Как получить иностранному гражданину или лицу без гражданства приглашение на въезд в Российскую Федерацию?

д) курсовая работа- это форма самостоятельной научно-исследовательской работы студента, направленная на более глубокое и предметное рассмотрение конкретной проблемы конституционно-правового регулирования на основе современных методов юридической науки. Курсовая работа по конституционному праву должна отражать углубленное в теоретическом плане изучение конкретного раздела (темы) или отдельного вопроса учебного курса. Помимо того, что курсовая работа способствует формированию у студентов навыков к самостоятельному научному творчеству и лучшему усвоению учебного материала, она самым непосредственным образом влияет на уровень их профессиональной подготовки на формирование необходимых компетенций. Автор курсовой работы должен продемонстрировать умение юридически грамотно и самостоятельно мыслить, проводить юридический анализ нормативно-правовых актов, правоприменительной практики и формулировать конечные результаты в виде четких выводов, предложений и рекомендаций.

Примерные темы для выполнения курсовых работ:

1. Природа социальной власти.

2. Основные черты общественной власти.

3. Природа и основные черты государственной власти.

4. Концепция единства государственной власти.

5. Концепция разделения властей.

6. Конституционная система государственной власти РФ.

7. Принцип разделения властей в Конституции 1993 года.

8. Конституционно-правовые нормы: их особенности и виды.

9. Конституционно-правовые отношения.

10. Источники конституционного права РФ.

11. Тенденция развития конституционного права РФ на современном этапе.

12. Понятие, сущность и юридические свойства Конституции.

13. Правовая охрана Конституции РФ.

14. Конституционно-правовая ответственность.

15. Конституционный строй и его основы в России.

16. Народовластие и формы его осуществления в РФ.

17. Референдум в РФ как выражение власти народа.

18. Политическое и идеологическое многообразие в России.

19. Конституционные основы организации и деятельности общественных объединений в РФ.

20. Конституционно-правовые основы СМИ в РФ.

21. Понятие и принципы Российского гражданства.

22. Основания и порядок приобретения и утраты гражданства РФ.

23. Права и свободы человека и гражданина в России: понятие и классификация.

24. Личные права и свободы граждан РФ.

25. Политические права и свободы граждан в РФ.

26. Социально-экономические и культурные права и свободы граждан в РФ.

27. Конституционные обязанности граждан в России.

28. Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в РФ.

29. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев.

30. Чрезвычайное положение и ограничение прав и свобод.

31. Федеративное устройство как конституционно-правовой институт.

32. Становление и развитие России как Федерации.

33. Субъекты РФ: особенности их правового статуса.

34. Особенности правового статуса республики как субъекта РФ.

35. Конституционно-правовой статус краев и областей.

36. Конституционно-правовой статус городов федерального значения.

37. Автономия, ее виды и статус автономных образований в России.

38. Административно-территориальное устройство субъектов РФ.

39. Организация государственной власти в РФ.

40. Порядок выборов Президента РФ и отрешения его от должности.

41. Компетенция Президента РФ.

42. Избирательное право в РФ: понятие и принципы.

43. Избирательная система в РФ.

44. Участие общественных объединений в выборах.

45. Избирательные комиссии: порядок образования, полномочия, виды.

46. Финансирование выборов в России.

47. Совет Федерации: порядок формирования, статус членов, компетенция.

48. Порядок формирования Государственной Думы.

49. Компетенция Государственной Думы РФ.

50. Законодательный процесс в Федеральном Собрании России.

51. Источники конституционного права РФ.

52. Правительство РФ: порядок формирования, состав.

53. Компетенция Правительства РФ.

54. Порядок формирования и компетенция представительного органа субъекта РФ (на примере Кемеровской области).

55. Конституционные основы судебной системы РФ.

56. Конституционный Суд РФ: состав, порядок назначения и статус судей.

57. Организация деятельности Конституционного Суда РФ.

58. Полномочия Конституционного Суда РФ.

59. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ.

60. Конституционные основы местного самоуправления в РФ.

е) терминологический словарь

В начале учебного семестра все студенты разбиваются на микро-группы 4-5 человек, при разделении на группы могут учитываться пожелания студентов. Каждая группа получает тему для составления терминологического словаря в количестве 50 терминов. При этом оцениваются все члены микро-группы одинаково по результатам составления словаря. Фамилии членов микро-группы указываются на титульном листе, последняя страница содержит подписи всех членов микро-группы. Каждый член микро-группы должен владеть соответствующей терминологией. Срок выполнения одно из последних семинарских занятий семестра.

Тематика для составления терминологического словаря:

1. Особенности российского федерализма

2. Организация местного самоуправления в Российской Федерации

3. Конституционное (уставное) правосудие

4. Организация государственной власти в Кемеровской области

5. Законодательный процесс

6. Избирательный процесс

6.5. Оценочные средства самоконтроля студентов:

Тема 1: Конституционное право как отрасль

Вопросы для самоконтроля:

1. Определите место отрасли конституционного права в отечественной системе права?

2. Что входит в предмет отрасли конституционного права?

3. Назовите методы конституционного права?

4. Дайте определение конституционно-правовой нормы?

5. Какие классификации конституционно-правовых норм Вам известны?

6. Что такое конституционно-правовой институт?

7. Чем отличается наука конституционного права от отрасли конституционного права?

8. Дайте определение конституционно-правового отношения?

9. Приведите классификации конституционно-правовых отношений?

10. Что такое юридические факты?

11. Приведите определение конституционно-правовой ответственности?

12. Назовите виды санкций конституционно-правовой ответственности?

Тема 2: Источники конституционного права

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение источника конституционного права?

2. Являются ли общепризнанные принципы и нормы международного права источником конституционного права?

3. Какие Декларации действуют в России?

4. Охарактеризуйте Основной закон государства как источник конституционного права?

5. Какие виды законов Вам известны?

6. Являются ли акты Государственной Думы и Совета Федерации источниками конституционного права?

7. Особенность акты Президента России как источников конституционного права?

8. Какие акты субъектов Российской Федерации являются источниками конституционного права?

9. Что такое пробел в конституционном праве?

10. Что такое коллизии в конституционно праве? Их причины и способы преодоления?

11. Являются ли акты судебных органов источником конституционного права?

Тема 3: Основы учения о Конституции

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое конституция как юридический и политический документ?

2. В чем состоит сущность Конституции?

3. Реальная и фактическая Конституция?

4. Назовите функции Конституции?

5. Какие причины повлекли принятие Конституции РФ в 1993 году?

6. Назовите юридические свойства Конституции? Охарактеризуйте их?

7. Укажите порядок пересмотра Конституции РФ?

8. Укажите порядок внесения конституционных поправок в России?

9. Укажите особенности изменения ст.65 Конституции РФ?

10. Что такое конституционное правосудие? В чем его особенности?

Тема 4: Конституционные основы современной России

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое конституционный строй?

2. Что такое основы конституционного строя?

3. Дайте определение государственного, народного и национального суверенитета? В чем их сходство и отличие?

4. Что такое власть?

5. Дайте определение государственной власти? В чем ее отличие от других видов власти?

6. Охарактеризуйте гуманистические основы конституционного строя современной России?

7. Перечислите экономические основы конституционного строя Российской Федерации?

8. Укажите политические основы конституционного строя России?

Тема 5: Конституционные характеристики Российского государства

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте понятие демократического государства?

2. Охарактеризуйте правовое государство?

3. Особенности федеративного государства?

4. В чем особенность республиканской формы правления в России?

5. Охарактеризуйте светское государство?

6. Приведите основные характеристики социального государства?

7. Опишите официальные символы Российской Федерации и определите их значение?

Тема 6: Конституционно-правовой статус человека и гражданина

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определения понятий человек, гражданин, личность, права, свободы, обязанности?

2. Перечислите элементы конституционно-правового статуса человека и гражданина?

3. Возможны ли ограничения конституционных прав, свобод и обязанностей? В каком порядке?

4. Охарактеризуйте основные направления политики России в отношении соотечественников за границей?

5. Дайте определение понятию «малочисленный народ России»?

6. В чем особенность правового статуса малочисленных народов России?

Тема 7: Гражданство Российской Федерации

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте понятие термина «гражданство»?

2. Перечислите принципы российского гражданства?

3. Укажите основания приобретение гражданства РФ?

4. Укажите последовательность приобретения гражданства в общем порядке?

5. Укажите последовательность приобретения гражданства в упрощенном порядке?

6. Изменяет ли гражданство РФ официальная регистрация брака?

7. Следуют ли дети за гражданством своих родителей?

8. Какие документы подтверждают гражданство РФ?

9. Перечислите основания прекращение гражданства РФ?

10. Укажите последовательность порядка прекращения гражданства?

11. Какие основания препятствуют выходу из гражданства?

12. Перечислите условия выезда и въезда в Россию?

Тема 8: Особые правовые статусы человека

Вопросы для самоконтроля:

1. Кто такой иностранный гражданин?

2. Укажите виды иностранных граждан?

3. Приведите определение терминов «беженец» и «вынужденный переселенец»?

4. В каком порядке можно получить статус беженца?

5. Укажите основания для отказа в предоставлении статуса беженца?

6. В каком порядке можно получить статус вынужденного переселенца?

7. Кто предоставляет политическое и временное убежище в России?

8. Укажите основные направления миграционной политики России?

9. Перечислите органы по делам гражданства в России?

Тема 9: Права и свободы граждан РФ

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие поколения прав и свобод человека и гражданина Вам известны?

2. Перечислите основные личные права и свободы человека и гражданина? Охарактеризуйте их?

3. Применяется ли в России смертная казнь?

4. Какие социально-экономические права и свободы Вам известны? Охарактеризуйте их?

5. Охарактеризуйте культурные права и свободы человека и гражданина?

6. Раскройте основные политические права и свободы граждан Российской Федерации? В чем их особенность?

7. Перечислите и охарактеризуйте конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации?

8. Что такое гарантии прав и свобод человека и гражданина?

9. Охарактеризуйте общие гарантии прав и свобод человека и гражданина?

10. Раскройте конституционные гарантии правосудия?

Тема 10: Особенности государственного устройства Российской Федерации

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое государственное устройство?

2. Дайте понятия термину «суверенитет»?

3. В чес состоят особенности и различия терминов государственный, народный и национальный суверенитет?

4. Перечислите особенности российского федерализма?

5. Назовите предметы исключительного ведения Российской Федерации?

6. Как решаются вопросы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации?

7. Что такое остаточные полномочия субъектов Российской Федерации?

8. Являются ли федеральные округа субъектами Российской Федерации?

9. Какие виды субъектов Российской Федерации Вы можете назвать?

10. Что такое автономия?

11. Охарактеризуйте административно-территориальное устройство России?

Тема 11: Институты непосредственной и представительной демократии

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое непосредственная демократия?

2. Дайте определение термину «представительная демократия»?

3. Что такое референдум?

4. Какие виды референдумов Вам известны?

5. Что такое выборы?

6. Укажите принципы выборов в Российской Федерации?

7. Какие формы непосредственной демократии Вам известны?

8. Перечислите известные Вам формы представительной демократии?

Тема 12: Избирательное право и избирательная система

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое избирательное право?

2. Перечислите и охарактеризуйте принципы избирательного права?

3. Что такое избирательная система?

4. Какие виды избирательных систем Вам известны? В чем их различия?

5. Что такое стадия избирательного процесса?

6. Кто может назначать выборы в Российской Федерации?

7. Какие способы выдвижения кандидатов Вам известны?

8. Кто и в каком порядке формирует избирательные участки и списки избирателей?

9. Что такое предвыборная агитация? Какие правила проведения предвыборной агитации Вам известны?

10. Как и кем определяются результаты выборов?

11. В каком порядке разрешаются избирательные споры?

Тема 13: Общественные объединения в РФ

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое гражданское общество?

2. Дайте понятие общественного объединения?

3. Какие виды общественных объединений Вам известны?

4. Укажите последовательность создания общественного объединения?

5. Кто осуществляет государственную регистрацию общественных объединений?

6. Перечислите права и обязанности общественных объединений?

7. К каким видам юридической ответственности могут быть привлечены общественные объединения?

8. Дайте определение политической партии в РФ?

9. Опишите порядок создания политической партии в РФ?

10. Как формируется Общественная палата РФ?

11. Что такое национально-культурная автономия?

Тема 14: Понятие и признаки органа государственной власти

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое орган государственной власти?

2. Как соотносятся понятия орган государственной власти и орган государства?

3. Укажите и раскройте основные признаки органа государственной власти?

4. Какие факультативные признаки органа государственной власти Вам известны?

5. Укажите 4-5 классификаций органов государственной власти? Приведите примеры?

6. Какие принципы организации и деятельности органов государственной власти Вам известны?

7. Какие органы государственной власти входят в систему органов государственной власти современной России?

8. В чем состоит отличие органа государственной власти от органа местного самоуправления?

Тема 15: Место Президента РФ в системе органов государственной власти

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте Президента РФ как главу государства? Как гаранта Конституции? Как гаранта прав и свобод человека и гражданина?

2. Соотнесите Президента РФ с органами исполнительной власти?

3. Перечислите стадии избирательного процесса на выборах Президента РФ?

4. Укажите кадровые полномочия Президента РФ?

5. Какие требования, предъявляются к кандидатам на должность Президента РФ?

6. Перечислите основания прекращения полномочий Президента РФ?

7. Укажите полномочия Президента РФ в сфере обеспечения безопасности страны? В сфере внутренней и внешней политики?

8. Какие акты принимает Президент РФ? В чем их отличие?

9. Какова роль посланий Президента РФ Палатам Федерального Собрания Российской Федерации?

Тема 16: Совет Федерации

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте порядок формирования Совета Федерации?

2. Какие требования предъявляются к членам Совета Федерации?

3. Какие элементы входят во внутреннюю организацию Совета Федерации?

4. Перечислите полномочия Совета Федерации?

5. Какие акты принимает Совет Федерации?

6. Как организована работы Совета Федерации?

7. Кто и в каком порядке обеспечивает деятельность Совета Федерации?

Тема 17: Государственная Дума

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите стадии избирательного процесса депутатов Государственной Думы?

2. На какой срок избираются депутаты Государственной Думы?

3. Каков численный состав Государственной Думы?

4. Что такое фракция в Государственной Думе?

5. Перечислите полномочия Государственной Думы?

6. Какие акты принимает Государственная Дума?

7. Как организована работа Государственной Думы?

8. Кто и в каком порядке обеспечивает деятельность Государственной Думы?

Тема 18: Статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие права парламентария Вам известны?

2. Перечислите обязанности членов Совета Федерации?

3. Перечислите обязанности депутатов Государственной Думы?

4. В каком порядке можно лишить парламентария неприкосновенности?

5. Охарактеризуйте гарантии правового статуса парламентария? В чем их особенности и назначение?

Тема 19: Федеральный законодательный процесс

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое законодательный процесс?

2. Дайте понятие стадии законодательного процесса?

3. Охарактеризуйте законодательную инициативу? Куда и в каком порядке она вносится?

4. Сколько чтений проходит законопроект в Государственной Думе? В чем их особенности?

5. Опишите порядок принятия законов в Государственной Думе?

6. Раскройте порядок одобрения или не одобрения закона в Совете Федерации?

7. Каковы сроки рассмотрения законов в Совете Федерации?

8. Что такое промульгация?

9. В каком порядке обнародуются законы?

10. Что такое согласительные процедуры в законодательном процессе? В чем их назначение?

Тема 20: Исполнительная власть в Российской Федерации

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте исполнительную власть Российской Федерации?

2. Система органов исполнительной власти современной России

3. Как замещается должность Председателя Правительства РФ?

4. Как формируется Правительство РФ?

5. Перечислите полномочия Правительства РФ?

6. Какие акты принимает Правительство РФ? Их юридическая сила?

7. Опишите порядок деятельности Правительства РФ?

8. Как обеспечивается деятельность Правительства РФ?

Тема 21: Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое правосудие?

2. Какие виды судопроизводств Вам известны? В чем их различия?

3. Как формируются суды в России?

4. Как назначаются судьи в Российской Федерации?

5. Перечислите конституционные принципы судопроизводства?

6. Охарактеризуйте правовой статус судьи?

7. Как взаимосвязаны Прокуратура Российской Федерации и судебная власть?

Тема 22: Конституционный Суд Российской Федерации

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите этапы становление конституционной юстиции в России?

2. Как формируется Конституционный Суд РФ?

3. Перечислите полномочия Конституционного Суда РФ?

4. Как организована деятельность Конституционного Суда РФ?

5. Какие решения принимает Конституционный Суд РФ? Их юридическая сила?

Тема 23: Органы государственной власти с особым статусом

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ?

2. Укажите место в системе органов государственной власти Уполномоченного по правам ребенка?

3. Как формируется Центральная избирательная комиссия РФ? Каков срок ее полномочий? Укажите ее основные функции?

4. Укажите порядок формирования Счетной палаты РФ? Перечислите полномочия Счетной палаты РФ?

5. Какое место занимает Центральный банк РФ в системе органов государственной власти РФ?

6. Укажите основные характеристики Следственного комитета России?

Тема 24: Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти субъектов РФ

Вопросы для самоконтроля:

1. Как формируются законодательные (представительные) органы субъектов РФ? Срок их полномочий?

2. Охарактеризуйте высшее должностное лицо субъекта РФ?

3. Перечислите основные характеристики высшего исполнительного органа субъекта РФ?

4. В чем причины слабой конституционной (уставной) юстиции в субъектах РФ?

5. Как назначаются на должность мировые судьи в субъектах РФ?

Тема 25: Конституционные основы организации и деятельности местного самоуправления

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое местное самоуправление?

2. Перечислите полномочия муниципального образования;

3. Укажите формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления?

4. Какие органы и должностные лица местного самоуправления Вы можете назвать?

5. Что является экономической основой местного самоуправления?

6. Какие конституционные гарантии местного самоуправления Вам известны?

6.6. Оценочные средства итоговой и промежуточной аттестации (вопросы для зачета и экзамена):

Зачет - это промежуточная форма контроля. Как правило, зачет выставляется студентам по результатам текущей успеваемости. Если этого невозможно сделать, то зачет может проводиться в устной и письменной (тестовой) формах.

На устном зачете преподаватель проверяет не только уровень запоминания и воспроизведения студентом учебного материала, но и понимание им тех или иных правовых категорий и реальных правовых проблем, способность, мыслить, аргументировать, отстаивать свою позицию, объяснять юридическим языком правовую проблему.

При подготовке к зачету особое внимание следует уделять конспектам лекций и материалам, полученным на практических занятиях (семинарах), а уже за тем учебникам, учебным пособиям и иные материалам. Студенту следует помнить, что идеальных учебников не бывает, т.к. они издаются отдельными учеными или коллективами авторов, представляющих ту или иную школу (точку зрения) в науке или направление исследования конкретного вопроса, поэтому в каждом из них есть сильные и слабые стороны. Для подготовки к зачету студенту следует использовать два и более учебника и (или) учебного пособия, а также юридические словари, справочники и хрестоматии. Подготовку к зачету не следует откладывать на последние дни и часы перед зачетом. Такая экстремальная подготовка к сдаче зачета не образует прочных знаний по дисциплине, не связывает ее понятия и категории с другими правовыми явлениями, не позволяет видеть все возможные разрешения практических правовых ситуаций. Приобретенная таким способом информация и компетенция ненадежна и бессистемна.

Ответ студента на устном зачете должен быть аргументирован. На зачете преподаватель может задать студенту уточняющие и дополнительные вопросы. Уточняющие вопросы задаются в рамках билета и направлены на уточнение мысли студента. Дополнительные вопросы задаются не в рамках зачетного билета, а по всему блоку вопросов, вынесенных на зачет, и, как правило, связаны с плохим ответом студента. На зачете преподаватель оценивает как знания материалов дисциплины, так и форму их изложения студентом.

Критериями оценки ответа студента на устном зачете для преподавателя выступают: правильность ответов на вопросы билета (верное, четкое, достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов, нормативно-правового материла и т.п.); полнота и лаконичность ответа; степень использования и понимания научных и нормативных источников; умение связывать теорию с практикой; логика и аргументированность изложения материала; грамотное комментирование, приведение примеров, аналогий; культура речи.

Критериями оценки ответа студента на письменном зачете (тестирование) являются правильные ответы на вопросы письменного теста:

1. для получения оценки «зачтено» студент должен дать правильные ответы на 50-100% вопросов, включенных в тест;

2. оценка «незачтено» выставляется студентам, набравшим менее 50% правильных ответов на вопросы, включенные в тест.

Примерные вопросы к зачету:

1. Понятие, предмет, метод конституционного права как отрасли права. Место конституционного права в системе отраслей российского права. Функции конституционного права как отрасли.

2. Понятие, предмет и методы науки конституционного права. Источники науки конституционного права.

3. Понятие и основные элементы системы конституционного права.

4. Понятие, классификация и особенности норм конституционного права.

5. Понятие и виды конституционно-правовых институтов.

6. Конституционно-правовые отношения: понятие, виды, особенности, субъекты.

7. Понятие, виды и общая характеристика источников конституционного права.

8. Пробелы и коллизии в конституционном праве. Причины появления и пути преодоления.

9. Конституционно-правовая ответственность: понятие, основания наступления, особенности санкций.

10. Понятие, сущность, содержание и функции конституции.

11. Основные черты и юридические свойства конституции.

12. Виды конституций. Порядок их принятия и изменения.

13. Реализация конституции: применение, соблюдение. Правовая охрана и защита конституции.

14. Понятие и структура основ конституционного строя Российской Федерации.

15. Общая характеристика принципов конституционного строя Российской Федерации.

16. Государственная власть в России: понятие, сущность, особенности и формы проявления.

17. Российская Федерация как демократическое правовое государство с республиканской формой проявления: общая характеристика и особенности.

18. Россия социальное и светское государство: общая характеристика и особенности.

19. Принцип разделения властей в государственном строительстве Российской Федерации.

20. Политический и идеологический плюрализм в России: понятие, общая характеристика и особенности.

21. Конституционно-правовое регулирование экономических отношений в Российской Федерации.

22. Понятие, элементы конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации, их общая характеристика.

23. Понятие и принципы российского гражданства.

24. Основания и порядок приобретения и утраты российского гражданства. Органы, ведающие делами о гражданстве.

25. Конституционно-правовой статус иностранцев в Российской Федерации.

26. Конституционно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации.

27. Понятие и классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

28. Характеристика личных прав граждан Российской Федерации.

29. Политические права и свободы граждан Российской Федерации.

30. Социально-экономические и культурные права и свободы граждан Российской Федерации.

31. Гарантии прав и свобод граждан Российской Федерации.

32. Пределы действия и допустимые ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации.

33. Конституционные обязанности граждан Российской Федерации.

34. Понятие государственного устройства. Федеративное государство, его признаки и особенности.

35. Характеристика государственно-правовой природы РСФСР в составе СССР. Причины распада Союза ССР.

36. Современная модель федеративного устройства России. Принципы федерации в России. Основные характеристики России как федеративного государства.

37. Федеральные округа и их роль в государственном устройстве России.

38. Конституционные основы организации и деятельности общественных формирований в Российской Федерации.

39. Конституционные основы организации и деятельности политических партий в Российской Федерации.

40. Административно-территориальное устройство субъектов РФ.

Экзамен – это форма итогового контроля освоения студентами учебной дисциплины «Конституционное право» и формирование у них соответствующих компетенций. Методические указания для подготовки к экзамену аналогичны методическим указаниям для подготовки к зачету. Формы сдачи экзамена – устная или письменная (тестовая).

Ответ студента на устном экзамене должен быть аргументирован. На экзамене преподаватель может задать студенту уточняющие и дополнительные вопросы. Уточняющие вопросы задаются в рамках билета и направлены на уточнение мысли студента. Дополнительные вопросы задаются не в рамках экзаменационного билета, а по всему курсу «Конституционное право», и, как правило, связаны с плохим ответом студента. На экзамене преподаватель оценивает как знания материалов дисциплины, так и форму их изложения студентом.

Критерии оценки знаний студентов на устном экзамене:

1. для получения оценки «отлично» студент должен дать полные, исчерпывающие ответы на вопросы экзаменационного билета, в частности, ответ должен предполагать знание основных понятий и их особенностей, умение правильно определять специфику соответствующих отношений. Оценка «отлично» предполагает наличие системы знаний по предмету, умение излагать материал в логической последовательности, систематично, грамотным языком;

2. для получения оценки «хорошо» студент должен дать полные ответы на вопросы, указанные в экзаменационном билете. Допускаются неточности при ответе, которые все же не влияют на правильность ответа. Ответ должен предполагать знание основных понятий и их особенностей, умение правильно определять специфику соответствующих отношений. Оценка «хорошо» предполагает наличие системы знаний по предмету, умение излагать материал в логической последовательности, систематично, грамотным языком, однако, допускаются незначительные ошибки, неточности по названным критериям, которые все же не искажают сути соответствующего ответа;

3. для получения оценки «удовлетворительно» студент должен в целом дать ответы на вопросы, предложенные в экзаменационном билете, ориентироваться в системе дисциплины «Конституционное право», знать основные понятия конституционного права, систему дисциплины, предмет, особенности отдельных видов правоотношений. Оценка «удовлетворительно» предполагает, что материал в основном изложен грамотным языком;

4. оценка «неудовлетворительно» предполагает, что студентом либо не дан ответ на два из трех вопросов, предложенных в экзаменационном билете, либо студент не знает основных понятий конституционного права или не ориентируется в системе конституционного права, не может определить предмет дисциплины, особенностей отдельных видов конституционных правоотношений.

Критериями оценки ответа студента на письменном экзамене (тестирование) являются правильные ответы на вопросы письменного теста:

1. для получения оценки «отлично» студент должен дать правильные ответы на 90-100% вопросов, включенных в тест;

2. для получения оценки «хорошо» студент должен дать правильные ответы на 75-89% вопросов, включенных в тест;

3. для получения оценки «удовлетворительно» студент должен дать правильные ответы на 50-74% вопросов, включенных в тест;

4. оценка «неудовлетворительно» выставляется студентам, набравшим менее 50% правильных ответов на вопросы, включенные в тест.

Примерные вопросы для подготовки к экзамену:

1. Предмет и метод конституционного права РФ как отрасли права и его место в системе отраслей российского права.

2. Источники и система конституционного права РФ как отрасли.

3. Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, классификация. Конституционно-правовые институты: понятие и виды.

4. Конституционно-правовые отношения: понятие, особенности, виды, основания возникновения, изменения и прекращения. Субъекты конституционно-правовых отношений, их особенности.

5. Коллизии и пробелы в конституционном праве. Причины возникновения и пути преодоления.

6. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации: понятие, место и роль в правовой системе Российской Федерации.

7. Ответственность в конституционном праве: понятие, особенности, субъекты, основания и порядок привлечения, санкции.

8. Конституционное право как наука: понятие, предмет, методология, источники и назначение.

9. Понятие, природа, свойства и формы публичной власти.

10. Понятие, сущность и юридические свойства Конституции Российской Федерации принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

11. Развитие конституционного законодательства в России: досоветский, советский и современный периоды.

12. Предпосылки, разработка и принятие Конституции Российской Федерации 1993 года.

13. Порядок внесения поправок в Конституцию Российской Федерации и пересмотр Конституции Российской Федерации.

14. Толкование Конституции Российской Федерации.

15. Правовая охрана Конституции Российской Федерации. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в охране и развитии Конституции Российской Федерации.

16. Основы конституционного строя: понятие, принципы, содержание.

17. Политические основы конституционного строя России.

18. Экономические основы конституционного строя Российской Федерации.

19. Социальные основы конституционного строя Российской Федерации.

20. Формы осуществления народовластия в России. Народный суверенитет.

21. Республиканская форма правления в Российской Федерации.

22. Россия – светское государство. Правовые основы деятельности религиозных объединений в России.

23. Российская Федерация – социальное государство.

24. Россия как правовое государство: понятие, основные признаки.

25. Принцип разделения властей: понятие, сущность, особенности в Российской Федерации. Механизм «сдержек и противовесов» в реализации принципа разделения властей в России.

26. Конституционно-правовое понятие государственного суверенитета, его признаки. Соотношение государственного, народного и национального суверенитета.

27. Многопартийность в Российской Федерации: понятие, содержание, практика реализации.

28. Правовой статус политических партий в Российской Федерации.

29. Общественная палата Российской Федерации: порядок формирования и функции.

30. Общественные объединения в Российской Федерации: понятие, виды, ответственность, порядок создания, реорганизации и ликвидации.

31. Референдум в Российской Федерации: понятие, виды, правовое регулирование, порядок проведения.

32. Выборы в Российской Федерации: понятие, принципы, виды, порядок назначения и проведения.

33. Избирательные комиссии в Российской Федерации: виды, назначение, порядок образования, полномочия.

34. Национально-культурная автономия: понятие, назначение, порядок учреждения и регистрации.

35. Понятие и принципы российского гражданства. Органы власти по делам гражданства.

36. Основания и порядок приобретения российского гражданства. Гражданство детей.

37. Основания и порядок прекращения гражданства Российской Федерации.

38. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Предоставление политического убежища.

39. Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации

40. Конституционно-правовой статус личности: понятие и структура. Возможные ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

41. Личные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.

42. Политические права и свободы граждан Российской Федерации.

43. Социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.

44. Конституционные обязанности граждан Российской Федерации.

45. Система гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

46. Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

47. Понятие федеративного устройства Российской Федерации. Основные характеристики современного российского федерализма.

48. Становление и развитие России как федерации, особенности ее государственно-правовой природы до образования СССР и в его составе.

49. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.

50. Предметы ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Исключительные полномочия субъектов Российской Федерации.

51. Порядок принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта.

52. Федеральные округа. Статус полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе.

53. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.

54. Понятие и признаки органа государственной власти. Классификация и система органов государственной власти.

55. Органы государственной власти и органы местного самоуправления: соотношение.

56. Президент Российской Федерации – глава государства, полномочия, акты.

57. Порядок выборов и вступления в должность Президента Российской Федерации.

58. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации.

59. Правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации.

60. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: порядок формирования, особенности правовой природы, полномочия, акты, внутренняя структура, организация деятельности.

61. Порядок выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

62. Конституционно-правовые основания и порядок роспуска Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

63. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: полномочия, акты, внутренняя структура и организация работы.

64. Конституционно-правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

65. Законодательный процесс: понятие, стадии, особенности.

66. Виды законов в Российской Федерации: особенности юридической силы и порядка принятия.

67. Конституционно-правовой статус Правительства РФ: порядок формирования, состав, компетенция, ответственность.

68. Конституционно-правовые основы судебной власти в РФ, ее место в системе разделения властей.

69. Конституционный Суд РФ: порядок формирования, полномочия, акты, организация деятельности.

70. Федеральные органы государственной власти с особым статусом.

71. Организация законодательной власти в субъектах Российской Федерации.

72. Организация исполнительной власти в субъектах Российской Федерации.

73. Высшее должностное лицо субъекта РФ: условия и порядок занятия должности, компетенция, акты.

74. Организация государственной власти в Кемеровской области.

75. Конституционно-правовые основы местного самоуправления и его гарантии.

Для оценки успеваемости студентов по учебному курсу Конституционное право применяется бально-рейтинговая система оценки студента.

Максимальное число баллов за семестр – 100.

Минимальное число баллов за семестр – 30. В случае если студент в течение семестра не набирает минимальное число баллов, то он не допускается к зачету или к экзамену. Такой студент может заработать дополнительные баллы, отработав соответствующие разделы дисциплины, для того чтобы быть допущенным до зачета или экзамена, однако на экзамене он может претендовать только на оценку «удовлетворительно».

Максимальное число баллов по результатам семестра, заканчивающегося зачетом, - 80. Максимальное число баллов за зачет – 20.

В случае набора студентом по результатам работы в семестре, заканчивающегося зачетом, более 50 баллов, зачет проставляется автоматически.

В случае набора студентом по результатам работы в семестре, заканчивающегося зачетом, более 30, но менее 50 баллов, зачет сдается в устной форме.

Для получения оценки «зачтено» суммарная бально-рейтинговая оценка студента по результатам семестра, заканчивающегося зачетом, и зачета, должна быть не менее 50 баллов.

Максимальное число баллов по результатам семестра, заканчивающегося экзаменом, - 60. Максимальное число баллов за экзамен – 40.

В случае набора студентом по результатам работы в семестре, заканчивающегося экзаменом, от 90 до 100 баллов, за экзамен проставляется автоматически оценка «отлично»; от 75 до 89 баллов за экзамен проставляется автоматически оценка «хорошо»; от 50 до 74 баллов за экзамен проставляется автоматически оценка «удовлетворительно»; студенты, набравшие более 30, но менее 50 баллов сдают экзамен. Студенты, претендующие на более высокую оценку, сдают экзамен.

В случае неудовлетворительной сдачи зачета или экзамена студенту предоставляется право повторной сдачи в срок, установленный для ликвидации академической задолженности по итогам соответствующей сессии. При повторной сдаче экзамена, студент может претендовать только на оценку «удовлетворительно». При повторной аттестации количество набранных студентов баллов на предыдущей курсовой аттестации не учитывается.

Структура бально-рейтинговой оценки студента:

· посещение лекций, семинара – 0,5 балла;

· качество подготовки к семинарскому занятию (правильность изложения при ответе на устные вопросы, наличие выполненных практических аудиторных и домашних заданий, задач и т.д.) – 1-5 балла;

· корректность и вежливость при ответе на вопрос, а также в ходе дискуссии между студентами при обсуждении темы семинарского занятия – 0,5 балла;

· текущую успеваемость, общая активность в течение семестра, нестандартность ответа на семинарском занятии, написание рефератов, своевременное и качественное выполнение письменных практических заданий, выступление с докладом – 1-5 баллов;

· зачет – 20 баллов (устный зачет – в билете два вопроса, каждый из которых оценивается в 10 баллов; тестирование – 20 вопросов, за каждый правильный ответ на вопрос ставиться 1 балл);

· экзамен – 40 баллов (устный экзамен – в билете три вопроса, один из которых общетеоретической направленности оценивается в 10 баллов и два вопроса практической направленности, которые оценивается в 15 баллов каждый; тестирование – 40 вопросов, за каждый правильный ответ на вопрос ставиться 1 балл).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: