Федеративное устройство ФРГ

Федеративные отношения формировались в германском государстве в течение длительного времени. Как известно, на протяжении многих столетий (с V до середины XIX в.) на территории современной Германии и Австрии существовало множество государств. В течение этого периода наблюдались две взаимоисключающие тенденции в развитии германской государственности: с одной стороны, стремление к объединению, с другой – к самостоятельности и независимости.

С самого начала выявилась возможность объединения германских государств только на условиях сохранения определенной степени независимости субъектов и децентрализации власти, что возможно лишь в условиях федеративного устройства, что и предопределило процесс федерализации страны.

Вместе с тем чрезмерные претензии германских государств на независимость обусловили неудачу нескольких попыток такого объединения в первой половине XIX в.

Только прусскому кайзеру Вильгельму I удалось осуществить давнюю мечту германского народа – создать единое немецкое государство, первым императором которого он и стал. Первоначально был создан Северо-Германский Союз, включавший 22 государства. Во главе Союза стоял прусский король, но он был фактически оттеснен на второй план сильной фигурой канцлера О. Бисмарка. Победа Пруссии над Францией в войне 1871 г. окончательно закрепила господство Пруссии. В 1871 г. вступила в силу Конституция Германской империи, в состав которой входили 22 монархии и три вольных города (Любек, Гамбург и Бремен). Эта федерация отличалась большим своеобразием, поскольку в ее состав входили монархии, имевшие множество прерогатив в отношении внутреннего устройства. В то же время в конституции была четко выражена централизация власти, и германский император наделялся значительными полномочиями.

Федеративное устройство было закреплено и в Веймарской конституции (1919), согласно которой федерация включала 18 земель.

В дальнейшем, с установлением нацистского режима Германия приобрела форму унитарного государства без изменения конституционных начал, т.е. Веймарская конституция стала фиктивной. Очередной этап совершенствования формы государственного устройства Германии начался уже после Второй мировой войны.

Основной закон ФРГ (1949) закреплял федеративную форму государственного устройства Германии (абз. 1 ст. 20). Федерация в Германии построена по территориальному принципу. Первоначально Конституция закрепила федеративное устройство государства в составе 11 земель. В 1952 г. три земли объединились в одну – Баден-Вюртемберг. В 1957 г. в состав ФРГ после подписания договора между Францией и Германией в качестве земли был включен Саар. Наконец, при объединении двух германских государств в 1990 г. на территории бывшей ГДР было образовано пять новых федеральных земель.

В настоящее время в составе ФРГ 16 субъектов федерации: Бавария, Баден-Вюртемберг, Бранденбург, Гессен, Меклен-бург – Передняя Померания, Нижняя Саксония, Рейнланд-Пфальц, Саар, Саксония, Саксония-Анхальт, Северный Рейн – Вестфалия, Тюрингия, Шлезвиг-Гольштейн, а также три города, обладающих статусом земель и являющихся субъектами федерации: Берлин, Бремен и Гамбург. Земли различаются по своей социальной инфраструктуре, уровню промышленного развития, по территории и численности населения, историческим традициям, языковым диалектам и иными чертами.

Применительно к Германии сами немецкие ученые называют германскую модель кооперативным федерализмом (или кооперативной федерацией). Смысл кооперативной федерации состоит в том, что она базируется на принципах взаимодействия и сотрудничества федеральных властей с властью субъектов федерации.

Федерация асимметрична. Правда, в литературе встречается мнение о том, что германская федерация “в своей основе симметрична, хотя определенные элементы юридического неравенства между землями все же есть”.

Вместе с тем Основной закон содержит положения, направленные на обеспечение равенства прав жителей субъектов. Каждый немец имеет в любой земле равные права и обязанности (абз. 1 ст. 33); в высших учреждениях федерации должны использоваться в надлежащем соотношении чиновники всех земель, а в других учреждениях федерации набор сотрудников производится, как правило, из жителей той земли, где эти учреждения действуют (ст. 36). Основной закон говорит об обеспечении единого уровня жизни на всей территории федерации (п. 2 абз. 3 ст. 106).

В Основном законе ФРГ значительное место уделяется регулированию федеративных отношений, хотя и нет соответствующей специальной главы. Определены основы разграничения компетенции и основы статуса земель. Четко различаются исключительная компетенция федерации и конкурирующая законодательная компетенция.

Каждая земля имеет свою конституцию, свое законодательство, свой представительный орган власти – ландтаг, свое правительство – исполнительную власть, но они не обладают суверенитетом и не имеют права сецессии, т.е. права выхода из состава федерации.

Структура органов государственной власти в землях во многом сходна. Законодательную власть в субъектах Федерации осуществляют представительные органы, именуемые, как правило, ландтагами (в отдельных субъектах – по-иному, например в Бремене и Гамбурге – гражданское собрание, в Берлине – Палата депутатов). Исполнительная власть осуществляется правительством земли (в некоторых субъектах – кабинет, а в городах Берлин, Гамбург и Бремен – сенат). Правительство состоит из председателя, который называется министром-президентом, и министров. В судебную систему земель входят конституционные суды земель, а также суды низового и среднего уровня, распределенные по пяти ветвям судебной власти ФРГ.

Финансовый федерализм. Финансовая система Германии достаточно сложна. Основы финансовых отношений между Федерацией и субъектами закреплены непосредственно в Основном законе ФРГ. Данные отношения базируются на двух основных принципах: принципе связанности полномочий и расходов и принципе соответствия расходов и доходов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: