Ось колесной пары представляет собой брус круглого сечения.
Диаметр оси по её длине не одинаков.
Рис 20. Ось колесной пары |
На подступичные части напрессовывают колеса, поэтому, кроме напряжения, изгиба и кручения, они испытывают еще напряжение сжатия от напрессованных на них колесных центров. На предподступичные части насаживают в горячем состоянии лабиринтные кольца для уплотнения корпусов букс.
Концевые части оси - шейки воспринимают вертикальную нагрузку от веса вагона. На шейки в горячем состоянии устанавливаются внутренние кольца буксовых подшипников. Для предотвращения концентрации напряжений все сопряжения участков одного диаметра с участками другого диметра выполняют плавными. Их называют галтелями.
Обработанная ось клеймится. Клейма ставят на торце первой шейки в одном из сегментов.
Клейма содержат:
ü номер оси
ü номер плавки металла
ü две последние цифры года отковки оси
ü месяц и две последние цифры года обработки оси
ü клейма ставят клейма мастера ОТК и приемщика службы подвижного состава
Основные нагрузки испытываемые осью:
1. Изгиб от действия весовых нагрузок на шейки оси от буксового узла.
2. Кручение при передаче крутящего момента от зубчатого колеса редуктора на колеса.
3. Сжатие детали от воздействия напрессованных деталей