Четыре Типа Использования Шляп

•1. Надеть шляпу. В ходе обсуждения мы можем попросить коллегу или члена коллектива надеть шляпу конкретного цвета. Или мы можем попросить всю группу использовать шляпу конкретного цвета в течение нескольких минут.

• “Каковы ваши мысли в черной шляпе об этой идее? Что может не получиться, если мы попытаемся ее воплотить?”

• “Мы застряли. Почему бы нам не надеть зеленые шляпы и не поискать новые подходы к этой проблеме?”

• “Какие об этом известны факты? Что мы об этом знаем? Давайте наденем белые шляпы”.

•2. Снять шляпу. Мы можем попросить человека снять шляпу определенного цвета. Здесь мы подразумеваем, что в настоящий момент мышление принадлежит к некоторому типу. Мы просим человека уйти от этого типа мышления. Система шести шляп дает удобный способ это сделать. Человек, возможно, и не надевал шляпу сознательно, но, судя по всему, использует ее.

• “Кажется, мы сфокусировались на мышлении в красной шляпе. Давайте снимем ее на момент”.

• “Хорошо, это неплохие мысли в черной шляпе. Давайте пока отложим черную шляпу”.

• “Вы нашли много новых идей и возможностей - теперь у нас их достаточно. Давайте теперь снимем зеленые шляпы”.

•3. Сменить шляпу. Как только правила введены, мы можем попросить мгновенно переключить мышление. Мы достигаем этого, предложив коллеге снять одну шляпу и надеть другую. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.

• “Мы выслушали положительные стороны. Теперь давайте переключимся с желтой шляпы на черную. В чем мы можем нарваться на неприятности, если поступим таким образом?”

• “Находясь в черной шляпе, вы объяснили, почему идея может не сработать. Теперь давайте перейдем к зеленой шляпе и посмотрим, нельзя ли разрешить проблемы”.

• “Это интересная идея. Теперь давайте снимем зеленую шляпу и наденем белую. Нам нужно изложить факты”.

•4. Обозначить свое мышление. Мы можем назвать шляпу, чтобы показать, какой тип мышления мы собираемся использовать. Например, иногда нужно что-то сказать, но это трудно сделать, не обидев кого-то. Просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею, не нападая на человека, предложившего ее. Используйте шляпы сами - и указывайте на то, что их используйте, обучая шляпам других.

Концепции творчества

Творческий потенциал.
Природа и структура.

•«Без творчества не было бы никакого прогресса и мы всегда воспроизводили бы одни и те же образцы».

•Эдуард де Бонэ

•Творческое мышление - это способность формулировать идеи.

•Конечная цель заключается в том, чтобы дать жизнь чему-то принципиально новому, оригинальному, приемлемому с точки зрения традиций данной культуры и полезному.

•О творчестве можно говорить при наличии творца, определяющего смысл, цели, ценностные ориентиры своих действий.

•Творчество - необходимый атрибут человека. Способность к творчеству коренится в сущности человека, но в реальности наблюдается такое же бегство от творчества, как и от свободы

Виды и функции творчества

•Другая важная проблема современной философии творчества - порождающие факторы творчества. Оно обусловлено социальными интенциями, импульсами и ресурсами, содержащимися в культуре. Однако на первый план в творчестве выступает человеческая субъективность, инициативность личности и группы. Взаимосвязанные друг с другом творческое усилие субъекта и социальная обусловленность выступают важнейшими факторами порождения нового. Инициатива субъекта в контактах с культурой (неожиданное сближение далеких идей, выбор плодотворных подходов, традиций, преобразование результатов прошлого труда в средства создания творческих продуктов) становится предпосылкой творчества.

•При этом социальныe детерминанты превращаются из совокупности внешних условий в способ индуцирования творчества, обеспечивая выход за рамки существующего, превращение возможностей, таящихся в культуре, в действительность., этот прорыв в неведомое может совершить только личность, которая изобретает в импровизации продуктивные элементы действий и с их помощью порождает и вводит в мир новое, отвечающее критериям добра, красоты и истины. Условием развития человеческого мира становится согласование объективно-социальных и субъективно-личностных детерминант творчества, а их рассогласование приводит к одновременным, повторным, преждевременным и запоздалым открытиям.

•Т. о., творчество - это социально обусловленная целенаправленная созидательная деятельность, в которой полнее всего представлены продуктивныe компоненты, присущие человеческому труду; эта деятельность направлена на порождение принципиально, качественно новых, нравственно оправданных и эстетически совершенных культурных ценностей. Творчество - процесс, благодаря которому происходит восхождение человека к высшим ступеням духовности, нравственности и свободы, развитие личности и культуры. Движущими силами творчества являются активность субъекта, преодолевающая предустановленные границы деятельности, и эвристическое стимулирование творческого процесса.

Критерии творческого процесса и его результата

•онтология творчества (отношение творческого продукта к вещам того же класса в рамках данной культуры) принципиальная новизна (с позиций культуры),

•аксиологию творчества (место творения в системе социальных ценностей)социальная значимость, оцениваемая как благо для человечества,,

•праксеологический и эстетический аспекты (степень совершенства вещи, мастерство исполнения) совершенство исполнения.

•Критерии творчества носят относительный характер, зависят от конкретной исторической ситуации.

•Творчество часто ассоциируется с артистическими натурами или даже с психической неустойчивостью, безумием. Консультанты и другие специалисты того же плана стараются убедить нас, что творить может любой, поскольку творчество - это одна из отличительных черт человеческого бытия. В этом смысле творчество таинственно и волшебно, оно не поддается анализу и его трудно определить.

•Творчество часто связывают с мышлением или решением задач. При этом неважно, что они собой представляют, так как обычно описываются как нечто происходящее в уме и связанное с идеями. Фразы «творческое мышление» или знаменитая фраза Эдуарда де Бон о «всесторонний подход" помещают творчество в сферу познания. Творчество – по крайней мере в пособиях или в практике корпоративной жизни - это то, что у вас в голове, оно редко рассматривается в связи с физическими усилиями или работой с физическими объектами.

•Творчество, рассматриваемое как форма мышления, часто противопоставляется здравому рассудку или логике. Творить - значит найти исключительный или необычный способ осмысления чего-то, «вырваться из плена».

•Идея прорыва сквозь сдерживающие «нормальное» мышление предвзятые мнения породила множество стимулирующих творчество технических приемов. Большинство из них сводится к двум интеллектуальным процессам:

•созданию необычных или интересных связей между идеями, а также перевороту во взгляде на какой-нибудь аспект рассматриваемого вопроса или же поиску аргументов против него.

•Сочетание, преобразование или перестановка элементов идеи. Этим набором методик творчество весьма напоминает алхимию.

•Ясно одно: «внедрить инновацию» означает попросту «сотворить нечто новое». Тогда что мы ищем, когда ищем определения творчеству? Характерную черту личности? Определенный набор навыков? Дисциплину со своим набором техник?[2]


[1] Кинг Л. тесты на креативность.

•[2] Баркер гл.2.

Элементы творчества

•Приспособительная жизнедеятельность животных превратилась в творческую активность человека благодаря установлению надперсональных, внебиологических связей между людьми, созданию культуры как эстафеты творчества.

•Культура нуждается как в инновациях, так и в воспроизведении и распространении достигнутого. В любой деятельности, в каждом ее звене, в любой операции присутствуют элементы творчества и нетворчества. Компоненты творчества - оригинальные действия, ведущие к изменению реальности, к преобразованию прошлого опыта.

•Нетворческие элементы можно разделить на

•репродуктивные (повторяющиеся, устойчивые действия, направленные на сохранение и воссоздание наследия) и

•В репродуктивных элементах творчества можно выделить

–а) необходимые действия, без которых невозможно достичь творческого результата (напр., сбор материала для научных исследований),

–б) стереотипные алгоритмические операциональные структуры, доступные для технического замещения, которые можно передать компьютерам.

•рутинные (закрепляющие тенденции и стереотипы шаблонов мышления, его формализмов).

•В творчестве наблюдаются взаимопереходы между продуктивным и репродуктивным. Т. о., нетворческие компоненты не находятся по ту сторону творчества, они органически с ним связаны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: