В процессе взаимодействия происходит социализация - усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация может происходить стихийным путем, воспитанием, самовоспитанием. Стихийная социализация происходит под влиянием общения, средств массовой информации, бессознательного усвоения норм поведения и общественных стереотипов. Социализация представляет собой процесс усвоения человеком системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Воспитание представляет собой процесс целенаправленного воздействия на человека, которое призвано помочь ему овладеть социально-культурным опытом человечества. Воспитание - это совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов (семья, школа, религия, производство), обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей.
|
|
В узком, специальном, смысле воспитание означает целенаправленно организованную деятельность по формированию определенных качеств личности. К примеру, воспитание мировоззрения, нравственной культуры, эстетического вкуса и т.п.
Воспитание как социально организованная деятельность может осуществляться двумя способами:
а) с помощью сообщения и разъяснения известных, готовых способов деятельности, социальных норм и т.п.;
б) с помощью создания специальных социально-педагогических условий, стимулирующих интересы воспитуемого и вызывающих деятельность, развивающую его как личность. С помощью тех или иных условий, создаваемых в процессе воспитания, можно регулировать воздействия социальной среды на личность. Поэтому воспитание может справедливо рассматриваться как механизм управления процессом социализации.
Самовоспитание - осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.
Поведение - система взаимосвязанных действий, осуществляемых человеком для приспособления к среде и обществу в процессе социализации. Выделяют должное поведение, соответствующее требованиям общества, социальным нормам, и отклоняющееся (девиантное).