Развитие знаний о человеке. Бытие человека

Бытие человека - специфический способ его уникального, неповторимого, существования. Это понятие трактуется в миро­вой философии по-разному. Однако при всех различиях оно оценивается как особая реальность, постижение которой позво­ляет человеку лучше дать понять самого себя.

Размышления о природе человека начались с древности.

В древнейших философских системах Китая, Индии, Греции человек мыслился как часть Космоса, всеобъемлющего мира. И сам человек воспринимался как своеобразный «микрокосмос». Природа понималась как живой организм, а человек - как соче­тание разных элементов, или «стихий» Космоса. При этом мир создан не ради человека, поэтому человек не вправе диктовать свою волю природе. Он призван следовать естественности, в крайнем случае «упорядочивать», преодолевать сбои, происходящие в мире время от времени, но он ответствен за свои деяния на высшем, космическом уровне.

Древнеиндийская философия выдвинула идею переселения душ и сделала весьма условной и подвижной границу между живыми существами. Суть этой идеи состоит в том, что душа человека после его смерти не погибает, а находит себе другое пристанище. Человеку прописывалось стремление и способ­ность освобождаться от предопределенности через нравственное благородство, раскрепощение души, что дает возможность дос­тичь величия.

Человек как духовно-телесное существо был главным со­держанием всей древнегреческой культуры. Первым философом, который поставил человека в центр своих размышлений и от­крыл мир человеческой души, был античный мыслитель Сократ. В своих философских размышлениях он руководствовался де­визом «Познай Самого себя». Сократ учил, что у человека есть как бы две природы. Первая дается ему вместе с рождением, вторая создается им самим. Только когда человек сам уяснит себе, что такое истина, красота, добро и зло, в нем рождается подлинно человеческая личность.

В учении о человеке Платона была разработана фундамен­тальная для всей последующей культуры идея «человека разум­ного». Хотя человек принадлежит двум мирам, главное в нем -высшее разумное начало. Именно разум отличает человека от всех иных живых существ. Только благодаря разуму человек в состоянии постичь окружающий мир и самого себя. Это учение о «человеке разумном» прочно вошло в европейскую культуру, особого расцвета оно достигло в эпоху Просвещения.

Античная философия обогатила науку пониманием разли­чий между законами природы и человеческого мира. Было вы­делено противоречие: «неизменные законы природы - изменчи­вые человеческие установления».

Следующее очень важное и устойчивое представление о че­ловеке сформировалось под влиянием христианской религии. В его основе лежит учение о сотворении человека - его души и тела - Богом. В рамках этого учения человек отрывается от при­роды и возвышается над ней, поскольку его душа бессмертна и носит сверхприродный характер. Сам человек есть образ и подобие Бога-творца. Однако телесное в человеке понималось в хри­стианском мировоззрении как низменное и греховное.

Новый взгляд на человека характерен для эпохи Возрожде­ния. В эту эпоху в центр мировоззрения был поставлен человек. Причем в единстве его духовных и чувственно-телесных проявлений. Эпоха Возрождения дала науке представление о безграничности творческих возможностей человека. В сочетании со свободой выбора предназначение человека дает ему творческую способность самоопределения. Человек-творец уподобляется Богу. В этот период философы восхищались человеком, провоз­глашали гимны его разуму, творческому началу.

Философы XVII-XVIII вв. рассматривали бытие как реаль­ность, противостоящую человеку, как сущее, которое человек осваивает в деятельности. Для европейской философии этого времени бытие чаще всего ограничивается природой, миром естественных тел, а духовный мир статусом бытия не обладает.

Наряду с этой натуралистической линией в новоевропей­ской философии формируется прямо противоположный способ истолкования бытия: подлинной реальностью является именно мысль. Этот подход представлен в исходном тезисе Р.Декарта: «Мыслю, следовательно, существую».

И. Кант вопрос «Что такое человек?» формулирует как ос­новной вопрос философии, а самого человека рассматривает как существо, принадлежащее двум различным мирам - природной необходимости и нравственной свободе. В немецкой философии XVIII-XIX вв. ведущим являлось представление о человеке как творце духовной жизни, культуры, носителе всеобщего идеаль­ного начала - духа или разума.

Но позднее, в XIX в., Карл Маркс стал доказывать, что не мышление людей, а их практическая деятельность определяет развитие общества и истории. Человек есть прежде всего прак­тически-действующее существо. При этом его нельзя понимать как отдельного индивида. Сущность человека, по Марксу, это совокупность общественных отношений. Человек есть не нату­ральное, а социально-историческое существо.

Поиск сущностных свойств человека сконцентрировал вни­мание ученых XIX - XX вв. на таких направлениях, как чувство, воля, влечение. В науке начали различать понятия «индивиду­альность» и «личность». Индивидуальность стала пониматься прежде всего как своеобразие, неповторимость психической жизни человека, а личность - это его индивидуальные проявле­ния на фоне социальных отношений.

В XX в. проблема бытия человека стала предметом особого философского исследования. Возникла философская антропо­логия - область философии, которая стремится синтезировать достижения различных наук о человеке, чтобы дать целостную философскую картину человека и его места в природе. В фило­софской антропологии человек понимается как биологическое, социальное и духовное существо, а главной является проблема соотнесения и взаимосвязи этих сторон человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: