double arrow

Виды способностей

Отдельные способности человека еще не гарантируют успеш­ного выполнения им сложной деятельности. Развитое у человека тонкое восприятие формы и цвета еще не делает его художником. Отличный музыкальный слух сам по себе еще не создает музы­канта. Для успешного овладения любой деятельностью необходи­мо определенное сочетание отдельных, частных способностей, образующих единство, качественно своеобразное целое, синтез, или, как говорят, ансамбль, способностей. В этом синтезе отдельные способности (компоненты) обычно объединяются вокруг определенного, стержневого личностного образования, своего рода центральной способности. Указанный синтез не является постоянным и неизменным, это развивающееся и изменяющееся под влиянием деятельности единство.

Различают способности разного уровня — учебные и творчес­кие. Учебные способности связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности, приобретением знаний, уме­ний и навыков. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с нахождением новых способов выполнения деятельности. С этой точки зрения различают, напри­мер, способности к усвоению, изучению математики и творческие математические способности. Разумеется, резко обособлять учеб­ные и творческие способности нет оснований: учебная деятель­ность обычно включает в себя и элементы субъективного твор­чества.

Различают также общие умственные способности и специаль­ные способности. Общие умственные способности — это способ­ности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности; эти способности отвечают требова­ниям, которые предъявляют не одна, а целый ряд, широкий круг относительно родственных деятельностей. К общим умственным способностям относят, например, такие качества ума, как умст­венная активность, критичность, систематичность, быстрота умст­венной ориентировки, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, сосредоточенное внимание. Специальные способнос­ти — это способности, которые необходимы для успешного выполнения какой-нибудь одной определенной деятельности — музы­кальной, художественно-изобразительной, математической, лите­ратурной, конструктивно-технической и т. д. Эти способности также представляют собой единство отдельных частных способ­ностей.

Например, в составе математических способностей большую роль играет математическая память (не память на числа, а память на общие схемы рассуждений и доказательств, на методы решения типовых задач, на общие правила); способность к логи­ческому мышлению в области количественных и пространствен­ных отношений; быстрое и широкое обобщение математического материала (способность увидеть общее в, казалось бы, различ­ных математических выражениях и действиях); легкое и сво­бодное переключение от одной умственной операции к другой стремление к ясности, простоте, экономности и рациональности рассуждений и решений и т. д. Все частные способности объе­диняются стержневой способностью — математической направлен­ностью ума (под которой понимают тенденцию вычленять при восприятии пространственные и количественные отношения, функциональные зависимости), связанной с потребностью в ма­тематической деятельности.

Конструктивно-технические способности включают такие компоненты, как наблюдательность в области технических приспо­соблений, позволяющую видеть их достоинства и несовершенства; точность и живость пространственных представлений; комбина­торную способность (способность составлять из данных узлов, деталей новые комбинации, сопоставлять свойства различных материалов); техническое мышление {способность понимать логику технических устройств).

Музыкальные способности составляют единство таких способ­ностей, как ладовое чувство, проявляющееся в эмоциональном восприятии и легком узнавании мелодий, способность к слухо­вому представлению, проявляющуюся в точном воспроизведении мелодии по слуху (иначе говоря, музыкальная память), музы­кально-ритмическое чувство — способность чувствовать ритм и воспроизводить его. Важное значение имеет и абсолютный слух — способность точно определять высоту звука без сравнения его с эталоном (хотя, по мнению некоторых исследователей, это свой­ство не обязательное). Все эти частные способности группи­руются вокруг стержневой способности — музыкальности, под которой понимают способность воспринимать музыку как выра­жение некоторого содержания (а не просто гармоническое со­четание звуков).

В основе литературных способностей лежат такие стержневые образования, как творческая активность и эстетическая позиция, объединяющие частные способности — наблюдательность, впе­чатлительность (эмоциональное переживание воспринятого), на­личие ярких, наглядных образов памяти, творческое воображе­ние, а также эмоциональность и выразительность языка.

К художественно-изобразительным способностям относится способность правильной оценки пропорций и светлотных отно­шений, способность чувствовать выразительную функцию цвета, творческое воображение и др.

Учителю, вдумчиво изучающему учеников, для правильной организации учебно-воспитательного процесса и индивидуального подхода в обучении и воспитании важно знать, и к чему обна­руживает способности его ученик, и в какой мере выражены эти способности — насколько быстро, легко и прочно овладевает ученик знаниями, умениями и навыками в соответствующей деятельности. О способностях ученика можно судить, наблюдая его проявления в соответствующей деятельности. Практически судить о способностях можно по совокупности следующих пока­зателей: 1) по быстрому продвижению (темпу продвижения) ученика в овладении соответствующей деятельностью; 2) по качественному уровню его достижений; 3) по сильной, дейст­венной и устойчивой склонности человека к занятиям этой дея­тельностью.

Например, по данным некоторых исследований оказалось, что в подавляющем большинстве случаев имелась прямая связь между интересами и склонностями к определенным учебным предметам и способностями к овладению ими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: