Мир как реальная действительность. Понятие универсума. Наиболее существенные аспекты современной картины мира. Картины мира: обыденная, научная, религиозная, философская. Способы видеть мир. Представление о современной картине мира.
Бытие как философская категория, отражающая многообразие реальности, выражающая единство материального и идеального. Историчность человеческого бытия. Вклад материализма и идеализма в формировании категории бытия.
Основные формы бытия. Методологическое значение категории бытия. Современное естественно-научное видение бытия мира.
Законы и категории диалектики. Методологическое значение основных категорий диалектики.
Диалектико-материалистическое и метафизическое понимание материи. Современная наука о строении и основных свойствах материи. Специфика бытия материи, движение, пространство, время. Теория относительности как подтверждение философского видения мира.
Особенности биологического и социального пространства – времени.
Смысл диалектики. Диалектика и метафизика. Диалектика как учение о всеобщих связях. Универсальные и структурные связи. Принцип системности и диалектические закономерности. Связи детерминации. Детерминизм и индетерминизм. Понятие закона. Классификация законов. Второй вопрос философии. Принципы его решения диалектикой и метафизикой. Изменение, развитие. Прогресс. Законы развития и механизм их отражения в мысли. Единство диалектики, логики и теории познания. Закономерности развития природы, общества и мышления.
Тема 5. Природа человека и смысл его существования.
Человек как единство биологического и социального, телесного и духовного. Философская и религиозно-этическая концепция человека. Его назначение и смысл жизни. Биологизаторство и социологизаторство.
Неорганическое тело человека.
Сознание как отражение, его сущность и структура. Общественная природа сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека. Роль сознания и самосознания. Сознание и язык.
Функции сознания. Формы бытия сознания. Понятие личности и ее исторических типов. Мир личности и многообразие ее ценностных ориентаций: достоинство, социальная активность, ответственность за свои поступки, отношение к насилию, нравственные качества, умение убедить и вести за собой. Историческая личность.
Смысл жизни. Права и обязанности. Условия формирования личности.
Формирование программ жизнедеятельности для самореализации личности.