Сущность человека. В истории мысли было много различных взглядов на сущ­ность человека

В истории мысли было много различных взглядов на сущ­ность человека. Понимание человека изменялось вместе с разви­тием общества и культуры. Разнообразие взглядов на сущность человека обусловлено также тем, что у человека нет одной до­минирующей характеристики. Человек обладает многими не­обычайными свойствами, в нем заложено удивительное пере­плетение природно-биологических, социальных, культурных и духовных качеств.

Вопрос о происхождении и сущности человека по-разному решается наукой и религией, хотя между ними и появляются точки соприкосновения. О причинах, способствующих выделе­нию человека из животного мира, высказываются различные гипотезы. Эту проблему обсуждают антропология, палеонтоло­гия, физиология. Одной из проблем, изучаемых этими науками, является антропогенез (от лат. «происхождение человека»). Ч. Дарвин в XIX веке выдвинул предположение о происхожде­нии человека и человекообразных обезьян от общего предка. Среди предков человека ученые выделяют рамапитека (жил 14-20 млн. лет назад), австралопитека (5-8 млн. лет назад). Далее идут представители рода Homo: homo habilis (человек умелый) -2 млн. лет назад; homo erectus (человек прямоходящий) - 1-1,3 млн. лет назад. Около 150-200 тыс. лет назад появился homo sapiens (человек разумный). 40-50 тыс.лет назад homo sapiens на стадии кроманьонского человека был похож на современного человека и по внешнему физическому облику, и по уровню интеллекта. Кроманьонцы сообща охотились, строили жилища, изготавливали одежду, пользовались речью, в это время появились религия и искусство.

Определяя сущностные черты человека, его неизбежно сравнивают с животными, пытаясь таким путем выявить в нем подлинно человеческое.

Человек - это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Ему, как и животному, свойственны инстинкты, жизненные потребности, биологически запрограммированные схемы поведения. Но в то же время человек отличается от животного. Высокий уровень его развития по сравнению с животными проявля­ется:

- в прямохождении;

- совершенстве руки как орудия труда;

- сложном строении мозга;

- наличии сознания, абстрактного мышления, речи.

Поведение животного неразрывно связано с окружающей средой и направляется инстинктами, деятельность человека не является жёстко запрограммированной, в ней всегда есть место свободному выбору. Человек обладает не только сознанием, но и самосознанием.

Отличия человека от животного

Человек Животное
1. Производит свою собственную окру­жающую среду (жилище, одежду, орудия груда), изменяя и преобразуя природу 2. Изменяет окружающий мир не только по своим физическим потребностям, но и по законам познания мира, нравственности и красоты, духовным потребностям. 3. Существо универсальное и способен действовать и производить «по меркам любого вида» 4. Потребности людей постоянно изме­няются и растут 5. Развиваются по двум программам: биологической (инстинкты) и социально-культурной 6. Свою жизнедеятельность делает предметной, т.е. относится к ней осмыс­ленно, целенаправленно изменяет, плани­рует, обладает сознанием 1. Использует то, что есть в наличии в окружающей среде, приспосабливается к природе 2. Изменяет мир по потребности своего вида, ориентируясь исключительно на удовлетворение физических потребностей (голод, инстинкт продолжения рода и т.п.) 3. Не может преодолеть свою видовую ограниченность 4. Потребности практически не изменя­ются 5. Существование животных направляет­ся только инстинктами 6. Животное тождественно своей жизне­деятельности и не отличает ее от себя

Жизнь человека - это единство и взаимодействие духовно­го и телесного, биологического и социального, т.е. природа че­ловека имеет двойственный (бинарный) характер, может рас­сматриваться с двух сторон. Во-первых, человек является биоло­гическим существом, обладающим естественными потребностя­ми в еде, питье, продолжении рода, безопасности. С точки зре­ния своей природы человек - это высокоразвитое млекопитаю­щее, особый биологический вид - homo sapiens. В XIX в. Ч. Дар­вин создал эволюционную теорию, согласно которой человек произошел из биологического мира в результате длительной эволюции. Во-вторых, человек является своеобразным биологи­ческим видом, способным осваивать социальные способы пове­дения: обучаться, изменять свое поведение путем взаимодейст­вия с другими людьми.

Биологически обусловлены многие характеристики челове­ка. Биологический уровень включает в себя следующие ком­поненты:

- темперамент;

- пол;

- возраст;

- состояние здоровья;

- рост;

- масса тела;

- внешность.

Так биологически предопределена продолжительность жизни человека. Как и другие биологические существа, человек проходит стадии детства, зрелого возраста и старости. Биоло­гически обусловлено разделение людей на мужчин и женщин. Человеческий организм лучше приспособлен к определенным видам пищи, хотя общество и культура придают человеческой пище большое разнообразие. Подобно другим биологическим видам, человек имеет устойчивые разновидности, которые обычно обозначаются понятием расы. Разделение людей на ра­сы связано с тем, что люди, населяющие различные регионы планеты, приспособились к конкретным особенностям среды их обитания. Это выразилось в появлении особых анатомических и физиологических признаков (цвет кожи, рост, разрез глаз и др.).

Биологически и физиологически обусловлено также разде­ление людей по типам темперамента. Одни люди эмоционально более возбудимы, другие - более спокойны. Еще в древности людей по темпераменту делили на холериков (легко возбудимых), сангвиников (уравновешенный психологический тип), флегматиков (погруженных в себя, апатичных) и меланхоли­ков (угрюмых, печальных).

Социальный уровень человека формируется на протяже­нии жизни и включает в себя:

- социальный статус;

- мировоззрение;

- образование;

- уровень дохода; -характер и т.д.

Социальный опыт и культура не передаются биологическим путем. Они транслируются от поколения к поколению через социальные и культурные механизмы. Человек.рождается биоло­гическим существом, но становится личностью в процессе со­циализации, в ходе которой он усваивает социальные и культур­ные нормы, осваивает различные социальные роли.

При этом социальное как бы накладывается на биологиче­ское. Например, на биологическую уникальность индивида на­кладывается уникальность его жизненного пути, его социальной биографии. Поэтому человек не только биологически уникален, он становится и уникальной социальной личностью.

Человек как биологическое индивидуальное существо смер­тен. Но каждая личность может обрести бессмертие в ином - со­циальном отношении. Жизнь человека и после смерти продол­жается в его детях и внуках, в памяти о том, что сделал человек (в его произведениях, открытиях, предметах труда, созданных им).

Духовное в человеке. С самого своего возникновения чело­век жил не только в соответствии с биологическими потребно­стями и не только по социальным нормам, так, уже у древней­ших людей обнаруживаются зачатки искусства (наскальная жи­вопись, украшение предметов быта и т.п.). У людей возникали духовные потребности - потребности в знании о мире и о самих себе, попытки понять смысл своей жизни. Это рождало мифо­логию, религию, науку. Люди вырабатывали принципы нравст­венности и красоты и руководствовались ими в своей жизни. Все это формирует духовный мир человека - сферу его верований и знаний, ценностей и идеалов.

Духовность - это высший уровень развития и саморегуля­ции зрелой личности, когда мотивом и смыслом жизни человека становятся не личные потребности и отношения, а высшие чело­веческие ценности (истина, добро, красота).

Таким образом, человек является существом, в котором не­разрывно связаны природно-биологические, социальные и ду­ховные факторы. Человек - это целостное биопсихосоциальное существо, которое является и биологическим организмом, и соз­дателем, и носителем культуры, и главным участником истори­ческого процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: