Особенности конституционной истории и общественного строя Омана

Историко-политическое развитие страны. Султанат Оман – государство на востоке Аравийского полуострова. Территория – 212,5 тыс. кв. км; население – 2,8 млн чел. (2008 г.). Этнический состав населения: арабы – 75%, пакистанцы – 21, индийцы – около 4%.

В стране отмечается высокий уровень рождаемости (35 чел. на каждую тысячу населения), вследствие чего доля лиц моложе 25 лет составляет 60%.

Государственный язык – арабский. Ислам – государственная религия. Большую часть верующих составляют мусульмане-ибадиты (75%) и сунниты. Столица – г. Маскат.

По форме правления Оман – абсолютная монархия. Главой государства, главой Правительства и главнокомандующим Вооруженными силами страны является султан Кабус бен Сайд бен Теймур (с 23 июля 1970 г.).

Особенности конституционно-правовых институтов Омана предопределяются той ролью, которую играет ислам во всех сферах жизни общества, а также историческими процессами становления государственности в стране.

Государственность здесь возникла в начале III в., когда было образовано Королевство Оман. С VII в. территория Омана входила в состав Арабского халифата, а с середины VIII в. и до конца XVIII в. Оман являлся независимым имаматом (Имамат – институт осуществления государственной и духовной власти в исламском теократическом государстве, характеризующийся сосредоточением всей полноты власти (светской и духовной) в руках имама – полубожественного правителя.

Нельзя не подчеркнуть роль правителей в судьбах страны. Одним из таких правителей в Омане был Ахмед ибн Сайд (1744-1783 гг.), родоначальник правящей ныне династии Аль Бу Саидов. Ахмед ибн Сайд был выходцем из небольшого рода, не принадлежал к племенной знати, но сумел прийти к власти благодаря собственным заслугам в борьбе против персов. Он во многом способствовал усилению могущества государства. Отмечается, что именно в этот период Оман достиг вершины своего могущества (XVIII – начало XIX в.), когда контролируемая им территория простиралась от Индии до Мозамбика. Однако после смерти Ахмеда ибн Сайда в 1783 г. начались внутрисемейные распри, результатом которых стало разъединение Омана на две части: прибрежную с центром в Маскате и внутреннюю, управляемую ибадитским имамом. Хотя Оман и разделился, но во главе обеих его частей оказались представители рода Аль Бу Саидов. Раскол продолжался вплоть до начала этапа модернизации.

В середине XX в. территория имамата Оман оказалась захваченной английскими войсками и вооруженными силами султана Маската. В августе 1970 г. султан Маската Сайд бен Теймур объявил о создании султаната Оман в составе султаната Маскат и имамата Оман. В этом же году султан Сайд бен Теймур был свергнут и на престол взошел наследный принц Кабус бен Сайд, который и является главой государства по сей день. Произошел “семейный переворот”, поскольку султан Сайд бен Теймур был свергнут собственным сыном.

Султан Кабус смог обеспечить воссоединение Омана в рамках единого государства. Ему удалось умиротворить суннитский Дофар, вывести ибадитский Оман из состояния изоляции, начать реформирование общества и экономики.

Кабус получил прекрасное образование в Англии: учился в частной школе и в военной академии, затем служил в рядах английской армии. Сочетая в себе зачатки двух культур – восточной (исламской) и западной, султан сумел провести реформы решительно и без значительных столкновений или междоусобиц. За последние 30 лет страна из рабовладельческого государства превратилась в современное государство. В настоящее время Оман – аграрная страна с развивающейся нефтегазовой промышленностью, дающей бюджету основной доход. Добыча нефти составляет около 900 тыс. баррелей в день.

Именно с приходом к власти султана Кабуса и началась конституционная история этой страны, поскольку прежнее правление характеризовалось авторитаризмом и опиралось не на закон и право, а на силу.

В области государственного строительства следует выделить два важнейших декрета султана Кабуса: декрет (1991) о проведении выборов в созданный по его же инициативе маджлис аш-шура (совет представителей, обладающий совещательными функциями) и декрет от 6 ноября 1996 г. о введении в действие Основного закона – фактически первой конституции страны. Официальное наименование этого документа – “Белая книга. Основной закон Султаната Оман”. Он состоит из семи частей (разделов) и 81 статьи.

Основной закон закрепляет основы общественного и государственного строя, права, свободы и обязанности личности, статус главы государства, устройство системы власти. Статья 1 гласит: “Султанат Оман является суверенным независимым арабским исламским государством со столицей в Маскате”. “Системой правления является наследственный султанат, в котором власть переходит к потомкам мужского пола Сайда Турки бен Сайд бен Султана” (ст. 5).

Порядок изменения определен в заключительной статье и отличается своеобразием: “Настоящий Основной закон может быть изменен тем же способом, которым он был промульгирован”, т.е. декретом султана.

Экономика Омана, как и всех других стран Аравийского полуострова, развивается на основе нефтяной и газовой промышленности.

Преобладает государственная собственность на основные средства производства, и прежде всего на природные ресурсы. Практически вся нефтедобывающая сфера находится под контролем правящей династии. Экономическая деятельность осуществляется в соответствии с государственным планом. Основной закон устанавливает неприкосновенность государственной собственности, возлагая на государство обязанность ее защиты, а на граждан – обязанность сохранять эту собственность (ст. 11). В то же время в Основном законе содержатся и определенные гарантии частной собственности. Предусматривается возможность ограничения этого права и конфискации имущества в строгом соответствии с законом.

Особенности политической системы Омана. По форме правления Султанат представляет собой монархию с ярко выраженными чертами абсолютизма. Султан является главой государства и главой правительства.

Вместе с тем абсолютизм власти в Омане имеет более ограниченный характер по сравнению с Саудовской Аравией. Так, Основной закон закрепляет ряд ограничений, которые обязательны и для султана. Как уже отмечалось, конфискация имущества допустима в строгом соответствии с законом; запрещены депортация подданных и препятствие их возвращению, экстрадиция политических беженцев; провозглашена независимость суда (ст. 59–61 Основного закона).

По утверждению зарубежных источников, султан ведет свою страну постепенно в направлении ограниченной демократической системы, которую следует оценивать не по европейским меркам, а по стандартам региона Персидского залива. Декретом султана создана Национальная комиссия по правам человека при Государственном совете Омана, члены которой будут назначаться султаном. Но по-прежнему запрещены политические партии и профсоюзы.

Социально-духовные основы общества. Социальная структура оманского общества имеет черты сходства с другими странами региона Персидского залива. Сохраняются остатки кочевого образа жизни и родоплеменной иерархии. В социальной сфере реформы проявились особенно ярко.

Основной закон устанавливает в качестве важнейших принципов социальной системы справедливость, равенство и равенство возможностей всех подданных, а на государство возложена соответствующая обязанность обеспечить реализацию этих норм (ст. 12).

В относительно более патриархальном обществе Омана достаточно четко обозначилось направление политики признания права женщин участвовать наравне с мужчинами в формировании властных структур. Убежденный сторонник этой политики – сам султан Кабус.

Сокращается число насильственных браков (т.е. заключаемых по воле родителей без учета мнения невесты). Многоженство становится “дурным тоном” в обществе.

Отмечается развитие таких важных сфер, как образование и здравоохранение. Основной закон определяет образование как фундаментальный элемент общественного прогресса, закрепляя возможность получения образования в государственных или частных школах (ст. 13).

Согласно ст. 2 Основного закона государственной религией Омана является ислам и исламский шариат – основа законодательства. Несмотря на то, что Оман является клерикальным государством, здесь признается свобода вероисповедания и представители всех конфессий, а не только ислама могут свободно исповедовать свои культы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: