Цель: раскрыть смысл неклассической философии XIX-XX вв Маркса, Конта, Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора
Задачи: 1. Показать проблему отчуждения в философии К.Маркса
2. Показать классификацию наук Конта все этапы развития неопозитивизм и постпозитивизм
3. Раскрыть философию жизни Шопенгауэра, Ницше
4. Раскрыть философию абсурда Кьергора
5. Показать иррационализм в философии Фрейда и Фромма, постмодернизма, философии феминизма
6. Показать сохранение рационалисических традиций в постпозитивизме, неотомизме, экзистенционализме
Важная роль в истории философии принадлежит классической немецкой философии конца XVIII - первой половины XIX в. Она представлена именами таких выдающихся мыслителей, как И.Кант, И.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель, Л.Фейербах.
И.Кант (1724-1804) является родоначальником немецкой классической философии.
В теории познания Кант по существу совершает "коперниканский переворот". Если до него материалисты считали, что человек пассивно отражает внешний мир, то Кант процесс познания рассматривает как активный, творческий процесс своеобразного конструирования познаваемых объектов в мышлении познающего субъекта. Наши представления о вещах всегда отличаются от "вещи в себе", вернее, "самой по себе", хотя бы в силу относительности нашего знания. Таким образом, "вещь для нас", т.е. воспринимаемый нами "объект", есть всегда лишь сторона "вещи самой по себе", объекта.
|
|
Заслугой Канта является и то, что он, в частности, в работе "Критика практического разума" преодолевает концепцию европейских просветителей (Руссо, Локка) о естественноприродном человеке и пытается раскрыть специфику человеческой сущности. В соответствии со своей критической философией он разделяет мир человека и человеческих отношений на сферу явлений, где человек под влиянием чувственных воздействий и склонностей проявляет себя как природно-чувственное существо, и сферу умопостигаемых процессов и отношений, где человек рассуждает и совершает поступки в соответствии с высшими принципами разума. Последняя сфера, по Канту, и есть специфически человеческая сфера моральности, культуры, самой социальности. Именно в мире умопостигаемых отношений свободная воля практического разума принуждает действовать индивида не в силу эгоистически-себялюбивых стремлений к чувственному удовольствию, а в соответствии с так называемым категорическим императивом, по требованиям долга и адекватно выдвигаемым свободным разумом целям.
Г.Гегель (1770-1831), считал, что все существующее есть лишь покров, под которым скрывается понятие. В гегелевском учении понятие есть форма движения Мирового духа, Абсолютной идеи, которая сначала развивается сама в себе как логический процесс, затем переходит в природное бытие и там повторяется пройденное в духовной форме развитие; затем, наконец, в человеческом познании через раскрытие законов действительности. Абсолютная идея познает самое себя в виде Абсолютной истины.
|
|
Раскрывая движение Абсолютной идеи как объективный процесс диалектического развития, Гегель по существу в диалектике понятий угадал диалектику объективного мира и таким образом пришел к обоснованию той основной мысли, что мир состоит не из законченных, готовых предметов, а представляет собой совокупность процессов развития, сущность которого выражается в законах диалектики.
Важную роль в преодолении идеализма Гегеля сыграл его ученик Л.Фейербах (1804-1872) - философ-материалист, выступивший против объективного гегелевского идеализма и официальной религии в главном своем произведении "Сущность христианства". Материализм Фейербаха, как и диалектика Гегеля, сыграли роль основных теоретических источников философии марксизма.
Утверждая и обосновывая первичность конкретно-чувственного природного бытия, материи по отношению к сознанию, Фейербах рассматривал человека, прежде всего как природное существо (антропологизм). Как и многие выдающиеся его предшественники, он не видел, что сущность человека заключается в его общественных отношениях, поэтому для него осталась непонятной диалектика развития человека и общества. В качестве универсального средства разрешения социальных проблем современности Фейербах предлагал всеобщую любовь людей друг к другу. В этом заключается гуманизм и вместе с тем утопизм его взглядов.
Философия марксизма (представители К. Маркс и Ф.Энгельс). Ценным вкладом в развитие философии, сделанным Марксом, является не только открытие факта о приоритете экономики над духовным фактором, тайны прибавочной стоимости, механизма порабощения и эксплуатации человека в системе товарно-денежных отношений, но и открытие экономической формы отчуждения. Соглашаясь и воспринимая идею Л. Фейербаха о религиозном отчуждении, К. Маркс считает его одним из аспектов общего отчуждения капитализма. По мнению К. Маркса, наиболее всеобщей формой отчуждения в условиях капитализма является экономическое отчуждение. Снять эту форму отчуждения возможно только посредством революции и последующих социально-экономических преобразований. В результате каждый человек становится сознательным, свободным и творческим, так как снимаются овеществление и отчуждение. А сам человек становится активным и сознательным субъект собственной жизнедеятельности, способный полностью реализовать себя. Социум и человек в новых социально-экономических условиях становятся «рациональными, просвещенным и рационально-управляемым».
Идею Маркса о том, что труд является материальным основанием формирования и развития человеческого сознания, а также о приоритете экономики в развитии человеческого общества будет творчески продолжено Ф. Энгельсом (1820-1895) в ряде его работ "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека", "происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884). Так, Ф. Энгельс в работе "происхождение семьи..." 1вяталея показать, что семья и статус женщины в обществе и семье значительно претерпели трансформацию в ходе исторического развития под влиянием эволюции способа производства и форм собственности. Ф. Энгельс показал, как и каким образом происходит эволюция формы семьи и брака, усиливается эксплуатация и маргинализация женщины замыкание ее приватной сферой. Ф. Энгельс способствовал формированию дискуссий об экономической основе различия гендерных (мужских и женских) ролей, постановки вопроса о статусе женщины и ее эмансипации, об изменении института традиционного брака и снятии зависимости женщины от мужчины.
|
|
Ф. Энгельс разработал идеи о диалектике природы, о материи как субстанции сущего, разработал классификацию форм движения материи, положение о пространстве и времени как атрибутах материи, о материальном единстве мира ("Анти-Дюринг, Диалектика природы"). По мнению Ф. Энгельса, диалектика - это учение о всеобщей связи и развития природы, общества и человеческого мышления. Диалектическое развитие - это сложный, противоречивый, поступательный процесс изменения, как материальных процессов, общественных систем, так и теоретических идей. Таким образом, весь мир - это постоянный и бесконечный процесс изменения и превращения, а источником этого изменения является борьба противоположностей. Ф. Энгельс в "Анти-Дюринге" специально останавливается на характеристике всеобщих законов диалектического развития: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количества в качество, закон отрицания.