double arrow

Дисциплины о правах человека

§ 1. Предмет, метод и система курса права прав человека

Любая дисциплина, претендующая на самостоятельность, должна иметь собственный предмет и свой метод. Предмет учебной дисциплины - это круг вопросов, который она изучает; метод - это способ или совокупность способов, с помощью которых изучается предмет.

Предметом курса "Права человека" являются права и свободы людей, их историческая эволюция, политико-правовое обоснование и юридическая природа, сравнительный анализ обеспечения прав человека на национальном уровне, способы имплементации международных актов в разных государствах, механизм их гарантий.

Права человека как учебная дисциплина раскрывает их общечеловеческую ценность, она концентрирует внимание учащихся, студентов и других людей, изучающих данную проблему, на человеке, его неотъемлемых свойствах и их роли в развитии личности, общества и человечества в целом.

Предметом данного курса являются права человека в контексте мировой культуры, ибо права человека - это общепризнанная ценность мировой цивилизации. В связи с 50-летием Всеобщей декларации прав человека Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан говорил: "Права человека являются основой человеческого существования и сосуществования. Они являются всеобщими, неделимыми, взаимосвязанными. Именно права человека делают нас людьми. Они являются теми принципами, при помощи которых мы создаем священный дом для человеческого достоинства... Права человека не чужды ни одной культуре и естественны для всех народов".

Одной из важнейших характеристик человека являются его основные права, свободы и обязанности, реализация которых - главный источник социального прогресса и выживания человечества в современных условиях. Они выражают жизненно важные потребности и интересы, без обеспечения которых человек не может сформироваться как уникальная личность, активный участник исторического развития. Если отнять у человека право на жизнь, свободу совести и убеждений, безопасность, развитие, уважение человеческого достоинства, невмешательство в личную жизнь, право на участие в решении общественных вопросов, владение и распоряжение своей собственностью, включая интеллектуальную, или же право на сопротивление угнетению и несправедливости и ряд других жизненно важных прав, то человеческая личность просто исчезнет <1>.

--------------------------------

<1> См.: Права человека: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Д. Гусева и Я.С. Яскевич. Минск, 2002. С. 11.

Данный курс является частью общей теории прав человека, которая изучает природу и сущность того явления, которое называют "права человека", с точки зрения социальных, философских, этических и религиозных предпосылок, изучает структуру прав человека, взаимосвязь человека и гражданского общества, связь прав человека с политикой, моралью, религией.

Права человека - область изучения прежде всего гуманитарных наук. Среди них ведущее место занимают юридические науки. Немного найдется научных дисциплин, где степень междисциплинарного проникновения была бы выше, чем в области прав человека. Все отрасли права, все государственно-правовые явления кристаллизуются в конечном счете в правах человека, т.е. права человека выступают центральным звеном государственной и правовой жизни. С учетом этого большинство разделов данного учебника направлены на установление взаимосвязи между государством, правом и правами человека. Такая правовая направленность может на первый взгляд показаться узкой. В действительности это явление скорее кажущееся, чем реальное.

Предмет данной дисциплины пересекается со многими юридическими дисциплинами - теоретическими и прикладными; материальными и процессуальными, в частности, с такими как теория и история государства, история политических и правовых учений. Такие отрасли права, как государственное, административное и гражданское право, имеют непосредственную связь с проблемой защиты прав человека. Процессуальные же отрасли - гражданский, уголовный, административный, арбитражный процесс - изучают процедуры и механизмы защиты прав человека. Они рассматривают и способы восстановления нарушенных прав.

Авторы не ограничились чисто правовой направленностью материала и стремились увязать права человека как с междисциплинарным контекстом, так и с историческими корнями того или иного предмета. Тем самым концептуальный диапазон настоящего учебника является несколько более широким по сравнению со стандартными учебниками по правам человека. В частности, главы разд. I посвящены теоретическим, философским и историческим основам прав.

Объектом изучения науки и дисциплины прав человека являются права человека во всех их многообразных аспектах, в частности как возможность свободного развития человека в обществе и государстве, как неотъемлемое свойство его личности, как мера возможного поведения, обеспеченная правовыми и другими социальными нормами, как средство достижения наиболее существенных личных, материальных и духовных благ и развития способностей и талантов. Объектом изучения права прав человека являются также внутригосударственные и международно-правовые нормы, закрепляющие права человека и устанавливающие механизмы их реализации.

Сегодня права человека как самостоятельная дисциплина изучаются на многих уровнях: в школах (общеобразовательных и специализированных), в институтах и университетах. Основными целями преподавания дисциплины "Права человека" являются повышение правовой культуры, правосознания людей (молодежи прежде всего), формирование у них гуманистического мировоззрения, глубокого понимания своих прав и прав других людей. Все это особенно важно для юриста, который должен грамотно использовать действующие механизмы защиты прав человека. Но знание основ защиты прав человека нужно и другим специалистам.

Методы познания прав человека. Любая дисциплина имеет определенный метод, т.е. способ или совокупность способов познания изучаемых явлений. Различают универсальный метод, присущий всем отраслям знаний и учебным дисциплинам, и частные методы. В основе универсального метода лежат наиболее общие законы развития природы, общества, мышления. Комплексный характер предмета науки о правах человека предопределяет особую значимость диалектического подхода в процессе его познания. Вне диалектического подхода невозможно познание закономерностей истории прав человека. "Именно благодаря познанию общих закономерностей история прав человека представляется как единый, целостный процесс, в котором особая роль принадлежит практике, раскрывающей источники развития прав человека, его активности и прав, их нормативного выражения и степень реальностей" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Права человека. История, теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Б.Л. Назаров. М., 1995. С. 26.

Гуманистический подход к проблеме прав человека, стремление рассматривать человека как "меру всех вещей", отказ от тоталитарного мышления, представляющего человека как винтик государственной машины, - таковы методологические основы права прав человека.

К числу основных частных методов познания прав человека относят системный, исторический, сравнительный, социологический, логический и другие методы.

Системный метод. Поскольку права личности выражают многомерную природу человека, являются атрибутивным свойством и выполняют многообразные функции, они носят комплексный характер. Система прав человека характеризуется как единое целое, состоящее из взаимосвязанных подсистем личных прав и свобод, политических, экономических, социальных и культурных прав <1>. Поэтому для ее исследования необходимо использовать системный метод всестороннего, целостного изучения человека. Системный метод расширяет границы познания и проблематику прав человека. Он предполагает учет всей совокупности объективных и субъективных факторов, влияющих на формирование и реализацию прав и основных свобод человека.

--------------------------------

<1> См.: Саидов А.Х. Международное право прав человека: Учебное пособие. М., 2002. С. 14.

Исторический метод. Достижение истины невозможно без учета исторического подхода к предмету познания. Пренебрежение им неизбежно ведет к искажениям истины. При одноцветном отношении к прошлому трудно разобраться в действительной истории прав человека, обнаружить тенденции, а следовательно, и найти оптимальные продолжения <1>. Права человека в системе права прав человека рассматриваются и изучаются в их историческом развитии, с учетом сложного процесса их реализации, закономерностей становления и эволюции.

--------------------------------

<1> См.: Права человека. История, теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Б.Л. Назаров. С. 26.

Сравнительный метод предполагает сопоставление понятий, явлений и процессов и выявление сходства или различий между ними. Можно сравнивать, к примеру, законодательство о правах человека, механизмы защиты прав человека в разных странах.

Социологический метод состоит в исследовании прав человека на основе изучения фактических данных. Существенное значение для изучения прав человека имеет применение таких средств исследования, как конкретно-социологический анализ, социальный эксперимент, моделирование, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, опрос населения, математические методы обработки материала и т.д.

Логический метод включает средства и способы логического изучения прав человека, он основан на формах мышления и законах формальной логики. Его использование при изучении прав человека позволяет избежать противоречий в законодательстве о правах человека.

Перечисленные и описанные выше методы являются наиболее распространенными в теории и практике прав человека, хотя и не ограничиваются только ими.

Система курса права прав человека. Право прав человека состоит из трех органически взаимосвязанных частей.

Первая часть включает историю зарождения и эволюции идей о правах человека, философские, теоретические основания прав человека, изучение сущности, современной структуры прав человека, правовые основы взаимоотношения человека и государства, человека и гражданского общества.

Вторая включает национальные (внутригосударственные) механизмы и средства защиты прав человека, т.е. рассмотрение основных национальных учреждений по защите прав человека, в том числе деятельность судебных органов, уполномоченных по правам человека, других органов юстиции в Российской Федерации.

Третья часть включает основные международные акты и механизмы международной защиты прав человека. Наряду с внутринациональной правовой системой в современных международных отношениях сформировались и действуют международные инструменты и механизмы защиты прав человека, важнейшим среди которых является международное публичное право. В рамках этой системы права сложился большой массив норм в виде конвенций, деклараций международных органов, соглашений государств в области прав человека. Важнейшими среди них являются Всеобщая декларация прав человека (1948), Международные пакты о правах человека (1966), принятые в рамках ООН, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950) и дополнительные протоколы к ней.

Кроме того, в системе международных отношений сложились международные механизмы контроля и средства обеспечения выполнения международных норм по правам человека. Такие механизмы действуют в лице универсальных и региональных международных организаций, таких как ООН, ЮНЕСКО, МОТ, Совет Европы (как политико-правовой институт). Также сформировались и действуют международные судебные учреждения, например Европейский суд по правам человека. Аналогичные судебные учреждения имеются и на других континентах. Кроме того, ряд действующих международных конвенций по правам человека предусматривают процедуру рассмотрения индивидуальных жалоб на нарушение государствами норм, предусмотренных этими документами.

§ 2. Права человека как социально-политическая

и правовая ценность

С точки зрения социально-политической и правовой ценности права человека можно определить как стандарты демократии, без соблюдения которых невозможно бескризисное развитие конкретного государства и всего международного сообщества в целом.

Такое понимание ценности прав человека сформировалось под влиянием ряда исторических событий и их теоретического осмысления.

Англичане в ответ на монархическую деспотию усилили давление на престол настолько, насколько это было необходимо для издания королем Иоанном Безземельным в 1215 г. Великой хартии вольностей.

Американцы в ответ на деспотию английской короны ответили восстанием, в обоснование которого Декларацией независимости от 4 июля 1776 г. заявили: "Когда длинный ряд злоупотреблений и насилий... обнаруживает намерение подчинить людей абсолютному деспотизму, то их право, их долг свергнуть такое правительство и установить новых стражей для своей будущей безопасности" <1>.

--------------------------------

<1> Цит. по: Конституции буржуазных стран. М., 1955. Т. 1. С. 15.

Закономерно то, что Конституции штата Вирджиния от 29 июня 1776 г. предшествовала Декларация прав Вирджинии от 12 июня 1776 г. Этому примеру последовали другие американские штаты - Пенсильвания, Мэриленд, Северная Каролина (конституции также 1776 г.), Вермонт (1777 г.), Массачусетс (1780 г.) и Нью-Гэмпшир (1783 г.) - все конституции начинались с Декларации прав или с Билля о правах. Принципы и нормы, сформулированные в указанных актах, получили подтверждение и развитие в Конституции США 1787 г. Не случайно, что первые 10 поправок к данной Конституции получили название "Билль о правах".

Выдающееся значение для понимания социально-политической и правовой ценности прав человека имеет французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., в которой классическим образом сформулирована основополагающая идея теории прав человека.

В преамбуле этого насыщенного теоретическими положениями правового акта объявлено: "Невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются единственной причиной общественных бедствий и испорченности правительств".

Тем самым на нормативном уровне закреплено понимание того, что именно гуманитарное невежество является в конечном счете причиной любых социальных потрясений, что важнейшим способом обеспечения стабильного внутригосударственного и международного правопорядка является придание индивидуальному, общественному и международному правосознанию свойств гуманитарной культуры.

Однако человечеству пришлось пережить две мировые войны, множество локальных и региональных вооруженных конфликтов, иных социальных потрясений, прежде чем идеи представителей отдельных наций стали достоянием всего международного сообщества в целом.

Основы понимания ценности прав человека на глобальном уровне заложены в 1945 г. принятием Устава Организации Объединенных Наций. Основатели ООН провозгласили права человека в качестве одной из приоритетных целей деятельности Организации Объединенных Наций. Перед Комиссией по правам человека ООН была поставлена задача - разработать "международный билль о правах человека", который мог бы служить эталоном, по которому государства получали бы возможность оценивать свои достижения в гуманитарной области.

Первая часть Билля в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН "Всеобщая декларация прав человека" принята 10 декабря 1948 г., а вторая - в виде двух Международных пактов о правах человека - одобрена Генеральной Ассамблеей в 1966 г. Международные пакты вступили в силу и стали юридически обязательны для участвующих в них государств с 1976 г.

Важнейшие нормы, провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека и юридически закрепленные в Международных пактах о правах человека, полностью согласуются и подтверждают основополагающую идею теории прав человека, впервые сформулированную во французской Декларации прав человека и гражданина.

В преамбуле Всеобщей декларации прав человека, с одной стороны, утверждается, что "признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира", а с другой - "пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества".

Понимание прав человека как международно признанных стандартов демократии, без обеспечения которых невозможно бескризисное развитие государств и всего международного сообщества, а гуманитарной культуры как естественной предпосылки обеспечения названных прав подтверждается высказываниями высших должностных лиц ООН, представителей государств, экспертными исследованиями.

В докладе Генерального секретаря ООН 44-й сессии Генеральной Ассамблеи указано: "Основу стабильности государства и международного сообщества могут составлять лишь гарантированные права человека" <1>. В одном из выступлений представителя Нигерии в Третьем комитете Генеральной Ассамблеи подчеркнуто: "Единичные или массовые нарушения прав человека ставят под угрозу мир и безопасность не только в национальном, но и в международном плане. История международной политики и ее недавние события ясно показывают, что правительства, упорно нарушающие права своих граждан, нежизнеспособны. Авторитет и легитимность государств, прочность их институтов, национальное единство, экономическое развитие, да и стабильность международного порядка - все это зависит от уважения прав гражданина и групп граждан" <2>.

--------------------------------

<1> Док. ООН А/44/696. 1990. 3 Nov. P. 3.

<2> Генеральная Ассамблея. 45-я сессия. Официальные отчеты. Краткий отчет о 49-м заседании. Третий комитет. Doc. General A/CN.3/45/SR.49. 17 Dec. 1990. P. 5.

В Рабочем документе от 22 июня 1994 г. Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств утверждается: "Факт существования тесной взаимозависимости между поддержанием международного мира и безопасности и эффективным осуществлением прав человека и его основных свобод давно получил всеобщее признание. Защита прав человека - одна из главных целей союзников во время второй мировой войны - стала реальностью с образованием Организации Объединенных Наций. Союзники были убеждены в недопустимости когда-либо в будущем зверств по отношению к человеческой личности и разрушения самой международной политической системы. Крупнейшая война из до сих пор случившихся стала (и это понятно) генератором мощнейших усилий в защиту прав человека и его основных свобод, а также в поддержку их осуществления" <1>.

--------------------------------

<1> ООН. ЭКОСОС. Комиссия по правам человека. Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств. 46-я сессия. Doc. E/CN.4/Sub.2/1994/29. 22 Jun. 1994. P. 2.

Примечательно, что та же закономерность выявлена при исследовании взаимодействия прав человека со специальными проблемами социального развития (например, проблемами экологии).

В документе Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств от 3 августа 1990 г. резюмируется: "Существует очевидная и/или тесная связь между окружающей средой и правами человека. Однако характер этой связи не всегда однозначен; между тем отдельные нарушения прав человека могут быть источниками или факторами ухудшения окружающей среды" <1>. В докладе экспертов Комиссии социального развития ООН о мировом социальном положении за 1989 г. определяется, в частности, что одним из условий предотвращения угрозы озоновому слою Земли и, следовательно, угрозы существованию человеческой цивилизации является сокращение числа людей, живущих в условиях крайней нищеты, которые в своем стремлении выжить уничтожают озоновый слой <2>.

--------------------------------

<1> Doc. E/CN.4/Sub.2/1990/12. 1990. 3 Aug. P. 8.

<2> See: UN. ECOSOC. E/CN.S/1989/2. 1989. 15 Feb. P. 50.

В свою очередь, существование гарантированных прав человека как основы стабильности государства и всего международного сообщества в целом возможно при наличии достаточного уровня гуманитарной культуры. Последняя по крайней мере включает в себя два компонента:

а) осведомленность об основных положениях международно признанной доктрины прав человека;

б) осознание необходимости поступать в соответствии с существующими международно-правовыми стандартами и нормами внутригосударственного законодательства, соответствующими международному праву.

Оба компонента находятся в неразрывной взаимосвязи, однако определяющим является первый - фактор осведомленности. Это обстоятельство выделено во Всеобщей декларации прав человека и подтверждено теоретической и практической деятельностью Организации Объединенных Наций.

Во Всеобщей декларации прав человека говорится, что Генеральная Ассамблея "провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению путем национальных и международных прогрессивных мероприятий всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств - членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией".

В докладе Генерального секретаря ООН, названном "Альтернативные пути и средства содействия в рамках ООН эффективному осуществлению прав и основных свобод", та же мысль выражена следующим образом: "Просветительская деятельность - ключевой фактор всеобщего осуществления свода правовых норм в этой области" <1>. В записке Секретариата "Среднесрочный план на период 1992 - 1997 годов" говорится: "Знание прав человека и основных свобод всеми людьми является существенным фактором в деле конечного успеха усилий ООН по всеобщему осуществлению международных стандартов в области прав человека" <2>.

--------------------------------

<1> Doc. A/44/660. 1989. 26 Oct. 1989. P. 3.

<2> Doc. E/CN.4/1990/54. 16 Jun. P. 5.

Исходя из этого, при содействии или под эгидой ООН учреждены специальные учебные и исследовательские центры проблем прав человека.

Так, учреждены и функционируют: Международный институт прав человека в Страсбурге, Институт гуманитарного права в Сан-Ремо, Арабский институт по правам человека в Тунисе, Межамериканский институт по правам человека в Сан-Хосе, Африканский центр исследований в области демократии и прав человека в Банжуре, Институт социальных исследований в Гааге, Датский институт по правам человека, Международный институт по праву на развитие в Риме, Научно-исследовательский центр в области социологии, уголовного права и исправительно-трудовых учреждений в Мессине и др.

Имея в виду ту же цель, в 1950 г. Генеральная Ассамблея ООН учредила международную праздничную дату "День прав человека", отмечаемую 10 декабря каждого года, предложив государствам представлять через Генерального секретаря ежегодные доклады об информационных мероприятиях, осуществляемых в праздничный период.

Признав социально-политическую и правовую ценность прав человека, государства - участники СБСЕ - ОБСЕ подписали 15 января 1989 г. Итоговый документ Венской встречи. Тем самым они взяли на себя обязательство "обеспечивать право лиц знать свои права и обязанности и поступать в соответствии с ними; поощрять обсуждение в школах и других учебных заведениях вопросы развития и защиты прав человека и основных свобод".

Социально-политическая и правовая ценность прав человека обусловила включение в текст Документа Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1991) положение о том, что образование в области прав человека имеет основополагающее значение. В этой связи крайне важно, чтобы граждан сотрудничающих государств просвещали относительно прав человека и основных свобод, а также обязательств уважать такие права и свободы, установленные в национальном законодательстве и международных договорах, участниками которых они могут являться.

Государства - участники Московского совещания СБСЕ признали необходимость предпринять индивидуально или совместно дальнейшие мирные усилия, касающиеся прав человека, демократии и верховенства закона в контексте безопасности и сотрудничества в Европе, с целью придать демократическому прогрессу необратимый характер и не допустить каких-либо отступлений от стандартов, изложенных в принципах и положениях Заключительного акта Совещания, Итогового документа Венской встречи, Документа Копенгагенского совещания, Документа Парижского совещания - Парижской хартии для новой Европы и Документа Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ.

В заключение следует упомянуть о том, что фактором особой социальной ценности прав человека объясняется постановка и обсуждение в Организации Объединенных Наций проблемы так называемой гуманитарной интервенции (допустимости вооруженного вторжения на территорию государства в случаях, если правительство данного государства не желает или не в состоянии предотвратить случаи грубейших и массовых нарушений прав человека) <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Письмо Постоянного представителя Канады при Организации Объединенных Наций от 26 июля 2002 г. на имя Генерального секретаря.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: