Западная философия XX в

В современной западной философии существуют несколько направлений религиозного типа. К ним, прежде всего, относятся неотомизм, персонализм.

К числу признанных представителей неотомизма относятся Ж. Маритен, Э. Жильсон (Франция), И. Бохеньский, И. де Фриз, К. Ранер (ФРГ), Г. Веттер (Австрия), К. Войтыла (Польша), Б. Лонерган (Канада).

Неотомизм представляет собой обновленную философию средневекового схоласта Фомы Аквинского (Томаса Аквината), которая возведена в ранг офици­альной доктрины католической церкви в последней трети XIX в.

Характерной особенностью современной томистской фило­софии является ее усиленный интерес к проблеме человека. Это в значительной степени отличает ее от традиционной схоластики, где первенствующее значение играла космология.

Католическая цер­ковь ставит во главу угла духовные ценности.

Доминирование материальных ценностей над духовными - поражение человека, тогда как духовные, нравственные ценности свидетельствуют о его совершенстве. Человек должен совершить значительные усилия, которые обеспечивают победу духовных ценностей (это называют аскезой).

Среди духовных ценностей католическая церковь особо выделяет долг, бескорыстие, смирение, милость, любовь и справедливость.

Неотомизм считает, что сегодня великие мировые идеологии на Востоке и Западе переживают глубокий кризис, поэтому необ­ходим новый диалог между церковью и обществом. Много гово­рится и о потребности утверждения таких фундаментальных че­ловеческих ценностей, как солидарность, единение всех рас и культур, справедливость и забота об отверженных. Отмечается при этом необходимость возрождения национального самосознания народов, установления диалога между различными религиями на принципах экуменизма, объединения.

Хотя разговоры об этих и других подобных общедемократи­ческих, общечеловеческих ценностях и ведутся под углом зрения утверждения религиозной веры, они идут в русле процессов формирования нового мышления.

Экзистенциализм - "философия существования" - всередине XX в. был одним из самых модных философских течений. Его наиболее крупные представители: М.Хайдеггер, К.Ясперс в Гер­мании, Г.Марсель, Ж.П.Сартр, А.Камю во Франции, Н.Абанъяно в Италии, У.Баррет в США. Основная его тема - духовный мир человека, судьба личности в современном мире.

Хайдеггер утверждает, что объективный метод познания, т.е. научный метод, обладает эффективностью только при познании внешнего мира. Для изучения человека он не годится, потому что человек представляет собой особый вид бытия.

Философская антропология — это достаточно влиятельное те­чение современной философской мысли, в центре внимания кото­рого — проблема человека, а главная идея — создание интеграль­ной концепции человека; его основные представители — М. Шелер, А. Гелен, Г. Плесснер, Э. Ротхаккер. В противовес рационалистическим учениям философская антропо­логия вовлекает в сферу исследования душевно-духовную жизнь человека — эмоции, инстинкты, влечения, что зачастую приводит к иррационализму: представители данного направления абсолюти­зируют эту сторону внутреннего мира человека, умаляя разумное начало. При всех различиях внутри этого течения его основная линия — поиски антропобиологических оснований человеческой жизнедеятельности, культуры, нравственности, права, социальных институтов.

Структурализм. В 60-е годы нашего века бурно развивается научно-техническая революция, происходят значительные структурные изменения в развитых капиталистических странах Запада, идет процесс культурной интеграции народов, изменяется массовое сознание. Применительно к этим условиям начинается модификация основных моделей философского мышления.

Структуралисты-философы поставили целый ряд интереснейших проблем: возникновения и развития языка, мифологии религии, культуры и их влияния на социальные структуры взаимосвязей психического и социального, социального действия, структуры личности и ее самосознания и др.

Герменевтика. Термин «герменевтика» (истолковываю) означает искусство и теорию интерпретации текстов. К герменевтике обращались уже древние философы: они занимались истолкованием мифов, афоризмов, символов занимались разъяснением произведений Гомера, Платона и других мыслителей. Герменевтика была поставлена и разработана немецкими философами Ф. Шлегелем (1772-.1829) и Ф. Шлейермахером. Их заинтересовала философия, прежде всего проблемы объективно –прекрасного «Разговор о поэзии», «Об изучении греческой поэзии» и Ф. Шлейермахера — «Монологи», «Диалектика».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: