом Консорциума. Второй этап экспертизы проводится Международным Экспертным комитетом Программы (МЭК)

Участники, прошедшие первый и второй этапы отбора (группа финалистов), представляют проекты своих исследований на научном семинаре Программы.

Таким образом, экспертиза инновационных проектов может осуществляться Государственным заказчиком (если финансирование идет из бюджета), а также специальными фондами поддержки научных исследований и разработок. Экспертиза проводится с целью отбора и решения проблемы финансирования.

Научно-техническая экспертиза в Республике Беларусь.

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке организации и проведения государственной научно-технической экспертизы.

Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.10.2007 № 1411 «О некоторых вопросах организации и проведения государственной научно-технической экспертизы» в редакции постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2012 г. № 996 и от 10 января 2013 г. №20

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящим Положением, разработанным в соответствии с частью первой статьи 13 Закона Республики Беларусь от 19 января 1993 года "Об основах государственной научно-технической политики" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1993 г., N 7, ст. 43; Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1997 г., N 33, ст. 657) и частью четвертой статьи 24 Закона Республики Беларусь от 10 июля 2012 года "О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.07.2012, 2/1977), определяется порядок организации и проведения государственной научно-технической экспертизы (далее - экспертиза).

(п. 1 в ред. постановления Совмина от 10.01.2013 N 20)

2. В соответствии с актами законодательства объектами экспертизы, проводимой в порядке, определенном настоящим Положением, являются:

проекты заданий международных, государственных, региональных и отраслевых научно-технических программ, разделов научного обеспечения государственных, региональных и отраслевых программ;

научно-технические проекты, выполняемые в рамках международных договоров Республики Беларусь;

инновационные проекты, финансируемые из республиканского бюджета за счет средств, предусмотренных на научную, научно-техническую и инновационную деятельность;

научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы в форме инновационного проекта и работы по организации и освоению производства научно-технической продукции, полученной в результате выполнения инновационных проектов и заданий государственных научно-технических программ, в том числе инновационные проекты субъектов малого и среднего предпринимательства, финансируемые за счет направляемых на эти цели Белорусскому инновационному фонду средств инновационных фондов, формируемых в соответствии с законодательством, а также венчурные проекты, финансируемые за счет выделяемых на эти цели Белорусскому инновационному фонду средств республиканского бюджета, предусматриваемых на научную, научно-техническую и инновационную деятельность;

(в ред. постановления Совмина от 10.01.2013 N 20)

инвестиционные проекты, претендующие на государственную поддержку, установленную для производств, основанных на новых и высоких технологиях, или на привлечение иностранных кредитов под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также иные инвестиционные проекты в случаях и на условиях, определенных Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь (далее - инвестиционные проекты);

комплекты заявочных документов на включение товаров собственного производства, претендующих на отнесение к высокотехнологичным или инновационным, в соответствующие перечни товаров, утверждаемые Советом Министров Республики Беларусь (далее - комплекты заявочных документов).

3. Экспертиза технологий на предмет отнесения их к новым и высоким, а также производств и организаций, основанных на таких технологиях, к высокотехнологичным в соответствии с актами законодательства проводится в порядке, определяемом Государственным комитетом по науке и технологиям (далее - ГКНТ) совместно с Министерством экономики.

4. Экспертиза представляет собой систему действий по анализу и оценке объектов экспертизы и подготовке соответствующего заключения и проводится государственными научно-техническими экспертными советами (далее - экспертные советы), создаваемыми ГКНТ и Национальной академией наук Беларуси по приоритетным направлениям научно-технической деятельности в Республике Беларусь.

5. В состав экспертных советов могут включаться ученые и специалисты Национальной академии наук Беларуси, учреждений высшего образования, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и иных организаций, а также органов государственного управления по их представлению и другие специалисты, в том числе иностранные.

При создании экспертного совета определяются его председатель, заместитель председателя и секретарь.

Не допускается включение одного и того же ученого или специалиста в состав нескольких экспертных советов.

Обновление состава экспертного совета проводится не реже чем один раз в два года и не менее чем на одну треть его численности.

