Тема 4. Человек во Вселенной

Мир как реальная действительность. Понятие универсума. Наиболее существенные аспекты современной картины мира. Картины мира: обыден­ная, научная, религиозная, философская. Способы видеть мир. Представле­ние о современной картине мира.

Бытие как философская категория, отражающая многообразие реально­сти, выражающая единство материального и идеального. Историчность че­ловеческого бытия. Вклад материализма и идеализма в формировании кате­гории бытия.

Основные формы бытия. Методологическое значение категории бытия. Современное естественно-научное видение бытия мира.

Законы и категории диалектики. Методологическое значение основных категорий диалектики.

Диалектико-материалистическое и метафизическое понимание материи. Современная наука о строении и основных свойствах материи. Специфика бытия материи, движение, пространство, время. Теория относительности как подтверждение философского видения мира.

Особенности биологического и социального пространства – времени.

Смысл диалектики. Диалектика и метафизика. Диалектика как учение о всеобщих связях. Универсальные и структурные связи. Принцип системно­сти и диалектические закономерности. Связи детерминации. Детерминизм и индетерминизм. Понятие закона. Классификация законов. Второй вопрос философии. Принципы его решения диалектикой и метафизикой. Изменение, развитие. Прогресс. Законы развития и механизм их отражения в мысли. Единство диалектики, логики и теории познания. Закономерности развития природы, общества и мышления.

Тема 5. Природа человека и смысл его существования.

Человек как единство биологического и социального, телесного и ду­ховного. Философская и религиозно-этическая концепция человека. Его на­значение и смысл жизни. Биологизаторство и социологизаторство.

Неорганическое тело человека.

Сознание как отражение, его сущность и структура. Общественная при­рода сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека. Роль сознания и самосознания. Сознание и язык.

Функции сознания. Формы бытия сознания. Понятие личности и ее ис­торических типов. Мир личности и многообразие ее ценностных ориента­ций: достоинство, социальная активность, ответственность за свои поступки, отношение к насилию, нравственные качества, умение убедить и вести за со­бой. Историческая личность.

Смысл жизни. Права и обязанности. Условия формирования личности.

Формирование программ жизнедеятельности для самореализации лич­ности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: