не может быть частью какой-либо науки, в том числе и крими-нологии.^При этом Ю.Д. Блувштейн правильно указывал, что предмет криминологической статистики — это прежде всего преступность как определенное социальное явление1. А как массовое явление, добавим мы, она изучается с помощью всей совокупности способов, приемов и методов, т.е. того, что обычно называется собирательным термином «статистический метод», который служит для исследования причинных связей, характеризуемых множественностью причин и действий.
Судебная статистика, которая сегодня трансформировалась в правовую статистику, берет начало в концепции судебного права как совокупности норм, устанавливающих и регулирующих организацию и осуществление правосудия, т.е. судоустройство — гражданское, административное и уголовное, и теоретически обосновывающих их. По аналогии с судебным правом и статистика, отражавшая количественную сторону отправления правосудия, именовалась судебной2.
Отвечая на вопросы, что исследует правовая статистика и какие методы она для этого применяет, необходимо иметь в виду изложенные выше особенности социальной статистики в узком смысле слова, т.е. как общественной науки, специфической отраслью которой она является.
Исходя из этого следует констатировать, что правовая статистика как отрасль социальной статистики количественно исследует разнообразные стороны правовых нарушений — уголовных, гражданских, административных, их уровень, структуру, динамику и направление развития, причины и условия, им способствующие, всю совокупность мер социального контроля, осуществляемых государством и обществом над этими правонарушениями.
Учитывая то обстоятельство, что правовая статистика исследует не только количественно-качественные параметры правонарушений (состояние, уровень, динамику, структуру), но и детерминирующие их факторы, следует отметить, что сведения о по-
1 См.: Блувштейн Ю.Д. Криминологическая статистика. Минск, 1981.
2 Разработка концепции судебного права, отстаивание этой концепции велось и в советской юридической литературе начиная с конца 30-х годов. Усилия в этом направлении предпринимались прежде всего в Институте государства и права АН СССР. Главная заслуга в ее разработке принадлежала выдающемуся ученому, профессору Н.Н. Полянскому и члену-корреспонденту АН СССР М.С. Строговичу.
Глава II. Правовая статистика и ее значение в обеспечении режима законности
добного рода явлениях, относящиеся к правовой статистике, содержатся и в различных отраслях экономической и иной социальной статистике (например, медицинской, демографической и др.).
Отсюда предметом правовой статистики и будет количественная сторона (в неразрывной связи с качественными особенностями), во-первых, тех правовых явлении, которые входят в сферу деятельности правоохранительных органов, и, во-вторых, сама многогранная деятельность этих органов.
Таким образом, правовая статистика — это количественная сторона: во-первых, преступлений, лиц, совершивших преступления, и потерпевших от преступлений лиц, а также мер государственного контроля над преступностью; во-вторых, гражданских споров и правонарушений, ставших предметом разбирательства в суде, арбитраже или нотариате; в-третьих, административных правонарушений и мероприятий по их предупреждению со стороны административных и других контролирующих органов.
Показатели правовой статистики играют весьма серьезную роль в улучшении деятельности указанных органов, так как именно они наряду с другими источниками дают возможность установить, как осуществляется правосудие (по уголовным, административным и гражданским делам) и утверждается судебная власть в государственном механизме как самостоятельная и влиятельная сила, независимая в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной, как защищаются основные права и свободы человека, соблюдаются конституционные права граждан в судопроизводстве, как работают органы внутренних дел, прокуратура, следственные, уголовно-исполнительные и другие административные учреждения и контрольные органы.
На современном этапе для обеспечения правопорядка наиболее действенным инструментом является судебный контроль. Судебная власть — стержневой институт, обеспечивающий правопорядок.
В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» в России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ.
К федеральным судам относятся:
Конституционный Суд Российской Федерации;
Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального зна-
§ 1. Понятие и предмет правовой статистики как отрасли социальной статистики 89
чения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов Российской Федерации относятся конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации (ст. 4)1.
Однако само наличие стройной судебной системы автоматически еще не обеспечивает эффективность ее работы. Как отмечалось в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, «...из-за ее слабости не срабатывают новые принципы упраачения, не обеспечивается общая эффективность государственной власти. Не выделяя достаточных средств на судебную власть, мы теряем гораздо больше, в том числе и в финансовом отношении... Эффективная судебная система усиливает другие ветви власти, способствует гражданскому миру и общественному согласию, делает организованной и сильной экономику, не говоря уже о коренном перевороте в сознании людей»2.
Особую роль в условиях рыночной экономики играет система арбитражных судов. Осуществляемое ими правосудие позволяет установить жесткую дисциплину договорных отношений, пресечь экономический произвол чиновников, цивилизованно осуществлять процесс банкротства. Однако, как и в судах общей юрисдикции, эффективность их работы тормозится из-за недостаточного финансирования и отсутствия правового механизма надлежащего исполнения судебных решений. Принятие законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве»3 гарантирует исполнение решений суда, будет способствовать значительному повышению уровня договорной дисциплины, ликвидации условий для «криминальной юстиции».
Большие надежды возлагаются на систему мировых судей, введенных указанным Федеральным конституционным законом.
i См.: СЗ РФ. 1997. № I. Ст. 1. Российская газета. 1997. 7 марта. См.: СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590.
90 Глава II. Правовая статистика и ее значение в обеспечении режима законности
Это позволит изменить ситуацию в сфере контроля за законностью, существенном снижении нагрузки на иные судебные инстанции и сокращении сроков судопроизводства.
Эффективное функционирование правосудия обусловливается наряду с другими факторами сбалансированной численностью адвокатского корпуса, так как в соответствии со ст. 48 Конституции РФ «каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно».
Далее важно подчеркнуть, что данные правовой статистики учитывают лишь те преступления, которые стали предметом рассмотрения органов уголовной юстиции (в широком смысле), а также те из возникших фажданских правоотношений (жилищных, трудовых, семейных и др.), которые послужили основанием для обращения в суд или арбитраж с гражданским иском о принудительном осуществлении нарушенного права о защите охраняемого законом интереса, о признании права или были подтверждены в порядке нотариального производства. То же самое, соответственно, относится и к административным правонарушениям.
Природа значительной части правонарушений — их латентность (скрытый характер) — не позволяет правовой статистике полностью (на 100%) учесть совершенные правонарушения. В этом одна из специфических черт данной отрасли статистики по сравнению с другими отраслями социальной статистики. Последние позволяют охватывать учитываемые объекты с исчерпывающей полнотой (например, данные демографической статистики, статистика народнохозяйственной деятельности, капитального строительства, транспорта, связи и т.д.).
Эти особенности правовой статистики следует постоянно иметь в виду при использовании ее данных, широко привлекая для сравнительной характеристики материалы-как экономической, так и других отраслей социальной статистики.