Составы экспертных советов утверждаются ГКНТ и Национальной академией наук Беларуси.

6. При проведении экспертизы осуществляются анализ и оценка:

6.1. для всех объектов экспертизы - возможных социальных, экономических и экологических последствий от их принятия или реализации;

6.2. для проектов и работ, указанных в абзацах втором - пятом пункта 2 настоящего Положения (далее - проекты и работы):

принципиальной новизны, конкурентоспособности, научно-технического уровня, экономической эффективности;

объемов финансирования и сроков выполнения;

соответствия приоритетным направлениям научно-технической деятельности в Республике Беларусь;

потребности республики в результатах, планируемых при выполнении проектов и работ, с учетом возможностей расширения экспорта или сокращения импорта продукции, поставки разработанной и осваиваемой продукции;

научной, конструкторско-технологической и производственной базы, кадрового потенциала, в том числе численности сотрудников, предлагаемых для выполнения проектов и работ;

наличия у исполнителей опыта решения поставленных проблем, а также ранее полученных результатов работ, выполненных в рамках государственных программ научных исследований и государственных научно-технических программ, взятых за основу при выполнении проектов и работ, целесообразности проведения новых научных исследований, а также наличия необходимых для выполнения проектов и работ материальных и финансовых ресурсов;

6.3. для инвестиционных проектов:

научно-технического уровня привлекаемых и (или) создаваемых технологий;

возможности разработки и (или) применения предлагаемых новых технологий;

возможности создания новых высокопроизводительных рабочих мест;

6.4. для комплектов заявочных документов - возможности отнесения соответствующих товаров собственного производства к категории инновационных или высокотехнологичных.

ГЛАВА 2

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ

7. Для проведения экспертизы ГКНТ направляет в экспертные советы объекты экспертизы, оформленные в соответствии с установленными актами законодательства требованиями, в двух экземплярах.

8. Экспертный совет проводит экспертизу объекта экспертизы в течение одного месяца со дня его поступления в совет, если иное не предусмотрено актами законодательства. Указанный срок проведения экспертизы может быть продлен экспертным советом при необходимости доработки по результатам экспертизы объекта экспертизы организацией, его представившей, но не более чем на две недели.

9. К проведению экспертизы экспертный совет в порядке, определенном ГКНТ, привлекает на договорной основе не менее двух экспертов, являющихся высококвалифицированными специалистами в соответствующей области науки и техники.

В отдельных случаях в качестве экспертов могут привлекаться организации и иностранные эксперты.

Не допускается совмещение в одном лице эксперта и работника организации, представившей объект экспертизы, или лица, иным образом заинтересованного в реализации этого объекта.

Члены экспертного совета могут привлекаться в качестве экспертов. При этом они имеют право на подготовку экспертного заключения как для экспертного совета, членами которого они являются, так и для других экспертных советов.

10. По результатам рассмотрения объекта экспертизы эксперты готовят экспертные заключения, которые должны содержать:

10.1. для проектов и работ - однозначные выводы о целесообразности (нецелесообразности) их выполнения и финансирования за счет средств республиканского бюджета и (или) других источников финансирования;

10.2. для инвестиционных проектов - оценку научно-технического уровня и целесообразности их выполнения;

10.3. для комплектов заявочных документов - выводы об отнесении соответствующих товаров собственного производства к категории инновационных или высокотехнологичных.

11. Экспертный совет на своем заседании проводит экспертизу объекта экспертизы с учетом экспертных заключений и принимает заключение о ее результатах.

Заседание экспертного совета считается правомочным, если на нем присутствовало не менее двух третей его членов.

Объект экспертизы, получивший положительную и отрицательную оценку экспертов, может решением экспертного совета направляться третьему эксперту для подготовки дополнительного экспертного заключения.

Объект экспертизы, получивший два отрицательных заключения, отклоняется без рассмотрения на заседании экспертного совета.

Заключение экспертного совета о результатах экспертизы рассматриваемого объекта экспертизы считается принятым, если за него проголосовали более половины членов экспертного совета, принимавших участие в голосовании. При этом члены экспертного совета, являющиеся работниками организации, представившей рассматриваемый объект экспертизы, не принимают участие в голосовании. В случае равенства голосов председатель экспертного совета имеет право решающего голоса.

12. В случае необходимости экспертный совет может приглашать на свои заседания экспертов, представителей организации, представившей объект экспертизы.

При наличии замечаний со стороны экспертного совета организация, представившая объект экспертизы, должна устранить их в течение 7 дней.

При нарушении указанного срока экспертный совет имеет право возвратить материалы по объекту экспертизы в ГКНТ без дальнейшего его рассмотрения.

13. Заключение экспертного совета, протокол заседания экспертного совета, подписанные председателем и секретарем экспертного совета, направляются в ГКНТ. Заключение экспертного совета оформляется в соответствии с требованиями, устанавливаемыми ГКНТ.

14. В случае несогласия с результатами экспертизы организация, представившая объект экспертизы, имеет право обжаловать их в ГКНТ. В случае обжалования результатов экспертизы ГКНТ направляет объект экспертизы на повторную экспертизу или создает специальную комиссию для рассмотрения жалобы с участием представителей экспертного совета, ГКНТ и организации, представившей объект экспертизы. Решение данной комиссии, а также заключение экспертного совета, принятые при повторном рассмотрении объекта экспертизы, являются окончательными и обжалованию не подлежат.

ГЛАВА 3

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ ЭКСПЕРТНЫХ СОВЕТОВ И ЭКСПЕРТОВ

15. Председатель экспертного совета:

руководит деятельностью экспертного совета;

несет персональную ответственность за выполнение возложенных на экспертный совет задач;

назначает дату проведения заседаний экспертного совета.

В отсутствие председателя экспертного совета его обязанности исполняет его заместитель.

16. Секретарь экспертного совета:

проводит организационно-методическую работу по подготовке к проведению экспертизы;

готовит по заявлению экспертов запросы на представление дополнительных материалов, необходимых для проведения экспертизы;

ведет протокол заседаний экспертного совета;

готовит и представляет в ГКНТ документы для выплаты вознаграждения за проведение экспертизы членам экспертного совета и экспертам.

17. Члены экспертного совета и эксперты имеют право:

в порядке, установленном актами законодательства, запрашивать и получать через секретаря экспертного совета у организации, представившей объект экспертизы, дополнительные материалы, необходимые для подготовки квалифицированного и объективного заключения;

знакомиться с научно-технической, производственной и материальной базой, иными ресурсами организации, представившей объект экспертизы, в целях определения их пригодности для проведения планируемых работ;

высказывать при несогласии с принятым заключением экспертного совета особое мнение, которое отражается в протоколе заседания экспертного совета.

18. Члены экспертного совета и эксперты обязаны:

соблюдать требования настоящего Положения и актов законодательства в сфере защиты государственных секретов и конфиденциальности информации;

проводить объективный и всесторонний анализ и оценку рассматриваемого объекта экспертизы;

соблюдать установленные сроки и порядок выполнения экспертизы;

представлять обоснованные выводы и предложения по рассматриваемому объекту экспертизы.

19. Эксперты, нарушившие порядок проведения экспертизы, в дальнейшем не привлекаются к ее проведению и несут ответственность в соответствии с актами законодательства.

20. Эксперты и члены экспертного совета могут привлекаться в составе рабочих групп, создаваемых при ГКНТ, для проверки хода выполнения проектов и работ, экспертиза которых проводилась с их непосредственным участием, а также для приемки результатов выполнения этих проектов и работ.

ГЛАВА 4

ОПЛАТА ЭКСПЕРТИЗЫ

21. Оплата за проведение экспертизы организациям и иностранным экспертам производится за счет средств республиканского бюджета на основании договоров, заключенных в соответствии с актами законодательства.

22. Порядок выплаты вознаграждения экспертам и членам экспертных советов и его размер определяются ГКНТ по согласованию с Министерством финансов с учетом фактически затраченного времени на проведение экспертизы и сложности выполнения работ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: