В истории мысли было много различных взглядов на сущность человека. Понимание человека изменялось вместе с развитием общества и культуры. Разнообразие взглядов на сущность человека обусловлено также тем, что у человека нет одной доминирующей характеристики. Человек обладает многими необычайными свойствами, в нем заложено удивительное переплетение природно-биологических, социальных, культурных и духовных качеств.
Вопрос о происхождении и сущности человека по-разному решается наукой и религией, хотя между ними и появляются точки соприкосновения. О причинах, способствующих выделению человека из животного мира, высказываются различные гипотезы. Эту проблему обсуждают антропология, палеонтология, физиология. Одной из проблем, изучаемых этими науками, является антропогенез (от лат. «происхождение человека»). Ч. Дарвин в XIX веке выдвинул предположение о происхождении человека и человекообразных обезьян от общего предка. Среди предков человека ученые выделяют рамапитека (жил 14-20 млн. лет назад), австралопитека (5-8 млн. лет назад). Далее идут представители рода Homo: homo habilis (человек умелый) -2 млн. лет назад; homo erectus (человек прямоходящий) - 1-1,3 млн. лет назад. Около 150-200 тыс. лет назад появился homo sapiens (человек разумный). 40-50 тыс.лет назад homo sapiens на стадии кроманьонского человека был похож на современного человека и по внешнему физическому облику, и по уровню интеллекта. Кроманьонцы сообща охотились, строили жилища, изготавливали одежду, пользовались речью, в это время появились религия и искусство.
Определяя сущностные черты человека, его неизбежно сравнивают с животными, пытаясь таким путем выявить в нем подлинно человеческое.
Человек - это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Ему, как и животному, свойственны инстинкты, жизненные потребности, биологически запрограммированные схемы поведения. Но в то же время человек отличается от животного. Высокий уровень его развития по сравнению с животными проявляется:
- в прямохождении;
- совершенстве руки как орудия труда;
- сложном строении мозга;
- наличии сознания, абстрактного мышления, речи.
Поведение животного неразрывно связано с окружающей средой и направляется инстинктами, деятельность человека не является жёстко запрограммированной, в ней всегда есть место свободному выбору. Человек обладает не только сознанием, но и самосознанием.
Отличия человека от животного
Человек | Животное |
1. Производит свою собственную окружающую среду (жилище, одежду, орудия груда), изменяя и преобразуя природу 2. Изменяет окружающий мир не только по своим физическим потребностям, но и по законам познания мира, нравственности и красоты, духовным потребностям. 3. Существо универсальное и способен действовать и производить «по меркам любого вида» 4. Потребности людей постоянно изменяются и растут 5. Развиваются по двум программам: биологической (инстинкты) и социально-культурной 6. Свою жизнедеятельность делает предметной, т.е. относится к ней осмысленно, целенаправленно изменяет, планирует, обладает сознанием | 1. Использует то, что есть в наличии в окружающей среде, приспосабливается к природе 2. Изменяет мир по потребности своего вида, ориентируясь исключительно на удовлетворение физических потребностей (голод, инстинкт продолжения рода и т.п.) 3. Не может преодолеть свою видовую ограниченность 4. Потребности практически не изменяются 5. Существование животных направляется только инстинктами 6. Животное тождественно своей жизнедеятельности и не отличает ее от себя |
Жизнь человека - это единство и взаимодействие духовного и телесного, биологического и социального, т.е. природа человека имеет двойственный (бинарный) характер, может рассматриваться с двух сторон. Во-первых, человек является биологическим существом, обладающим естественными потребностями в еде, питье, продолжении рода, безопасности. С точки зрения своей природы человек - это высокоразвитое млекопитающее, особый биологический вид - homo sapiens. В XIX в. Ч. Дарвин создал эволюционную теорию, согласно которой человек произошел из биологического мира в результате длительной эволюции. Во-вторых, человек является своеобразным биологическим видом, способным осваивать социальные способы поведения: обучаться, изменять свое поведение путем взаимодействия с другими людьми.
Биологически обусловлены многие характеристики человека. Биологический уровень включает в себя следующие компоненты:
- темперамент;
- пол;
- возраст;
- состояние здоровья;
- рост;
- масса тела;
- внешность.
Так биологически предопределена продолжительность жизни человека. Как и другие биологические существа, человек проходит стадии детства, зрелого возраста и старости. Биологически обусловлено разделение людей на мужчин и женщин. Человеческий организм лучше приспособлен к определенным видам пищи, хотя общество и культура придают человеческой пище большое разнообразие. Подобно другим биологическим видам, человек имеет устойчивые разновидности, которые обычно обозначаются понятием расы. Разделение людей на расы связано с тем, что люди, населяющие различные регионы планеты, приспособились к конкретным особенностям среды их обитания. Это выразилось в появлении особых анатомических и физиологических признаков (цвет кожи, рост, разрез глаз и др.).
Биологически и физиологически обусловлено также разделение людей по типам темперамента. Одни люди эмоционально более возбудимы, другие - более спокойны. Еще в древности людей по темпераменту делили на холериков (легко возбудимых), сангвиников (уравновешенный психологический тип), флегматиков (погруженных в себя, апатичных) и меланхоликов (угрюмых, печальных).
Социальный уровень человека формируется на протяжении жизни и включает в себя:
- социальный статус;
- мировоззрение;
- образование;
- уровень дохода; -характер и т.д.
Социальный опыт и культура не передаются биологическим путем. Они транслируются от поколения к поколению через социальные и культурные механизмы. Человек.рождается биологическим существом, но становится личностью в процессе социализации, в ходе которой он усваивает социальные и культурные нормы, осваивает различные социальные роли.
При этом социальное как бы накладывается на биологическое. Например, на биологическую уникальность индивида накладывается уникальность его жизненного пути, его социальной биографии. Поэтому человек не только биологически уникален, он становится и уникальной социальной личностью.
Человек как биологическое индивидуальное существо смертен. Но каждая личность может обрести бессмертие в ином - социальном отношении. Жизнь человека и после смерти продолжается в его детях и внуках, в памяти о том, что сделал человек (в его произведениях, открытиях, предметах труда, созданных им).
Духовное в человеке. С самого своего возникновения человек жил не только в соответствии с биологическими потребностями и не только по социальным нормам, так, уже у древнейших людей обнаруживаются зачатки искусства (наскальная живопись, украшение предметов быта и т.п.). У людей возникали духовные потребности - потребности в знании о мире и о самих себе, попытки понять смысл своей жизни. Это рождало мифологию, религию, науку. Люди вырабатывали принципы нравственности и красоты и руководствовались ими в своей жизни. Все это формирует духовный мир человека - сферу его верований и знаний, ценностей и идеалов.
Духовность - это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда мотивом и смыслом жизни человека становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности (истина, добро, красота).
Таким образом, человек является существом, в котором неразрывно связаны природно-биологические, социальные и духовные факторы. Человек - это целостное биопсихосоциальное существо, которое является и биологическим организмом, и создателем, и носителем культуры, и главным участником исторического процесса.