Инновационные фонды

Источниками финансирования развития научно-технического прогресса являются также фонды специального назначения (например, Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований, Белорусский инвестиционный фонд, фонд информации Республики Беларусь и др.). Они создаются Советом Министров Республики Беларусь за счет средств госбюджета, добровольных отчислений заинтересованных министерств, ведомств, предприятий и организаций, а также за счет доходов от деятельности самих фондов.

Министерствами, ведомствами Республики Беларусь могут создаваться отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды за счет добровольных отчислений предприятий (например, себестоимости товарной продукции, работ) и других добровольных взносов.

Инновационные фонды образуются министерствами, государственными организациями, подведомственным республиканским органом государственного управления, учреждениями подчиненными правительству Республики Беларусь, за счет отчисления подведомственных им предприятий в размерах, ежегодно устанавливаемых законом о государственном бюджете. В настоящее время отчисления в инновационные фонды производятся в размере до 3 % от себестоимости продукции (работ, услуг) с отнесением этих отчислений на себестоимость

Министерства и другие органы государственного управления ведут систематический контроль за правильностью отчислений средств в инновационные фонды и за их целевым использованием. В смете доходов и расходов определяется основные направления расходования средств инновационных фондов.

За счет средств инновационных фондов финансируются:

- мероприятия по развитию производства продукции (работ, услуг), включая научно-исследовательские, опытно-конструкторские, опытно-технологические работы и освоение новых видов наукоемкой продукции;

- мероприятия по расширению реконструкции, техническому перевооружению, новому строительству;

- мероприятия по улучшению экологии:

- отдельные отраслевые научно-технические и инновационные проекты:

- развитие научно-технической информации, проведение научно-технических мероприятий (конференций семинаров, выставок):

- отраслевые программы по энергосбережению;

- инвестиционные проекты конверсионных мероприятий;

- разработка бизнес планов инвестиционных проектов и другие цели

Постановлением Совета Министров №1739 от 12.11. 1998г, создан Белорусский инновационный фонд (БИФ) для решения следующих основных задач:

- создание благоприятных условий для развития инновационной деятельности и эффективного функционирования предприятий и организаций разрабатывающих и выпускающих отечественную наукоемкую и высокотехнологическую продукцию;

- финансовая поддержка инновационных проектов, включая промышленное освоение результатов разработок, изобретений на условиях долгосрочного займа;

- развитие производств, основанных на новых и высоких технологиях;

- поддержка рынка технологий;

- привлечение иностранных инвестиций;

- содействие в организации совместных предприятий;

- проведение информационных, маркетинговых мероприятий;

- издание научно-методической литературы, каталогов, периодических изданий.

Для финансирования инновационных проектов БИФ ежегодно выделяется из республиканского бюджета до 60% общего объема финансирования на финансовую поддержку инновационных проектов. Начиная с 5-го года с момента образования фонда, размер средств, выделенных ему из республиканского бюджета ежегодно уменьшается на 25%. В конечном итоге финансовая база БИФ сформируется за счет возвращенных средств и средств привлеченных извне.

С момента образования и до марта 2002г. БИФ находился в ведении Госкомитета по науке и технологиям (ГКНТ) РБ а с 5 марта 2002г. в соответствии с Декретом Президента РБ №7 включен в состав Национальной Академии наук РБ с правами юридического лица.

Средства инновационного фонда выделяются участвующим в образовании инновационного фонда организациям на безвозвратной и возвратной основе. Основными принципами финансирования инновационных проектов на возвратной основе являются следующие (рис.5.2.):

Рис. 5.2.. Финансовая схема БИФ на возвратной основе.

1. Подготовка и представление рассмотрения материалов Проекта у государственного заказчика и исполнителя.

2. Рассмотрение Проекта на экспертных советах и конкурсных комиссиях, действующих при Комитете по науке и Технологиях РБ.

3. Заключение договоров между Белинфондом и Исполнителем Проекта, а также между субподрядными Исполнителями и др. заинтересованными в исполнении Проекта.

4. Соблюдения условия со стороны заявителя Проекта обязательно по финансированию не менее 50% общих затрат на выполнение проекта.

Финансирование работ и программ за счет средств инновационного фонда осуществляется на конкурсной основе с проведением экспертизы представляемых проектов

Представляется, что центр тяжести экспертизы БИФ в случае финансирования инновационных проектов на возвратной основе должен быть сосредоточен на определении их приоритетности для страны и оценке "надежности" предприятия (потребителя инвестиций) по критерию стабильности его деятельности, хотя бы в ближайшие (3-5) лет перспективе, а гарантий возврата средств. Необходимо найти более эффективные формы связи БИФ с производящими отраслями республики и их предприятиями. Существенным элементом такой связи должно стать отраслевые инновационные фонды (ОИФ) БИФ могло бы взять на себя координацию деятельности отраслевых фондов и методическое руководство, как минимум, в части средств, направленных на НИР, ОКР и их освоение в производстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: