Тема 6. Немецкая классическая философия

Цель: раскрыть смысл неклассической философии XIX-XX вв Маркса, Конта, Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора

Задачи: 1. Показать проблему отчуждения в философии К.Маркса

2. Показать классификацию наук Конта все этапы развития неопозитивизм и постпозитивизм

3. Раскрыть философию жизни Шопенгауэра, Ницше

4. Раскрыть философию абсурда Кьергора

5. Показать иррационализм в философии Фрейда и Фромма, постмодернизма, философии феминизма

6. Показать сохранение рационалисических традиций в постпозитивизме, неотомизме, экзистенционализме

Важная роль в истории философии принадлежит классической немецкой философии конца XVIII - первой половины XIX в. Она представлена именами таких выдающихся мыслителей, как И.Кант, И.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель, Л.Фейербах.

И.Кант (1724-1804) является родоначальником немецкой классической философии.

В теории познания Кант по существу совершает "коперниканский переворот". Если до него материалисты считали, что чело­век пассивно отражает внешний мир, то Кант процесс познания рассматривает как активный, творческий процесс своеобразного конструирования познаваемых объектов в мышлении познающе­го субъекта. Наши представления о вещах всегда отличаются от "вещи в себе", вернее, "самой по себе", хотя бы в силу относи­тельности нашего знания. Таким образом, "вещь для нас", т.е. воспринимаемый нами "объект", есть всегда лишь сторона "вещи самой по себе", объекта.

Заслугой Канта является и то, что он, в частности, в работе "Критика практического разума" преодолевает концепцию евро­пейских просветителей (Руссо, Локка) о естественноприродном человеке и пытается раскрыть специфику человеческой сущности. В соответствии со своей критической философией он разделяет мир человека и человеческих отношений на сферу явлений, где человек под влиянием чувственных воздействий и склонностей проявляет себя как природно-чувственное существо, и сферу умопостигаемых процессов и отношений, где человек рассуждает и совершает поступки в соответствии с высшими принципами разума. Последняя сфера, по Канту, и есть специфически челове­ческая сфера моральности, культуры, самой социальности. Имен­но в мире умопостигаемых отношений свободная воля практиче­ского разума принуждает действовать индивида не в силу эгои­стически-себялюбивых стремлений к чувственному удовольст­вию, а в соответствии с так называемым категорическим импе­ративом, по требованиям долга и адекватно выдвигаемым сво­бодным разумом целям.

Г.Гегель (1770-1831), считал, что все существую­щее есть лишь покров, под которым скрывается понятие. В гегелевском учении понятие есть форма движения Мирового духа, Абсолютной идеи, которая сначала развивается сама в себе как логический процесс, затем переходит в природное бытие и там повторяется пройденное в духовной форме развитие; затем, наконец, в человеческом познании через раскрытие законов действительности. Абсолютная идея познает самое себя в виде Абсолютной истины.

Раскрывая движение Абсолютной идеи как объективный про­цесс диалектического развития, Гегель по существу в диалектике понятий угадал диалектику объективного мира и таким образом пришел к обоснованию той основной мысли, что мир состоит не из законченных, готовых предметов, а представляет собой сово­купность процессов развития, сущность которого выражается в законах диалектики.

Важную роль в преодолении идеализма Гегеля сыграл его ученик Л.Фейербах (1804-1872) - философ-материалист, высту­пивший против объективного гегелевского идеализма и офици­альной религии в главном своем произведении "Сущность хри­стианства". Материализм Фейербаха, как и диалектика Гегеля, сыграли роль основных теоретических источников философии марксизма.

Утверждая и обосновывая первичность конкретно-чувственного природного бытия, материи по отношению к созна­нию, Фейербах рассматривал человека, прежде всего как природ­ное существо (антропологизм). Как и многие выдающиеся его предшественники, он не видел, что сущность человека заключа­ется в его общественных отношениях, поэтому для него осталась непонятной диалектика развития человека и общества. В качестве универсального средства разрешения социальных проблем современности Фейербах предлагал всеобщую любовь людей друг к другу. В этом заключается гуманизм и вместе с тем утопизм его взглядов.

Философия марксизма (представители К. Маркс и Ф.Энгельс). Ценным вкладом в развитие философии, сделанным Марксом, яв­ляется не только открытие факта о приоритете экономики над духовным фактором, тайны прибавочной стоимости, механизма порабощения и экс­плуатации человека в системе товарно-денежных отношений, но и открытие экономической формы отчуждения. Соглашаясь и воспринимая идею Л. Фей­ербаха о религиозном отчуждении, К. Маркс считает его одним из аспектов общего отчуждения капитализма. По мнению К. Маркса, наиболее всеобщей формой отчуждения в условиях капитализма является экономическое отчуждение. Снять эту форму отчуждения возможно только посредством революции и последующих социально-экономических преобразований. В результате каждый человек становится сознательным, свободным и творческим, так как снимаются овеществление и отчуждение. А сам человек становится активным и сознательным субъект собственной жизнедеятельности, способный полностью реализовать себя. Социум и человек в новых социально-экономических условиях становятся «рациональными, просвещенным и рационально-управляемым».

Идею Маркса о том, что труд является материальным основанием формирования и развития человеческого сознания, а также о приоритете экономики в развитии человеческого общества будет творчески продолжено Ф. Энгельсом (1820-1895) в ряде его работ "Роль труда в процессе превра­щения обезьяны в человека", "происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884). Так, Ф. Энгельс в работе "происхождение семьи..." 1вяталея показать, что семья и статус женщины в обществе и семье значительно претерпели трансформацию в ходе исторического развития под влиянием эволюции способа производства и форм собственности. Ф. Энгельс показал, как и каким образом происходит эволюция формы семьи и брака, усиливается эксплуатация и маргинализация женщины замыкание ее приватной сферой. Ф. Энгельс способствовал формированию дискуссий об экономической основе различия гендерных (мужских и женских) ролей, постановки вопроса о статусе женщины и ее эмансипации, об изменении института традиционного брака и снятии зависимости женщины от мужчины.

Ф. Энгельс разработал идеи о диалектике природы, о материи как субстанции сущего, разработал классификацию форм движения материи, положение о пространстве и времени как атрибутах материи, о материальном единстве мира ("Анти-Дюринг, Диалектика природы"). По мнению Ф. Энгельса, диалектика - это учение о всеобщей связи и развития природы, общества и человеческого мышления. Диалектическое развитие - это сложный, противоречивый, поступательный процесс изменения, как мате­риальных процессов, общественных систем, так и теоретических идей. Таким образом, весь мир - это постоянный и бесконечный процесс изменения и превращения, а источником этого изменения является борьба противо­положностей. Ф. Энгельс в "Анти-Дюринге" специально останавливается на характеристике всеобщих законов диалектического развития: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количества в качество, закон отрицания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: