Правительство Японии. Состав, порядок формирования, функции, полномочия

В Японии оно именуется Кабинетом министров. В соответствии со ст. 66 Конституции Кабинет состоит из Премьер-министра, который возглавляет его, и других государственных министров. Конституция предусматривает парламентский способ формирования японского правительства. Вначале обе палаты из числа своих членов выдвигают кандидатуру на пост Премьер-министра. Согласно ст. 67 это выдвижение должно предшествовать всем прочим делам парламента. В случае разногласий между палатами по кандидатуре Премьер-министра или если Палата советников в течение 10 дней не приняла решение о выдвижении, решение нижней палаты считается решением парламента.

Следует отметить, что в условиях лидерства ЛДП кандидатура на пост премьера выдвигается фактически этой партией. Выборы кандидатуры проходят на заседании партийной фракции с участием представителей префектуральных организаций. Выдвинутая партией кандидатура рассматривается потом на пленарном заседании Палаты представителей, а затем – Палаты советников. Одобренная парламентом кандидатура назначается императором на должность Премьер-министра.

Вновь назначенный Премьер-министр самостоятельно формирует правительство, назначает государственных министров и освобождает их от должности (ст. 68 Конституции). Уже отмечалось, что большинство министров должны быть членами парламента, однако в практике государственного строительства в состав Кабинета крайне редко включаются лица, не являющиеся депутатами.

Фактически каждая внутрипартийная группировка представляет главе кабинета список кандидатур. Число и “отраслевая специализация” будущих министров в списке строго соответствуют положению и влиянию партийных группировок.

Характерная особенность японского Кабинета – его нестабильность. Так, в период с июля 2001 г. по июль 2010 г. сменилось семь премьер-министров. В июне 2010 г. седьмым за указанный период и 32-м Премьер-министром Японии за послевоенное время стал вновь избранный лидер Демократической партии Н. Кан.

Его предшественник, Юкио Хатояма, считается одним из самых богатых японских политиков и самым обеспеченным депутатом парламента. Можно сказать, Ю. Хатояма является представителем премьерской династии. Его дед, И. Хатояма, был основателем Либерально-демократической партии и Премьер-министром Японии, отец – министром иностранных дел Японии.

Примечательно, что сын Ю. Хатоямы – Киитиро работает в Высшей школе бизнеса МГУ им. М. В. Ломоносова и проживает в Москве. Он работает над проблемой избавления Москвы от автомобильных пробок.

Личное состояние Ю. Хатоямы оценивается почти в 17 млн долл. Его отставка связана с невыполнением предвыборных обещаний (вывод авиабазы ВМС США за пределы Окинавы) и коррупционными скандалами, в которых оказались замешаны члены его Кабинета.

За короткий срок своего премьерства Ю. Хатояма сумел использовать свое влияние для принятия парламентом резолюции, в которой четыре Южно-Курильских острова названы “исконно японскими территориями, которые незаконно оккупирует Россия”.

Новый Премьер-министр, Н. Кан, занимал в прежнем правительстве пост министра финансов. Он выходец из простой японской семьи, прославился борьбой с коррупцией и нерадивыми бюрократами.

Министры несут коллективную ответственность. В случае отставки Премьер-министра или вакансии на этом посту они должны уйти в отставку. В случае выражения правительству вотума недоверия или принятия резолюции порицания, Премьер-министр выносит решение об отставке правительства, если в течение 10 дней Палата представителей не будет распущена (ст. 69).

Кабинет в соответствии с Конституцией осуществляет исполнительную власть. Наряду с другими общими функциями управления он наделен полномочиями по исполнению законов и ведению государственных дел, руководству внешней политикой, заключению международных договоров, руководству гражданской службой, составлению бюджета и внесению его на рассмотрение парламента, изданию правительственных указов.

Конституция содержит норму об определенной степени неприкосновенности членов правительства. Так, согласно ст. 75 государственные министры не могут в период занятия ими своих должностей привлекаться к судебной ответственности.

Кабинет осуществляет свои функции на основе обычая. Процедуры заседания и принятия решений не регулируются писаными нормами права. Обсуждение вопросов и подготовка решений происходят в условиях секретности. Решения принимаются Кабинетом единогласно или на основе консенсуса. Принятие решений консенсусом во многом способствует более взвешенному и продуманному подходу, требует более тщательной подготовки и согласования проектов документов.

Во главе каждого министерства стоят министр и два заместителя: парламентский (является членом парламента и уходит в отставку вместе с министром) и административный. Последний является представителем высшего чиновничества и сохраняет свой пост, невзирая на частые смены министров (именно они сохраняют преемственность политики и руководства). Японские министры, как правило, не являются специалистами и потому целиком зависят от компетентности своих подчиненных. Министр может возглавлять не одно министерство, а два и более. Это делает ротацию министров менее болезненной для них самих. Данное обстоятельство привело к тому, что реальным руководителем аппарата министерства является административный заместитель министра – профессиональный чиновник со специальным образованием.

Министр – это, прежде всего политик, представитель правящей партии или партии, входящей в коалицию. Частые изменения политической ситуации приводят и к частой смене членов Кабинета. Средний срок пребывания министров в должности – около года. Министры, будучи еще и депутатами, уделяют время для работы с избирателями.

При Кабинете министров создаются вспомогательные органы: секретариат, законодательное бюро, совет по делам персонала, совет национальной обороны, канцелярия Премьер-министра, по правам приравненная к министерству. Они занимаются подготовкой важнейших вопросов государственной деятельности.

Важную роль в системе государственной власти играют также органы, действующие независимо от правительства, к числу которых относятся Счетная палата, Совет государственных учреждении и некоторые иные. Счетная палата призвана контролировать государственный бюджет и государственные расходы. Совет государственных учреждений ведает вопросами кадровой политики, контролирует назначение государственных чиновников, в частности следит за тем, чтобы при занятии государственных должностей не получала преимущества ни одна из партий, а назначения производились исключительно на основании профессиональной квалификации и опыта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: