Федеральный канцлер ФРГ. Порядок избрания, функции, полномочия

Федеральное правительство

Следует отметить, что Федеральное правительство играет очень важную роль в системе государственной власти Германии, и особое место занимает фигура Федерального канцлера. Германию вследствие этого нередко именуют “канцлерской республикой”.

Федеральное правительство согласно Основному закону состоит из Федерального канцлера и федеральных министров (ст. 62). Процедура формирования Федерального правительства урегулирована ст. 63 и 64 Основного закона. Федеральный канцлер избирается Бундестагом по представлению Федерального президента, причем Федеральный президент сам никогда не появляется на заседаниях Бундестага, он вносит свою кандидатуру в письменной форме председателю Бундестага. Голосование проходит в Бундестаге без обсуждения внесенной кандидатуры. Вместе с тем сложилась своеобразная политическая практика (своего рода конституционный обычай). Перед формированием правительства заключаются коалиционные соглашения партий, поддерживающих будущее правительство. Этими соглашениями в общих чертах определяется состав будущего кабинета (кандидатура канцлера, персональный состав кабинета и основные направления политики).

Кандидатура на пост Федерального канцлера должна получить абсолютное большинство голосов, так называемое канцлерское большинство, т.е. 50% плюс хотя бы один голос от общего числа депутатов Бундестага. Голосование – тайное, с использованием бюллетеней, вложенных в конверт. Каждому депутату выдается избирательный бюллетень, в который вписана фамилия кандидата. Депутат делает свой выбор, вкладывает в конверт и передает в счетную комиссию, которая и проводит подсчет.

Если кандидатура не набирает канцлерского большинства, то ответственность за назначение канцлера возлагается на Бундестаг. В течение 14 дней Бундестаг должен самостоятельно определить кандидата на эту должность. Члены Бундестага предлагают свои кандидатуры. Допускается любое число кандидатур и туров голосования. Предложение о выдвижении кандидата должно получить поддержку четверти депутатов Бундестага. Прения по кандидатурам также не допускаются. Если предложенная кандидатура при голосовании набирает абсолютное большинство голосов, т.е. “канцлерское” большинство, то Президент в течение семи дней должен назначить Федерального канцлера. Таким образом, окончательно (формально) Федеральный канцлер назначается в любом случае Федеральным президентом.

Если в течение этих 14 дней Бундестаг не определил кандидата, то проводится еще один тур голосования, в котором опять же участвуют только депутаты Бундестага. Если кандидатура набирает канцлерское большинство, то Федеральный президент назначает Канцлера. Если же кандидатура получила не абсолютное, а относительное большинство, то Федеральный президент в течение семи дней либо назначает Федерального канцлера, заведомо полагая, что тот не будет пользоваться поддержкой большинства парламента (так называемый канцлер меньшинства), либо распускает Бундестаг и назначает новые выборы.

Процедура выборов Федерального канцлера происходит на первом же заседании Бундестага после очередных (или внеочередных) выборов президента Бундестага и его заместителей.

Назначение Федерального канцлера Президентом не требует контрасигнации и осуществляется путем вручения Президентом верительной грамоты. Федеральный канцлер представляет Президенту кандидатуры для назначения на должности федеральных министров. Члены Федерального правительства приносят присягу на заседании Бундестага. Одного из федеральных министров Федеральный канцлер назначает своим заместителем.

Основной закон ФРГ устанавливает принцип несовместимости должностей. Федеральный канцлер и федеральные министры не могут занимать никакие другие оплачиваемые должности, осуществлять коммерческую или профессиональную деятельность, входить в состав руководства, а без согласия Бундестага – в состав наблюдательного совета предприятия, имеющего целью извлечение прибыли (ст. 66).

Роль Федерального канцлера в руководстве страной очень велика. В соответствии с Основным законом он определяет основные направления политики и несет за них ответственность, а уже в рамках этих основных направлений федеральные министры ведут дела своей отрасли самостоятельно. В Основном законе подчеркивается особая роль федерального министра обороны, наделенного правом командовать Вооруженными силами в мирное время. Следует отметить, что при объявлении состояния обороны командование Вооруженными силами переходит не к Президенту, а к Федеральному канцлеру (ст. 115 Основного закона).

Федеральное правительство принимает свой Регламент, одобряемый Федеральным президентом. В этом акте урегулированы полномочия Федерального канцлера, права и обязанности федеральных министров, порядок работы Федерального правительства и т.п. Ответственность за деятельность правительства целиком несет Канцлер. Со сменой Федерального канцлера правительство уходит в отставку (ст. 69 Основного закона).

Полномочия Федерального правительства. Согласно Основному закону ФРГ полномочия Правительства достаточно объемны. Они позволяют ему оказывать значительное влияние на деятельность парламента. Так, Правительство обладает правом законодательной инициативы. Оно может вносить предложения о проведении закрытых заседаний Бундестага, требовать создания совместного комитета Бундестага и Бундесрата при согласовании позиций по законопроекту. В случае если бюджет страны не будет своевременно утвержден Бундестагом, Правительство имеет право само устанавливать расходы вплоть до утверждения бюджета уже в наступившем финансовом году. По предложению Федерального правительства Президент объявляет состояние законодательной необходимости. Перечисленные полномочия осуществляются в основном Федеральным канцлером, а во взаимоотношениях с другими органами власти Правительство действует исключительно через Федерального канцлера.

Правительство уполномочено издавать следующие акты: Регламент, которым определяются процедуры деятельности самого Правительства, постановления нормативного характера, а также административные предписания, которыми регулируются исполнительно-распорядительные отношения в землях в сфере федеральной компетенции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: