Бундесрат

Члены Бундесрата назначаются и отзываются правительствами земель. Количественный состав представителей от каждой земли предопределен количеством голосов, которыми располагает эта земля в Бундесрате. Это количество, в свою очередь, зависит от численности населения соответствующей земли. Каждая земля имеет в Бундесрате по меньшей мере три голоса. При численности населения свыше 2 млн жителей земля представлена в Бундесрате четырьмя голосами, земля с населением свыше 6 млн жителей – пятью, более 7 млн – шестью. Всего в этой палате 69 членов. Представителями могут назначаться члены правительства соответствующей земли. Как правило, в состав Бундесрата назначаются руководители органов исполнительной власти земель (министр-президент, бургомистр и т.п.), а также министры (сенаторы). Правительство каждой земли назначает в состав Бундесрата постоянных членов и их заместителей, которые замещают постоянных представителей. Члены Бундесрата имеют императивный мандат. Правительства земель дают указания своим представителям, как они должны голосовать по обсуждаемым вопросам, и могут в любое время отозвать их. Таким образом, Бундесрат является постоянно действующим органом, но его состав периодически меняется в зависимости от изменения состава земельных правительств.

Статус депутата. Основные характеристики статуса членов германского парламента сводятся к следующему. Прежде всего, следует отметить, что в Германии действует принцип несовместимости мандата депутата Бундестага с должностью члена Бундесрата. Мандат депутата Бундестага или члена Бундесрата несовместим также с должностью Федерального президента, судьи и некоторыми другими. В случае назначения депутата на должность федерального министра действие его мандата приостанавливается и на его место призывается следующий депутат, стоящий в соответствующем списке. Как уже отмечалось, мандат депутата Бундестага является свободным, а мандат члена Бундесрата носит императивный характер.

Члены Бундестага работают на постоянной профессиональной основе с получением заработной платы. Соответственно они не могут совмещать свои функции с другой оплачиваемой работой. Права депутатов осуществляются депутатами либо коллективно, либо каждым единолично. Одиночными правами являются: право участвовать в обсуждении, вносить поправки в законопроекты, участвовать в выборах органов Бундестага и быть избранным в эти органы и некоторые иные. Коллективно депутатами Бундестага решаются следующие вопросы: созыв досрочного заседания палаты (по требованию трети ее членов), проведение закрытых заседаний Бундестага (по требованию десятой части депутатов), образование следственного комитета для расследования вопросов, связанных с деятельностью правительства или иными событиями (по требованию четверти депутатов), возбуждение обвинения против Федерального президента (по требованию четверти депутатов). Кроме того, депутаты имеют право знакомиться со всеми материалами заседания палаты, вносить предложения об изменении повестки дня, выступать с заявлениями, предложениями при обсуждении тех или иных вопросов.

Депутаты пользуются индемнитетом и иммунитетом.

Регламент Бундестага предусматривает ответственность депутатов. Депутат-оратор, превысивший регламент выступления, может быть лишен слова председательствующим.

Как уже было отмечено, депутаты Бундестага имеют свободный мандат, но они связаны в определенной мере партийной Дисциплиной, и в то же время их жизнь, деятельность, имидж зависят от отношения к ним их избирателей, и поскольку СМИ широко освещают такого рода события, депутаты рискуют утратить доверие своих избирателей и знают, что их могут не включить в списки избирателей или не проголосовать за них, тем самым они утратят в следующий раз свой депутатский мандат.

Предусмотрен и ряд льгот для депутатов, в частности право бесплатного пользования транспортными средствами и др.

В отношении членов Бундесрата никаких норм об их ответственности ни в Основном законе, ни в Регламенте Бундесрата не установлено.

Депутаты объединяются во фракции или группы либо действуют как независимые.

Парламентские процедуры. Данные процедуры урегулированы регламентами палат. Традиционно к парламентским процедурам относятся

  • ведение законодательной работы,
  • осуществление парламентского контроля за деятельностью правительства,
  • формирование внутренних органов и др.

Первое заседание вновь избранного состава Бундестага созывается председателем Бундестага предыдущего созыва не позднее чем на 30-й день. Ведет первое заседание до избрания председателя Бундестага старейший по возрасту депутат. На первом заседании избирается президент Бундестага. Важнейшей процедурой является законодательный процесс.

Законодательный процесс. Парламент ФРГ осуществляет законодательные полномочия. Основной закон ФРГ разделяет компетенцию между Федерацией и землями. Федеральный парламент принимает законы в сфере исключительной компетенции Федерации и конкурирующей компетенции Федерации и земель, а также по вопросам, по которым Федерация может издавать общие правовые предписания (ст. 71-74, 77 и др. Основного закона). Все законопроекты вносятся в Бундестаг. Правом законодательной инициативы обладают Бундесрат, Федеральное правительство, партийные фракции и депутаты Бундестага в количестве не менее 5% (т.е. 31 депутат). Если законопроект вносится фракциями или депутатами, то он не требует одобрения Бундесрата, поэтому, если необходимо быстрое принятие закона, Федеральное правительство вносит проект через свою фракцию.

Федеральное правительство перед внесением в Бундестаг своего законопроекта направляет его сначала в Бундесрат, который в течение шести недель имеет право высказаться об этом проекте, согласовав его с правительствами земель. В случае особой сложности проекта или его большого объема срок увеличивается до девяти недель. Проект, определенный Федеральным правительством при внесении в Бундесрат как особо срочный, передается в Бундестаг по истечении трех недель, даже если мнение Бундесрата по этому проекту еще не получено; мнение Бундесрата в таком случае по получении немедленно направляют в Бундестаг. Проекты Бундесрата должны направляться в Бундестаг через Федеральное правительство, которое в течение шести недель обязано высказать по ним свое мнение. Этот срок в установленных Основным законом случаях может быть сокращен до трех недель или увеличен до девяти недель (ст. 72). Регламентом Федерального правительства Германии установлена та же процедура для производства экспертизы законопроектов, что и для разрешения правительством иных вопросов. За исключением случаев, вызванных срочностью принятия решения (абз. 2 ст. 76 Основного закона), выносимые на правительственное рассмотрение законопроекты должны быть обсуждены в заинтересованных федеральных министерствах. Перечень вызвавших разногласия на министерском уровне вопросов и предлагаемое решение, снабженное кратким обоснованием, передаются статс-секретарю аппарата Федерального канцлера (§ 16 Регламента Федерального правительства). Между представлением проекта решения и началом его обсуждения должно пройти не менее недели. Следует отметить, что две трети законопроектов вносится Федеральным правительством.

Законопроекты могут вносить и группы депутатов Бундестага (одна из фракций либо не менее 5% депутатов, что установлено в Регламенте Бундестага).

Законопроекты рассматриваются в трех чтениях. В ходе первого чтения, как правило, обсуждаются основные положения проекта. После этого законопроект передается в один из комитетов Бундестага. Второе чтение включает обсуждение каждой статьи проекта, внесение в него поправок. В третьем чтении также проводится обсуждение поправок, в конце – голосование по законопроекту.

Законы принимаются большинством голосов. Бундестаг правомочен принимать решения, если на заседании присутствуют более половины депутатов. Голосование осуществляется поднятием руки, а при заключительном голосовании – вставанием с мест. По требованию одной из фракций или 5% присутствующих депутатов может быть проведено поименное голосование. Регламентом предусмотрен и еще один способ голосования. Если возникают сложности с подсчетом голосов при открытом голосовании, депутаты покидают зал через три двери западной стороны: “за”, “против” и “воздержался”.

Принятый Бундестагом закон незамедлительно передается в Бундесрат. Если Бундесрат дает согласие, закон после наложения Федеральным канцлером своей контрасигнатуры (Этот термин переводится как “противоподпись” (от лат. contra – против и signare – подписывать). В юридической литературе он часто ошибочно пишется с двумя буквами “с” – “контрассигнатура” или “контрассигнация”. Непонятно, откуда взялась вторая “с”, если и в латинском, и в английском (sign), и в немецком (signieren) языках это слово пишется с одной буквой “с”. Слово “ассигнация” означает либо бумажно-денежные знаки, либо распоряжение на использование выделенных кредитов.) поступает на подпись Федеральному президенту и после подписания им вступает в силу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: