Структура творческого потенциала личности

•До сих пор в литературе вопрос о структуре творческого потенциала не решен. Эмпирический путь – принцип составления «списков качеств», «пакетов качеств» – представляется нам устаревшим. Практически все авторы, причастные к такому решению проблемы структуры творческого потенциала личности, специально оговаривались: в «списках» наиболее существенных, по их мнению, качеств порядок перечисления совершенно случайный. То есть речь идет о составе, а не об иерархии элементов системы творческого потенциала личности. Г. Л. Пихтовников, например, предлагает 257 основных качеств [7].

•Вместе с тем, на уровне установления иерархии связей между элементами, качествами творческого потенциала мнения исследователей расходятся. Различны принципы структурирования. Нет единства мнений о механизмах взаимодействия компонентов, качеств, блоков, составляющих эту структуру.

•Мы считаем, что сегодня нет необходимости в исследовании признаков творческой личности идти путем выявления ее отдельных свойств, то есть эмпирическим путем. Важнее и полезнее, основываясь на уже известном материале, полученном эмпирически, синтезировать важнейшие свойства творческой личности в единую динамическую систему, выяснить основные закономерности ее функционирования, использовать результаты для углубления представлений о природе и структуре творческого потенциала личности.

•Интересна концепция М. С. Кагана, согласно которой личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и характеризуется поэтому пятью потенциалами:

•гносеологическим,

•коммуникативным,

•аксиологическим,

•художественным и

•творческим.

•«Творческий потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию, созидательному и (или) разрушительному, продуктивному или репродуктивному, и мерой их реализации в той или иной (или нескольких) сфере труда, социально-организаторской и революционно-критической деятельности»,– пишет М. С. Каган [8]. Нам кажется спорным обособление в системе потенциалов личности творческого потенциала и рассмотрение его как одного из структурных элементов: творчество, являясь специфически качественной характеристикой деятельности, имеет общий характер, следовательно, и творческий потенциал в той или иной мере содержится в каждом потенциале личности. Целесообразно, по нашему мнению, вести речь о творческом потенциале личности как едином образовании и внутри этого единого феномена выделять структурные элементы. Личность человека, зависит как от общественных отношений и культурных воздействий, так и от личных данных индивида, его индивидуальности.

•Личность проявляет свою индивидуальность в освоении и развитии культуры общества, нации, этноса, в результате чего и происходит превращение всеобщих (объективированных в продуктах труда) способностей в индивидуальные способности и творчество. Индивидуализация есть обретение и развитие человеком «я», проявление всеобщего в единичном, перевод сущностных сил общества в сущностные силы личности.

•Индивидуальность проявляется в природных задатках, предрасположенности к определенным видам деятельности при различиях в психическом складе. Люди могут быть склонны к различным видам занятий внутри одного и того же вида деятельности. Это является одной из причин разделения труда и сохранения различных профессий. Социализация означает включение человека в систему общественных отношений.

•На развитие личности влияет совокупность общественных отношений в целом, но это влияние обычно опосредуется микросферой – конкретным ближайшим окружением. Микросфера в значительной мере обусловливает участие человека в тех или иных видах деятельности, ориентирует на выбор занятий, формирует потребности, интересы и установки. Человек одновременно включен в целый ряд «микросфер» (семья, труд, коллектив, товарищи по учебе и т.п.), влияние которых «разновекторно».

•Вместе с тем, этот процесс индивидуален, т. к. каждый человек присваивает общественные отношения избирательно, не так, как другие люди. Чем более развита индивидуальность личности, тем критичнее оценка и выбор предлагаемых ориентаций.

•Социализация индивида одновременно выступает и индивидуализацией, процессом формирования его специфических черт, индивидуальности. Социализация не существует без индивидуальности и наоборот.

•Можно говорить о том, что индивидуализация – конкретная форма социализации, а социализация – это глубинная форма, содержание процесса индивидуализации. Таким образом, единство социализации и индивидуализации можно представить не только как единство и противоположность сущности и явления, но и содержания и формы. Это единство формируется в процессе участия личности в многообразных видах социальной деятельности, и чем шире круг социальной деятельности, чем полнее развита личность, тем ярче проявляется ее индивидуальность. [1]

•Действительно, сегодня нет ни одной концепции творчества и одаренности, где бы не признавалась роль мотивов. Однако, это как правило суммарный подход или, в лучшем случае как у Рензулли, искомое определяется "на пересечении" равнозначных факторов.

•В противоположность этому наш подход базируется на едином критерии творческого потенциала личности, в качестве которого выступает выделенная единица анализа творчеств, раскрываемая нами как способность к развитию деятельности по инициативе самого субъекта. Как синоним этого понятия в наших работах используются термины: ситуативно-нестимулированная продуктивная деятельность, познавательная самодеятельность и интеллектуальная активность (ИА).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: