double arrow

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА


•Долгое время в философской и психологической литературе господствовало мнение, что творческие потенции – «счастливый дар природы», что их можно лишь выявить и усовершенствовать (так называемая проблема инсайта-озарения).

•Против подобных взглядов возражал Э. В. Ильенков: «Мы приписываем, … независимо от наших усилий, сложившийся талант природе» [9]. Он считал, что идея «генетической обусловленности» к творческой деятельности – «это просто-напросто проекция процента, выражающего известную пропорцию в сфере наличного разделения труда (а тем самым и способностей), на экран ни в чем не повинной биологии» [10].

•Не отрицая значения природных факторов и роль природных задатков в формировании творческого потенциала личности, мы считаем в то же время, что специфика человека, его творческий потенциал определяется в большей мере социальными факторами. Индивидуальное творчество детерминируется различными социальными условиями: общественными отношениями и общественным сознанием, сложившимся разделением труда, конкретным характером исторической эпохи, а также, безусловно, микросферой. Оно остается необъяснимым и уникальным фактом лишь с точки зрения личности как изолированного индивида. Большинство авторов отмечает, что процесс овладения личностью социальным опытом и деятельности на этой основе, не являясь творчеством в прямом смысле этого слова, выступает «заявкой» на превращение возможности творчества в действительность, реализацией субъекта как субъекта творчества.




•Формирование и развитие творческого потенциала человека происходит с того уровня развития творческого потенциала общества, который достигнут к началу формирования творческого потенциала конкретной личности. Человек застает уже сложившийся общественно-исторический опыт. Этот опыт интегрирует определенные способности людей, развитие которых в свою очередь определялось предшествующим опытом поколений людей. Творческий потенциал личности – продукт предшествующей деятельности, результат практической энергии людей. Человек каждый раз относится к прошлому как к исходному пункту движения и творит будущее, исходя из этой предпосылки. Исторически развитые способности и потребности человека в самих себе содержат возможность свободного творчества.

•Социальный опыт несет в самом себе свое собственное отрицание, содержит в недрах старого элементы нового, творчество личности на основе деятельности и общения. В любую эпоху каждый творческий акт есть результат взаимообмена, взаимовлияния сущностных сил множества людей. Новое в науке, искусстве и технике не может появиться без творческого общения с другими людьми. «Человек подчас не осознает той сложной цепочки влияний, побудительных импульсов, внутренних толчков, которые исходили от других людей – предшественников и современников. Не только ученый или деятель искусства, но и талантливый организатор или новатор производства «стоят на плечах» своих предшественников. Новое в культуре аккумулирует, диалектически «снимает» все ценное в старом»,– писал Л. Н. Коган [11]. Даже самому талантливому человеку необходимо творческое общение.



•Интересным доказательством социальной обусловленности научного творчества является параллелизм открытий. Так, независимо друг от друга разработали дифференциальное и интегральное исчисление И. Ньютон и Г. В. Лейбниц, это было определено логикой развития математики и необходимостью введения математической символики.

•По крайней мере три человека имеют право на открытие кислорода – шведский аптекарь Шиле, английский ученый Дж. Пристли и французский химик Лавуазье.

•Независимо друг от друга Н. И. Лобачевский, Б. Римани и К. Ф. Гаусс разработали различные разделы неевклидовой геометрии.

•Можно говорить также и о том, что чем крупнее творческий вклад личности в культуру, тем отчетливее эта авторская личность понимает и осознает роль побудительных импульсов, исходящих от других людей – предшественников и современников, их влияние. Так, общеизвестно, что Н. В. Гоголь не скрывал и даже гордился тем, что тема и сюжет «Ревизора» были подсказаны ему А. С. Пушкиным.



•Сложнее объяснить процесс влияния ценностей культуры на творческую активность личности, процесс, в котором сочетается бессознательное, разум и чувства, необходимое и случайное. Восприятие ценностей культуры порождает у человека сложную цепь ассоциаций, проследить которые он сам не всегда может. Культура как средство саморазвития и самореализации личности влияет и на сознательное, и на бессознательное: и на разум, и на чувства, и на волю одновременно, и в этом проявляется универсальность культуры.

•Известно, например, влияние чтения «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского на А. Эйнштейна при разработке им теории относительности.

•Перед обществом, системой образования стоит задача преодоления одностороннего преклонения перед природными особенностями человека, обрекающего человека на однобокое, ущербное развитие (примером может служить печальная, как правило, судьба бывших выдающихся спортсменов или детей-вундеркиндов), а также преодоления одностороннего игнорирования природных свойств индивида во имя стереотипного формирования единых социокультурных качеств у всех людей.

•Диалектическое соединение общего и особенного во имя наиболее полного раскрытия и развития всех индивидуальных возможностей человека и одновременно его всестороннее развитие должно быть противопоставлено любому одностороннему подходу. Идеал состоит, вероятно, в том, чтобы каждому человеку предоставлялась возможность выявить заложенные в нем природные задатки, развить их, и реализоваться.[1]







Сейчас читают про: