Бытие человека - специфический способ его уникального, неповторимого, существования. Это понятие трактуется в мировой философии по-разному. Однако при всех различиях оно оценивается как особая реальность, постижение которой позволяет человеку лучше дать понять самого себя.
Размышления о природе человека начались с древности.
В древнейших философских системах Китая, Индии, Греции человек мыслился как часть Космоса, всеобъемлющего мира. И сам человек воспринимался как своеобразный «микрокосмос». Природа понималась как живой организм, а человек - как сочетание разных элементов, или «стихий» Космоса. При этом мир создан не ради человека, поэтому человек не вправе диктовать свою волю природе. Он призван следовать естественности, в крайнем случае «упорядочивать», преодолевать сбои, происходящие в мире время от времени, но он ответствен за свои деяния на высшем, космическом уровне.
Древнеиндийская философия выдвинула идею переселения душ и сделала весьма условной и подвижной границу между живыми существами. Суть этой идеи состоит в том, что душа человека после его смерти не погибает, а находит себе другое пристанище. Человеку прописывалось стремление и способность освобождаться от предопределенности через нравственное благородство, раскрепощение души, что дает возможность достичь величия.
|
|
Человек как духовно-телесное существо был главным содержанием всей древнегреческой культуры. Первым философом, который поставил человека в центр своих размышлений и открыл мир человеческой души, был античный мыслитель Сократ. В своих философских размышлениях он руководствовался девизом «Познай Самого себя». Сократ учил, что у человека есть как бы две природы. Первая дается ему вместе с рождением, вторая создается им самим. Только когда человек сам уяснит себе, что такое истина, красота, добро и зло, в нем рождается подлинно человеческая личность.
В учении о человеке Платона была разработана фундаментальная для всей последующей культуры идея «человека разумного». Хотя человек принадлежит двум мирам, главное в нем -высшее разумное начало. Именно разум отличает человека от всех иных живых существ. Только благодаря разуму человек в состоянии постичь окружающий мир и самого себя. Это учение о «человеке разумном» прочно вошло в европейскую культуру, особого расцвета оно достигло в эпоху Просвещения.
Античная философия обогатила науку пониманием различий между законами природы и человеческого мира. Было выделено противоречие: «неизменные законы природы - изменчивые человеческие установления».
Следующее очень важное и устойчивое представление о человеке сформировалось под влиянием христианской религии. В его основе лежит учение о сотворении человека - его души и тела - Богом. В рамках этого учения человек отрывается от природы и возвышается над ней, поскольку его душа бессмертна и носит сверхприродный характер. Сам человек есть образ и подобие Бога-творца. Однако телесное в человеке понималось в христианском мировоззрении как низменное и греховное.
|
|
Новый взгляд на человека характерен для эпохи Возрождения. В эту эпоху в центр мировоззрения был поставлен человек. Причем в единстве его духовных и чувственно-телесных проявлений. Эпоха Возрождения дала науке представление о безграничности творческих возможностей человека. В сочетании со свободой выбора предназначение человека дает ему творческую способность самоопределения. Человек-творец уподобляется Богу. В этот период философы восхищались человеком, провозглашали гимны его разуму, творческому началу.
Философы XVII-XVIII вв. рассматривали бытие как реальность, противостоящую человеку, как сущее, которое человек осваивает в деятельности. Для европейской философии этого времени бытие чаще всего ограничивается природой, миром естественных тел, а духовный мир статусом бытия не обладает.
Наряду с этой натуралистической линией в новоевропейской философии формируется прямо противоположный способ истолкования бытия: подлинной реальностью является именно мысль. Этот подход представлен в исходном тезисе Р.Декарта: «Мыслю, следовательно, существую».
И. Кант вопрос «Что такое человек?» формулирует как основной вопрос философии, а самого человека рассматривает как существо, принадлежащее двум различным мирам - природной необходимости и нравственной свободе. В немецкой философии XVIII-XIX вв. ведущим являлось представление о человеке как творце духовной жизни, культуры, носителе всеобщего идеального начала - духа или разума.
Но позднее, в XIX в., Карл Маркс стал доказывать, что не мышление людей, а их практическая деятельность определяет развитие общества и истории. Человек есть прежде всего практически-действующее существо. При этом его нельзя понимать как отдельного индивида. Сущность человека, по Марксу, это совокупность общественных отношений. Человек есть не натуральное, а социально-историческое существо.
Поиск сущностных свойств человека сконцентрировал внимание ученых XIX - XX вв. на таких направлениях, как чувство, воля, влечение. В науке начали различать понятия «индивидуальность» и «личность». Индивидуальность стала пониматься прежде всего как своеобразие, неповторимость психической жизни человека, а личность - это его индивидуальные проявления на фоне социальных отношений.
В XX в. проблема бытия человека стала предметом особого философского исследования. Возникла философская антропология - область философии, которая стремится синтезировать достижения различных наук о человеке, чтобы дать целостную философскую картину человека и его места в природе. В философской антропологии человек понимается как биологическое, социальное и духовное существо, а главной является проблема соотнесения и взаимосвязи этих сторон человека.