double arrow

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины


6.1. Оценочные средства для входного контроля

Входящий контроль проводится с целью выявления уровня подготовки студентов по пройденным учебным дисциплинам, предшествующим изучению дисциплины Конституционное право, в частности Теории государства и права, Логики, Профессиональной речи юриста, Информационных технологий в юридической деятельности, Истории отечественного государства и права, Истории государства и права зарубежных стран. Также целью входящего контроля является выявление ожиданий аудитории от предстоящего изучения данной дисциплины.

Входящий контроль может проводиться в устной форме (групповой опрос или индивидуальные собеседования со студентами) или письменной форме (ответы на поставленные вопросы в тестовой форме или в форме эссе).

Вопросы для входящего контроля:

1. Что такое государство?

2. Что такое право?

3. Что такое источник права?

4. Что такое правовая норма?

5. Назовите основные признаки государства?

6. Перечислите теории происхождения государства и права?

7. Что такое правоотношение?

8. Что является основанием возникновения, изменения и прекращения правоотношений?




9. Какие способы реализации права Вам известны?

10. Что такое юридическая ответственность?

11. Что такое санкция?

12. Перечислите и охарактеризуйте виды юридической ответственности?

13. Назовите исторические этапы становления России?

14. Охарактеризуйте Россию как государство?

15. Информационные технологии в юридической деятельности: понятие и основные направления (функции)?

16. Дайте понятие информационных процессов и перечислите их виды?

17. В чем состоит роль средств массовой информации в реализации информационных процессов.

18. Дайте понятие информационных систем, приведите их классификации?

19. Что такое справочно-правовые системы?

20. Перечислите виды справочно-правовых систем?

6.2. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студента

Самостоятельная работа студента является важным элементом изучения дисциплины «Конституционное право». Усвоение материала дисциплины на лекциях, семинарах и в результате самостоятельной подготовки и изучения отдельных вопросов дисциплины, позволят студенту подойти к промежуточному и итоговому контролю подготовленным, и потребует лишь повторения ранее пройденного материала. Знания, накапливаемые постепенно в различных ракурсах, с использованием противоположных мнений и взглядов на ту или иную правовую проблему являются глубокими и качественными, и позволяют формировать соответствующие компетенции как итог образовательного процесса.

Для систематизации знаний по дисциплине первоначальное внимание студенту следует обратить на рабочую программу курса, которая включает в себя разделы и основные проблемы дисциплины, в раках которых и формируются вопросы для промежуточного и итогового контроля. Поэтому студент, заранее ознакомившись с программой курса, может лучше сориентироваться в последовательности освоения курса с позиций организации самостоятельной работы.



Задания для самостоятельной работы студента:

№ п/п Раздел дисциплины Задания для самостоятельной работы
Раздел 1: Конституционное право в отечественной правовой системе 1. Проработка учебного материала (по лекциям, планам семинаров); 2. Поиск и анализ нормативно-правовых актов (по планам семинаров по правовым системам «КонсультантПлюс», «Гарант»); 3. Форма контроля: устный опрос, групповая дискуссия, понятийный тест.
Раздел 2: Учение о Конституции 1. Проработка учебного материала (по лекциям, планам семинаров); 2. Поиск и анализ нормативно-правовых актов (по планам семинаров по правовым системам «КонсультантПлюс», «Гарант»); 3. Выполнение реферата (по индивидуальным заданиям) по темам раздела; 4. Форма контроля: устный опрос, проверка реферата.
Раздел 3: Конституционные основы современной России 1. Проработка учебного материала (по лекциям, планам семинаров); 2. Поиск и анализ нормативно-правовых актов (по планам семинаров по правовым системам «КонсультантПлюс», «Гарант»); 3. Форма контроля: устный опрос, аудиторная контрольная работа.
Раздел 4: Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации 1. Проработка учебного материала (по лекциям, планам семинаров); 2. Поиск и анализ нормативно-правовых актов (по планам семинаров по правовым системам «КонсультантПлюс», «Гарант»); 3. Подготовка доклада (по индивидуальным заданиям); 4. Решение задач (по планам семинаров); 5. Форма контроля: устный опрос, групповая дискуссия, аудиторная проверка решения задач, выступление с докладом, тест.
Раздел 5: Особенности государственного устройства современной России 1. Проработка учебного материала (по лекциям, планам семинаров); 2. Поиск и анализ нормативно-правовых актов (по планам семинаров по правовым системам «КонсультантПлюс», «Гарант»); 3. Подготовка доклада (по индивидуальным заданиям); 4. Форма контроля: устный опрос, выступление с докладом, понятийный тест.
Раздел 6: Демократия как основной принцип государственного строительства 1. Проработка учебного материала (по лекциям, планам семинаров); 2. Поиск и анализ нормативно-правовых актов (по планам семинаров по правовым системам «КонсультантПлюс», «Гарант»); 3. Решение задач (по планам семинаров); 4. Форма контроля: устный опрос, групповая дискуссия, аудиторная проверка решения задач, понятийный тест.
Раздел 7: Органы государственной власти 1. Проработка учебного материала (по лекциям, планам семинаров); 2. Поиск и анализ нормативно-правовых актов (по планам семинаров по правовым системам «КонсультантПлюс», «Гарант»); 3. Форма контроля: устный опрос, групповая дискуссия, понятийный тест.
Раздел 8: Президент Российской Федерации 1. Проработка учебного материала (по лекциям, планам семинаров); 2. Поиск и анализ нормативно-правовых актов (по планам семинаров по правовым системам «КонсультантПлюс», «Гарант»); 3. Решение задач (по планам семинаров); 5. Выполнение реферата (по индивидуальным заданиям); 4. Форма контроля: устный опрос, групповая дискуссия, аудиторная проверка решения задач, проверка реферата.
Раздел 9: Законодательная власть 1. Проработка учебного материала (по лекциям, планам семинаров); 2. Поиск и анализ нормативно-правовых актов (по планам семинаров по правовым системам «КонсультантПлюс», «Гарант»); 3. Подготовка доклада по темам раздела (по индивидуальным заданиям); 4. Форма контроля: устный опрос, групповая дискуссия, выступление с докладом, тест.
Раздел 10: Исполнительная власть 1. Проработка учебного материала (по лекциям, планам семинаров); 2. Поиск и анализ нормативно-правовых актов (по планам семинаров по правовым системам «КонсультантПлюс», «Гарант»); 3. Выполнение реферата (по индивидуальным заданиям); 4. Форма контроля: устный опрос, аудиторная проверка решения задач, тест.
Раздел 11: Судебная власть 1. Проработка учебного материала (по лекциям, планам семинаров); 2. Поиск и анализ нормативно-правовых актов (по планам семинаров по правовым системам «КонсультантПлюс», «Гарант»); 3. Решение задач (по планам семинаров); 4. Подготовка доклада по темам раздела (по индивидуальным заданиям); 5. Форма контроля: устный опрос, аудиторная проверка решения задач, выступление с докладом.
Раздел 12: Органы государственной власти с особым статусом 1. Проработка учебного материала (по лекциям, планам семинаров); 2. Поиск и анализ нормативно-правовых актов (по планам семинаров по правовым системам «КонсультантПлюс», «Гарант»); 3. Форма контроля: устный опрос, контрольная работа.
Раздел 13: Конституционные основы организации органов местного самоуправления 1. Проработка учебного материала (по лекциям, планам семинаров); 2. Поиск и анализ нормативно-правовых актов (по планам семинаров по правовым системам «КонсультантПлюс», «Гарант»); 3. Выполнение реферата (по индивидуальным заданиям); 4. Форма контроля: устный опрос, групповая дискуссия, проверка реферата.

6.3. Учебно-методические указания по подготовке к семинарским занятиям



Семинары являются одним из важнейших видов теоретического и практического обучения студентов. Целью семинара является углубленное изучение дисциплины, привитие обучающемуся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирование и развитие у него научного и профессионального мышления, умения активно участвовать в дискуссии, делать правильные выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение, что особо ценно для формирования профессиональных компетенций выпускника.

Подготовка студента к семинару осуществляется на основании задания (плана семинара), которое разрабатывается преподавателем на основе рабочей программы и доводится до сведения студента своевременно. При подготовке к семинару студенту необходимо усвоить основные вопросы темы семинара. Важным условием успешной подготовки к семинару является четкая организация самостоятельной работы студентов, в том числе посещение библиотеки и работа с первоисточниками. С учетом часто изменяющегося отечественного законодательства преподаватель, ведущий семинары, может рекомендовать дополнительные источники для освоения. Для изучения дисциплины студенту следует использовать комплексный подход: работа с литературой (учебной, нормативной, дополнительной), лекции, доклады, рефераты, групповые дискуссии, решение ситуационных задач и коллизий и т.д. Умение искать, анализировать и применять для ответов на вопросы и решения задач и заданий нормативно-правовые источники в значительной степени определяет успешность освоения материала по дисциплине и формирование у студентов соответствующих компетенций. При изучении дисциплины студент обязаны применять и ссылаться исключительно на действующие нормативные правовые акты. Утратившие юридическую силу нормативные документы могут рассматриваться как материал по вопросам, содержащим историю развития, становления и т.д.

6.4. Оценочные средства текущего контроля

а) темы рефератов и докладов:

Реферат – это письменная работа или выступление по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Темы рефератов предлагаются преподавателем, ведущим занятия, однако инициатива может исходить и от студента, и должны быть посвящены актуальным в теоретическом и практическом отношениях вопросам. Как правило, тема реферата должна быть либо заглавной в проблематике всего семинара, либо дополнять содержание основных учебных вопросов, либо посвящаться обзору какой-либо публикации, статистического материала и т.д., имеющих важное значение для раскрытия обсуждаемых вопросов семинара и формирования необходимых компетенций выпускника.

Примерные темы для выполнения рефератов:

1. Гарантии прав малочисленных народов Российской Федерации.

2. Особенности ограничения прав человека и гражданина в Российской Федерации в период действия чрезвычайного и военного положения.

3. Эвтаназия как способ реализации права на жизнь.

4. Клонирование: узаконить или запретить?

Доклад – это один из видов монологической речи, публичное, развернутое сообщение по определенному вопросу, основанное на привлечении документальных данных. Цель доклада – передача информации от студента аудитории. Отличительной чертой доклада является использование документальных источников, которые ложатся в основу устного или письменного сообщения. Тема доклада должна быть либо заглавной в проблематике всего семинара, либо дополнять содержание основных учебных вопросов, либо посвящаться обзору какой-либо публикации, статистического материала и т.д., имеющих важное значение для раскрытия обсуждаемых вопросов семинара и формирования необходимых компетенций выпускника.

Примерные темы для подготовки доклада:

1. Законодательство о языках народов Российской Федерации.

2. Национально-культурная автономия в Российской Федерации.

3. Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ.

4. Конституционно-правовое содержание презумпции невиновности.

б) тесты:

Тест– это форма изменения теоретических знаний студентов, которая используется для проверки качества самостоятельной работы студентов в ходе освоения дисциплины. Тест состоит из вопросов и предлагаемых кратких формулировок возможных ответов на вопросы.

Тестовые задания могут иметь различные структуры, в том числе: с одним или несколькими вариантами верного ответа, содержать отрытый вопрос, задание на сопоставление, задание на установление верной последовательности.

Примерные формы тестов:

1. Выберите один правильный вариант ответа:

Гражданство РФ это:

A. устойчивая правовая связь

B. устойчивая юридическая связь

C. устойчивая гражданская связь

D. устойчивая физическая связь

2. Выберите все варианты правильных ответов:

К полномочиям совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ относятся:

A. защита прав и свобод человека и гражданина

B. разграничение государственной собственности

C. координация вопросов здравоохранения

D. судоустройство

E. трудовое законодательство

F. гражданское законодательство

G. информация и связь

3. Установите верную последовательность этапов федерального законодательного процесса:

A. рассмотрение законопроекта Государственной Думой

B. законодательная инициатива

C. согласительные процедуры

D. обнародование законопроекта Президентом РФ

E. одобрение закона Советом Федерации

F. подписание законопроекта Президентом РФ

G. вступление закона в юридическую силу

4. Укажите понятие, которому соответствует приведенное определение:

______________ – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия общественных и политических партиях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

5. Задание на сопоставление:

Выберите из таблицы термины, характеризующие принципы избирательного права:

Всеобщее А. граждане РФ не могут быть принуждены к раскрытию своего выбора
Активное В. граждане РФ участвуют в выборах независимо от пола, расы, национальной принадлежности
Тайное С. каждый гражданин РФ имеет на выборах только один голос
Равное D. граждане РФ имеют право быть избранными в органы государственной власти
Прямое E. все граждане РФ имеют право голосовать на выборах
Пассивное F. граждане РФ непосредственно голосуют за кандидатов или списки кандидатов

в) контрольная работа - это промежуточный метод проверки знаний студента. Проводятся они в форме индивидуальных конкретных и небольших по объему вопросов по разным темам раздела для каждого студента. Контрольная работа это одна из форм проверки усвоения знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, уровне самостоятельности и активности студентов в учебном процессе, об эффективности методов, форм и способов учебной деятельности.

Контрольная работа может проходить во время аудиторного занятия и должна содержать ответы на поставленные вопросы с указанием используемых нормативно-правовых актов. Возможно проведение внеаудиторной контрольной работы. В ходе контрольной работы студенты могут пользоваться учебниками, конспектами и т.п.

Примерные вопросы для контрольной работы:

1. Конституция Российской Федерации: общая характеристика

2. Порядок выборов Президента Российской Федерации

3. Порядок выборов депутатов Государственной Думы

г) юридические казусы - представляют собой спорную проблемную ситуацию по применению конкретных норм конституционного права к конкретным правовым отношениям. Студенту необходимо ответит на поставленные в задаче вопросы, на основе анализа рекомендуемых нормативных правовых актов.

Решение задачи - это поиск нормы права, оптимально отвечающей и разрешающей фактическую ситуацию. Приобретенные в процессе решения задач знания и навыки способствуют формированию профессиональных компетенций юриста у студентов. При устном разборе решения задачи студент должен аргументировать свой вариант ответа со ссылками на действующие правовые нормы, акты конституционных судов, материалы правоприменительной практики.

Например, ситуационные задачи по теме «Гражданство Российской Федерации»:

Гражданин Российской Федерации Басков во время кратковременного пребывания в США нанес тяжкое телесное повреждение гражданину США и покинул территорию США. Правоохранительные органы США, установив виновного, потребовали от России направить Баскова в США для осуждения и отбывания наказания на территории США.

Должна ли Российская Федерация удовлетворить требования властей США? Избежит ли Басков уголовной ответственности?







Сейчас читают про: