double arrow
ОТ «ЭРЫ ДОБРОГО СОГЛАСИЯ» К «ДЖЕКСОНОВСКОЙ ДЕМОКРАТИИ». Сторонники мифа о существовании в «эпоху Джексона» подлинной демократии обычно ссылаются на демократизацию политической жизни




Сторонники мифа о существовании в «эпоху Джексона» подлинной
демократии обычно ссылаются на демократизацию политической жизни,
и в первую очередь избирательной системы. Между тем введение всеоб-
щего избирательного права для белых мужчин, избрание выборщиков пре-
зидента народным голосованием, а не законодательными собраниями шта-
тов, назначение кандидатов в президенты национальными конвентами и
т. д. не изменили главного — реальная власть продолжала оставаться в
фуках господствующих классов. «Изменился стиль правления элиты, но
власть элиты по-прежнему сохранилась» 109. Участники партийных кон-
вентов в действительности лишь следовали диктату партийных лидеров.
В своем большинстве они были партийными активистами и государствен-
ными служащими и в результате легко поддавались манипуляциям и
контролю. Сенатор Т. Бентон был недалек от истины, когда говорил:
«Народ имеет не больше власти при выборах лица, которое должно быть

его президентом, чем подданные наследственного монарха над рождением
ребенка, который в один прекрасный день должен будет над ними цар-
ствовать» 110.

Одной из характерных черт периода «джексоновской демократии»
явился подъем рабочего движения. С 1828 по 1834 г. «независимые рабо-
чий партии возникли в 61 торговом и промышленном городе, а в мест-
ностях, где рабочих партий не было, это движение стимулировало рост
клубов мастеровых, боровшихся за проведение законов в пользу наемных
рабочих». В связи с возникновением многочисленных рабочих партий в
Соединенных Штатах в конце 20-х - начале 30-х годов выходило около
50 еженедельных рабочих изданий111. Сторонники теории «консенсуса»
приложили немало труда, чтобы доказать, что это движение по сущест-
ву не было рабочим, а его лидеры — или настоящими или во всяком слу-
чае «потенциальными» капиталистами.




Вряд ли приходится сомневаться, что первые рабочие партии и ор-
ганизации в США действительно не были по-настоящему пролетарскими,
их лидеры чаще всего происходили из мелкобуржуазных слоев, а полити-
ческие цели сводились по преимуществу к обычным демократическим
требованиям того времени: отмена тюремного заключения за долги, со-
здание системы общественных школ, ликвидация обязательной службы
в милиции и т. д. Хотя отдельные рабочие лидеры не относились к рево-
люции отрицательно, только Томас Скидмор начал реально ее пропаган-
дировать, да и то если она будет проводиться мирными средствами112.
Любопытно, что Скидмор высказывался и за раздел собственности, счи-
тая, что «естественное право каждого человека на равную часть собст-
венности» является самоочевидным и неоспоримым 113.



При всей очевидной незрелости рабочего движения в США конца
20-х — 30-х годов это движение следует все же считать в основе своей

109 Rader В. G. Jacksonian Democracy: Myth or Reality? — Social Studies, 1974, Jan.,
vol. 65, N 1, p. 20; Journal of the Early Republic, 1981, Spring, vol. 1, N 1, p. 21—22.
110 Цит. по: Острогорский M. Указ. соч., т. 2, с. 35.

111 Фонер Ф. История рабочего движения в США...: В 4-х т. М., 1949—1969, т. 1, с. 144.

112 Pessen E. The Workingmen's Movement of the Jacksonian Era.— Mississippi Valley
Historical Review, 1956. Dec, vol. 42, N 3, p. 438.

113 Skidmore Th. The Rights of Man to Property. N. Y., 1829, p. 125—144. О взглядах
Скидмора см.: Захарова М. Н. Роберт Оуэн и оуэниеты в Соединенных Штатах
Америки.— В кн.: История социалистических учений. М., 1976, с. 206—210.


рабочим, поскольку его участники в первую очередь выступали с требо-
ваниями улучшения условий труда и повышения заработной платы. Цен-
тральным вопросом всего движения стала борьба за 10-часовой рабочий
день. Совершенно очевидно, что такое требование является типичным
именно для рабочих, именно для лиц наемного труда, а не для мелкой
буржуазии или будущих предпринимателей. Знаменитый Союз механиков
и производственных ассоциаций, организованный в Филадельфии в конце
1827 г., возник на основе солидарности рабочих города с бастовавшими
плотниками, которые требовали введения 10-часового рабочего дня114.
Наконец, созданная летом 1828 г. на этой основе Рабочая партия Фила-
дельфии выступила за выдвижение на выборах тех кандидатов, которые
поддерживали бы интересы трудящихся масс (букв.: рабочих классов —
the working classes). В решениях, принятых на первом же митинге этой
партии 11 августа 1828 г., указывалось: «Мастеровые и рабочие города
и округа Филадельфия теперь решили взять защиту своих интересов
как класса (подчеркнуто нами.— Авт.) в собственные руки...» 115.

В Нью-Йорке, где трудящиеся раньше всех добились введения 10-ча-
сового рабочего дня, первая рабочая партия возникла из движения, на-
правленного против попыток предпринимателей изменить положение в
свою пользу. Создание 23 апреля 1829 г. Нью-Йоркской рабочей партии
вынудило предпринимателей отказаться от проектов увеличения продол-
жительности рабочего дня. Показательно, что в руководящий орган пар-
тии — «Комитет 50-ти» — вошли по преимуществу представители рабочих.
Составленный позднее список кандидатов в законодательное собрание
штата включал двух плотников, двух машинистов, маляра, жестянщика,
литейщика, печатника, бондаря, бакалейщика и врача116.

В середине 30-х годов был создан Национальный союз тред-юнионов,
что было первой попыткой объединить различные профсоюзы в масшта-
бе страны. Крупным успехом рабочих была всеобщая забастовка 1835 г.
в Филадельфии, в результате которой был установлен 10-часовой рабочий
день117. К концу года такая продолжительность рабочего дня стала уже
правилом в самых различных городах Соединенных Штатов, исключая
Бостон.

Разумеется, не следует забывать, что в рабочем движении участвовало
много ремесленников и мастеровых, мечтавших в будущем завести само-
стоятельное предприятие, а среди руководителей преобладали представи-
тели мелкой буржуазии, радикальные интеллигенты и т. п. Генри Эванс,
Роберт Дейл Оуэн, Стефан Симcон и другие были по преимуществу мел-
кобуржуазными реформаторами, и, пожалуй, лишь Томас Скидмор яв-
лялся образованным рабочим-самоучкой. Даже профсоюзные деятели да-
леко не всегда оказывались рабочими. Эли Мур, Леви Сламм, Уильям
Инглиш, в известной мере и Чарлз Дуглас рассматривали свое участие в
рабочих союзах как первый шаг к политической карьере. Однако почти

114 Commons J. R. e. a. History of Labor in the United States: Vol. 1—4. N. Y., 1918—
1935, vol. 1, p. 186—190.

115 A Documentary History of American Industrial Society: Vol. 1—10 / Ed. by J. R. Com-
mons e. a. Cleveland, 1910—1911, vol. 5, p. 91—92.

116 Фонер Ф. История рабочего движения в США..., т. 1, с. 53, и др.; Hugins W. Jack-
sonian Democracy and the Working Class. Stanford, 1960. p. 12—14 etc.

117 Pennsylvania Magazine of History and Biography, 1950, July, vol. 74, p. 336—339.



II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА


ОТ «ЭРЫ ДОБРОГО СОГЛАСИЯ» К «ДЖЕКСОНОВСКОЙ ДЕМОКРАТИИ»




все они были убеждены, что главные политические партии и вся систе-
ма в целом служат обогащению имущих классов за счет трудящихся
масс 118.

И хотя в Соединенных Штатах, как известно, существовали важные
факторы, которые замедляли процесс формирования рабочего класса, при-
водимые факты показывают, что в годы президентства Джексона рабочие
начинают выступать как активная и самостоятельная сила. Во второй
четверти XIX в. уже сказывались социальные результаты промышленного
переворота, а классовая структура американского общества просматрива-
лась все более и более отчетливо.

Многие современники событий и позднейшие исследователи отмечали
широкое распространение в Америке 30-х годов мятежей (riots), уличных
боев и драк, линчеваний и других актов насилия. Любопытно в этой свя-
зи свидетельство французского наблюдателя М. Шевалье, писавшего
в сентябре 1835 г.: «Бунт, который во Франции привел бы к остановке
деловой жизни, никому не мешает здесь идти на биржу, спекулировать...
и делать деньги. Встречаясь утром, каждый спрашивает и рассказывает
новости; в одном месте повесили негра, в другом — высекли белого;
в Филадельфии разрушили десять домов; в Буффало, в Итаке несколь-
ко цветных были наказаны плетьми. Затем они переходят к ценам на
хлопок и кофе, поставкам муки, леса, табака и погружаются на целый
день в расчеты... Прощай справедливость, прощай великие принципы
1776 г. и 1789 г.!—восклицал автор и приходил к выводу: — Распад Сою-
за, если это случится, будет самой полной революцией из всех имевших
место» 119.

Рост подобных актов в период «джексоновской демократии» (в отли-
чие от первой четверти XIX в., когда их почти не было) отмечали и со-
временные исследователи. Так, по подсчетам Д. Гримстеда, между 1828
и 1833 гг. в США произошло около 20 мятежей, в 1834 г.— 16 и, нако-
нец, в 1S35 г.— 37 120. Наиболее крупным и драматичным эпизодом «бес-
покойной эры» были этно-религиозные бунты в Филадельфии в 1844 г.,
явившиеся следствием острой вражды между местными протестантами
и иммигрантами-католиками из Ирландии121.

Все эти мятежи, по мнению специалистов, не были случайными или
нетипичными, а порождались тенденциями и противоречиями внутри аме-
риканского общества.

В целом американская действительность в 1830—1840 гг. мало соот-
ветствовала идиллическим представлениям о существовании в период
«джексоновской демократии» равенства и согласия. Приведенные факты
свидетельствуют, что в действительности американское общество в пе-
риод «джексоновской демократии» было обществом классовым со всеми
присущими ему чертами и противоречиями. Ключом к пониманию харак-
тера и движущих сил «джексоновской демократии» является в первую
очередь развитие американского капитализма, и в частности успехи про-


мышленного переворота на Северо-Востоке. Новые слои буржуазии,
и прежде всего молодая промышленная буржуазия, вступили в эти годы
в соперничество со старой «финансовой аристократией», олицетворявшей-
ся банком США в Филадельфии, и стали важной составной частью коа-
лиции, на которую опирался президент Джексон. В основе же этой коа-
лиции лежал союз плантаторов Юга и фермеров Запада. И те и другие
были заинтересованы в экспансии на Запад. И те и другие были недо-
вольны деятельностью национального банка, который ограничивал спеку-
ляцию и выпуск новых банкнот.

Эта коалиция, однако, могла существовать лишь до тех пор, пока
центральной проблемой политической борьбы не стал вопрос о рабстве.
Все более жесткая позиция южан в этом вопросе вела к тому, что поли-
тика демократической партии оказалась в итоге в явном противоречии с
ее социальной базой. «Начавшийся с середины 40-х годов XIX в. кризис
двухпартийной системы демократы - виги проявился в создании целого
ряда третьих партий: партии свободы, фрисойлеров, партии „ничего не
знающих"» 122. Однако только после образования республиканской пар-
тии в 1854 г. крах старой политической системы стал уже очевидным фак-
том. Что же касается 40-х годов, то в это время основное внимание ока-
залось прикованным к проблемам экспансии, присоединению Техаса, Оре-
гона и к войне с Мексикой.



118 Pessen E. The Workingmen's Movement..., p. 435—436, 442.

119 Chevalier M. Society, Manners and Politics in the United States: Being a Series of
Letters on North America. Boston, 1839, p. 385—395.

120 American Historical Review, 1972, Apr., vol. 77, N 2, p. 362.

121 Feldberg M. The Philadelphia Riots of 1844. Westport, 1975; Idem. The Turbulent
Era. N. Y., 1980, p. 9—32.


122 Дементьев И. П., Маныkин А. С., Сивачев Я. В. и др. К вопросу о пeриодизации истории двухпартийной системы США.- В кн.: Вопросы методологии и истoрии исторической науки. М., 1978, вып. 2, с. 174.


ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭКСПАНСИЯ В СЕРЕДИНЕ XIX В.




Глава девятая

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭКСПАНСИЯ США
В СЕРЕДИНЕ XIX В.

1. СОГЛАШЕНИЯ С АНГЛИЕЙ И ИСПАНИЕЙ

В планах территориальной экспансии США в Северной Америке наряду
с Флоридой важное место занимала северо-восточная часть Новой Испа-
нии, в первую очередь обширный, но пустынный и малонаселенный Те-
xас1. Еще в 1803 г. президент Джефферсон заявил, что западная грани-
ца Луизианы проходит по Рио-Гранде-дель-Норте, тем самым предъявив
по существу претензию на Техас. Но Испания отвергла эти притязания.
К сентябрю 1806 г. в Луизиане восточнее р. Сабин, признанной обеими
сторонами в качестве временной демаркационной линии, были сосредото-
чены крупные силы под командованием генерала Уилкинсона. Отсюда в
1806—1807 гг. по заданию Джефферсона направлялись на территорию
Новой Испании разведывательные отряды Фримэна, Пайка и др.

И в дальнейшем вашингтонское правительство негласно поощряло дея-
тельность групп и организаций, пытавшихся подготовить вторжение в Те-
хас («Мексиканская революционная хунта» во главе с Альваресом де То-
ледо и Пикорнелем в Филадельфии, группа отставного наполеоновского
генерала Юмбера в Новом Орлеане и др.). В августе 1812 г. отряд, сфор-
мированный с ведома властей Луизианы бывшим офицером армии США
Огастесом Мэйджи и мексиканцем Гутьерресом де Лара, переправился че-
рез р. Сабин и вскоре овладел испанским опорным пунктом Накогдочес.
За несколько месяцев он пересек почти весь Техас и в марте 1813 г.
занял его столицу Сан-Антонио-де-Бехар.

Однако согласно испано-американскому Трансконтинентальному до-
говору 1819 г. граница между владениями Испании и Соединенными
Штатами устанавливалась по рекам Сабин, Ред-Ривер, Арканзас и далее
к западу от Скалистых гор — по 42-й параллели. Таким образом, юриди-
чески оформив захват Флориды, США вынуждены были официально при-
знать Техас составной частью Новой Испании, следовательно, формаль-
но отказаться от всяких притязаний на него.

За несколько месяцев до заключения упомянутого договора админист-
рации Монро удалось частично урегулировать споры с Англией по поводу
границы на севере и северо-западе. Сравнительно просто был решен воп-
рос о демаркационной линии между США и британскими владениями от
оз. Лесное до Скалистых гор. В соответствии с англо-американской кон-
венцией, подписанной в Лондоне 20 октября 1818 г.2, она стала проходить

1 В начале XIX в. эта провинция, помимо индейских племен, насчитывала всего
около 7 тыс. жителей, сконцентрированных в трех более или менее крупных селе-
ниях, четырех миссиях и примерно полутора десятках ранчо. См.: Yoakum H. К.
History of Texas: Vol. 1, 2. N. Y., 1855, vol. 1, p. 138 (repr.: Austin, 1935).

2 Treaties and other International Acts of the United States of America, 1776—1863:
Vol. 1—8/Ed. by H. Miller. Wash., 1931—1948, vol. 2, p. 658—661.


по 49-й параллели. Гораздо сложнее обстояло дело с Орегоном — обширной
областью, простиравшейся от побережья Тихого океана до Скалистых гор
и от Аляски до Калифорнии. В связи с отсутствием четко обозначенных
границ между владениями США, Англии, Испании и России на Северо-
Западе Америки этот регион являлся ареной столкновения интересов на-
званных держав.

Территориальные претензии первоначально основывались на исследо-
ваниях английских, испанских, русских, американских мореплавателей,
путешественников, торговцев пушниной конца XVIII в. Среди сухопутных
экспедиций начала XIX в. особое значение имела та, которую по распо-
ряжению Джефферсона предпринял в 1803—1806 гг. отряд М. Льюиса
и У. Кларка3. Поднявшись по р. Миссури до ее истоков, он через гор-
ные перевалы вышел к одному из притоков р. Снейк, впадающей в Ко-
лумбию, и спустился по реке к Тихому океану. За этой экспедицией по-
следовали другие, организованные федеральным правительством, но
большинство из них доходило лишь до Скалистых гор. Открытия же, важ-
ные для изучения и освоения Дальнего Запада, были связаны преимуще-
ственно с деятельностью торговых компаний, скупщиков мехов и охотни-
ков. В 1805 г. англичанин С. Фрейзер основал первую факторию британ-
ской «Северо-Западной компании» к западу от Скалистых гор, а в 1808 г.
исследовал бурную р. Фрейзер. Другой служащий той же компании,
Д, Томпсон, в 1807—1811 гг. продолжил обследование бассейна Ко-
лумбии.

В 1811 г. глава американской «Тихоокеанской меховой компании»
Джон Дж. Астор заложил в устье р. Колумбия форт Асторию, а выше
по течению реки — несколько торговых факторий. По следам экспедиции
Льюиса и Кларка в верховья Миссури и дальше на запад в поисках
бобров и иного пушного зверя направлялись многочисленные трапперы.
Они отыскивали неизвестные ранее реки и ущелья, нехоженые горные
перевалы, прокладывали тропы, а иногда служили проводниками партий
переселенцев и обозов с товарами, двигавшихся к побережью.

Естественно, что в ходе англо-американских переговоров, предшест-
вовавших лондонской конвенции 1818 г., проблема Орегона занимала зна-
чительное место. После ожесточенных споров было принято компромис-
сное решение: все земли к западу от Скалистых гор, на которые претен-
дуют Англия или США, должны быть в течение 10 лет открыты для
доступа подданных обеих держав вне зависимости от притязаний какого-ли-
бо государства на ту или иную часть этой территории4. Границы ее как
на севере, так и на юге конвенцией не фиксировались. Но уже через
4 месяца выяснилось что, согласившись на установление испано-амери-
канской границы по 42-й параллели, Испания отказалась от всяких пре-
тензий на области, расположенные к северу от этой линии, в пользу
США. Таким образом, открытым остался лишь вопрос о северной грани-
це спорной территории.

Несмотря на недовольство плантаторов-рабовладельцев Юго-Запада
признанием юридических прав Испании на Техас и критику Трансконти-

3 Новейшее издание материалов экспедиции см.: Letters of the Lewis and Clark Ex-
pedition with Related Documents, 1783—1854. 2nd ed., with additional documents
and notes: Vol. 1, 2. Urbana, Chicago, London, 1978.

4 Т. е., строго говоря, не предусматривалось «совместное» владение.



II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА


ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭКСПАНСИЯ В СЕРЕДИНЕ XIX В.




нентального договора в конгрессе (в частности, со стороны спикера пала-
ты представителей Г. Клея, сенатора Т. Бентона и др.), он был ратифи-
цирован и ровно через два года после подписания вступил в силу. Однако
заключение и ратификация испано-американского договора на самом де-
ле вовсе не означали отказа влиятельных кругов США от экспансионист-
ских намерений. Напротив, именно в 20-е годы приняла систематический
характер и приобрела широкий размах американская колонизация Те-
хаса.

2. АННЕКСИЯ ТЕХАСА

Наибольший интерес эта пограничная мексиканская провинция вы-
зывала в юго-западных штатах. Южан привлекали ее богатые природные
ресурсы, плодородные почвы и климат, благоприятствовавшие разведению
хлопка, табака и других сельскохозяйственных культур. Вместе с тем
экстенсивное по своим методам плантационное рабовладельческое хозяй-
ство Юго-Запада непрерывно требовало захвата и освоения новых земель,
а чтобы обеспечить политическое преобладание в Союзе, господствующим
классам Юга необходимо было образование новых рабовладельческих шта-
тов к западу от Миссисипи. «Вооруженное распространение рабства во-
вне сделалось признанной целью национальной политики» 5.

Миссурийский компромисс 1820 г. способствовал усилению территори-
альной экспансии рабовладельцев в южном направлении. К тому же в
1819 г. в США разразился экономический кризис, воздействие которого
усугублялось предшествовавшими земельными спекуляциями. У многих
плантаторов и фермеров накопилась большая задолженность государству.
Резко сократилась продажа «общественных земель».

В этих условиях разорившиеся землевладельцы Юго-Запада, дельцы,
спекулянты, авантюристы устремились в Техас. Последней попыткой его
захвата силой оружия явился безуспешный рейд отряда некоего Джейм-
са Лонга, который в июне 1819 г. переправился через р. Сабин и занял
Накогдочес, но к концу года был вытеснен испанцами. После провала этой
затеи метод вооруженного вторжения сменился «мирным» проникнове-
нием.

В ноябре 1820 г. в Сан-Антонио прибыл уроженец Коннектикута ком-
мерсант и горнопромышленник Мозес Остин, обратившийся к губернато-
ру Мартинесу с просьбой о предоставлении ему земли для основания ко-
лонии. В январе 1821 г. 300 американских семей получили разрешение
поселиться в Техасе при условии, если они исповедуют католическую
религию (практически это требование соблюдалось не слишком строго)
и согласны присягнуть на верность испанской монархии.

После провозглашения независимости Мексики (28 сентября 1821 г.)
сын Остина Стивен стал добиваться от ее правительства подтверждения
контракта и расширения прав, предоставленных колониальной админист-
рацией. Предприимчивый делец просил разрешить въезд в Техас еще
200 семьям сверх установленной ранее квоты, настаивал на предоставле-
нии колонистам права на организацию милиции и создание собственного
органа власти. Привлеченные неслыханной дешевизной земли (12,5 цен-

5 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 15, с. 342.


та за акр, т. е. 10% стоимости акра «общественных земель» в США) и
большими размерами наделов, в Техас вслед за Остином ринулись дру-
гие предприниматели и множество переселенцев.

Тем временем правительство Монро, выражая интересы американской
буржуазии, добивавшейся доступа на рынки Латинской Америки,
пришло к выводу о необходимости установить официальные отношения
с молодыми испаноамериканскими государствами. 28 марта 1822 г. кон-
гресс принял решение о признании их независимости. Но вместо назна-
чения дипломатического представителя в Мексику туда в неофициаль-
ном порядке был направлен конгрессмен от штата Южная Каролина
Джоэл Робертc Пойнсетт.

Пойнсетт встречался с императором Агустином I, министром иност-
ранных дел, членами мексиканского конгресса и другими политическими
деятелями. В беседе с полковником Аскарате он заявил, что установлен-
ная американо-испанским договором 1819 г. граница не устраивает США,
и провел на карте другую линию таким образом, что Техас, Новая Мек-
сика, Верхняя Калифорния, а также часть Нижней Калифорнии, Соноры,
Коауилы и Нуэво-Леона отходили к Соединенным Штатам6. Хотя Пойн-
сетт оговорился, что выражает только личное мнение, предпринятый
им зондаж, несомненно, отражал намерения экспансионистов США и под-
линную цель его миссии. Несмотря на приезд в декабре 1822 г. мексикан-
ского посланника и его аккредитование в Вашингтоне, администрация
Монро продолжала уклоняться от установления нормальных двусторон-
них отношений со своим южным соседом, что было связано с отсутствием
политической стабильности в Мексике и экспансионистскими планами в
отношении Техаса.

Под давлением американских предпринимателей правительство Агу-
стина I издало 4 января 1823 г. закон о колонизации, который предусмат-
ривал раздачу земли наряду с мексиканскими гражданами иностранцам-
католикам, гарантировал охрану их прав, предоставлял им существенные
льготы и привилегии. Минимальный размер надела для переселенцев
составлял 1 лабор пахотной или 1 кв. лигу7 пастбищной земли на каж-
дую семью. Земли, полученные иностранцами ранее, сохранялись за их
владельцами. В частности, специальными декретами трижды (в связи со
сменой правительства) был подтвержден контракт Остина. В результа-
те американская колонизация Техаса заметно активизировалась. Начал-
ся массовый наплыв иммигрантов из США, особенно из южных и юго-
западных районов. Некоторые, чтобы облегчить получение земельных на-
делов, принимали (обычно фиктивно) мексиканское подданство и
католичество.

Под нажимом американцев Учредительный конгресс Мексики принял
18 августа 1824 г. постановление, гарантировавшее неприкосновенность
имущества иностранных колонистов. Повторяя в основном общие поло-
жения, сформулированные в законе о колонизации 1823 г., оно предо-
ставляло их развитие и конкретизацию властям отдельных штатов мек-
сиканской федерации. В соответствии с этим законодательное собрание
штата Коауила и Техас издало 24 марта 1825 г. местный колонизацион-

6 Manning W. R. Early Diplomatic Relations between the United States and Mexico.
Baltimore, 1916, p. 289—290.

7 Labor (ucn.) — мексиканская земельная мера = 177 акрам. Кв. лига = 4428 акрам.



II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА


ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭКСПАНСИЯ В СЕРЕДИНЕ XIX В.




ный закон, в принятии которого важную, если не решающую роль сыграл
член легислатуры, международный авантюрист Бастроп, являвшийся
близким другом Остина. Сохраняя нормы земельных наделов, предусмат-
ривавшиеся прежним законодательством, акт 1825 г. обеспечивал посе-
ленцам еще более выгодные условия получения их. За каждую квадрат-
ную лигу пастбища надо было уплатить государству всего 30 долл., за
минимальный участок орошаемой земли — 3,5, неорошаемой — 2,5 долл.,
причем первый взнос полагалось внести только через 6 лет, а остальные
деньги в рассрочку на 15 лет. В течение первого десятилетия колонисты
полностью освобождались от налогов и пошлин.

Всего к 1835 г. с американскими компаниями8 и отдельными лицами
был заключен 41 контракт. По официальным данным, с 1824 по 1835 г.
около 5 тыс. иностранцев получили в Техасе 26 280 тыс. акров земли9.
Но практически масштабы колонизации не определялись этими цифрами,
поскольку в Техас с севера прибывали партии переселенцев и многочи-
сленные искатели приключений и помимо всяких контрактов. Переселя-
лись из США, спасаясь от преследований и истребления, также многие
индейские племена: чироки, делавары, кикапу, крики, семинолы и др.
Их приток особенно усилился после принятия конгрессом 28 мая 1830 г.
акта о «перемещении» индейцев из восточных штатов в резервации, со-
зданные западнее Миссури и Арканзаса на так называемой «Индейской
территории», обманным путем отнятой у индейцев прерий.

Техасские плантаторы-рабовладельцы (хотя крупных плантаций с
большим числом рабов в то время насчитывалось мало, многие англо-
американские колонисты были так или иначе связаны с рабовладением)
испытывали крайнее недовольство мерами мексиканских властей, направ-
ленными против рабства. Еще закон 1823 г. запрещал куплю-продажу
рабов в Мексике и предписывал освободить их детей, родившихся на мек-
сиканской территории, по достижении 14 лет. В 1824—1825 гг. правитель-
ство Гуадалупе Виктории запретило работорговлю и ввоз в страну рабов,
а также декретировало освобождение последних. Легислатура штата
Коауила и Техас в 1825 г. специально предупредила новых колонистов,
что они обязаны неукоснительно соблюдать мексиканское законодательст-
во касавшееся ввоза рабов.

Правда, вскоре удалось найти лазейку: в 1828 г. Остин и его влиятель-
ные покровители сумели добиться принятия поправки к конституции шта-
та, дававшей возможность ввозить рабов под видом «наемных слуг», кото-
рых нанимали на 70—99 лет, т. е. фактически пожизненно. Но в 1829 г.
президент Мексики Висенте Герреро в подтверждение декрета своего
предшественника обнародовал указ о полной отмене рабства. Хотя под-
разумевалось, что действие указа не распространяется на Техас, он вы-
звал там сильное волнение среди колонистов-американцев.

Деятельность Остина и других «пионеров» американской колонизации
нельзя рассматривать только как их частное предприятие и проявление
личной инициативы. Она была тесно связана с позицией таких видных
представителей правящих кругов США, как Генри Клей, Эндрю Джек-
сон, Дж. Р. Пойнсетт. Не следует забывать, что доктрина Монро, направ-

8 Наиболее крупной из них была нью-йоркская «Галвестон бэй энд Тексас лэнд ком-
пани», основанная в 1830 г.

9 Taylor V. H. The Spanish Archives of the General Land Office of Texas. Austin,
1955, p. 4—5, 43—44; The Handbook of Texas: Vol. 1, 2. Austin, 1952, vol. 1, p. 20.


ленная против вмешательства европейских держав в дела Американского
континента, была прежде всего продиктована и обусловлена экспансио-
нистскими намерениями США по отношению к молодым государствам
Испанской Америки. Непосредственно для Мексики она означала вполне
реальную угрозу территориальной экспансии. «Рабовладельцы Юга ви-
дели в доктрине Монро санкцию на захват мексиканской территории с
целью распространения там рабовладельческого хозяйства» 10. Заселение
Техаса американцами являлось не просто стихийным процессом, а в
значительной мере продуманной политикой влиятельных сил Соединен-
ных Штатов.

Планы правящих кругов США и опасность, грозившая Мексике, ко-
нечно, не были секретом для мексиканского правительства. Встревоженное
растущей угрозой с севера, оно неоднократно предлагало приступить к
уточнению и демаркации границы в соответствии с линией, установлен-
ной американо-испанским договором 1819 г. Но эти предложения остава-
лись без ответа. Вместе с тем США пытались дипломатическим путем
добиться уступки всего или части Техаса. По инструкции президента
Дж. К. Адамса и государственного секретаря Г. Клея Пойнсетт, заняв-
ший в 1825 г. пост американского посланника в Мехико, в неофициаль-
ном порядке настойчиво предлагал правительству Мексики продать Со-
единенным Штатам территорию до Рио-Гранде или хотя бы до р. Коло-
радо. Однако эти попытки успеха не имели. В 1828 г. США вынуждены
были заключить с Мексикой договор о границе (ратифицированный ими
лишь в 1832 г.), подтверждавший положения Трансконтинентального до-
говора 1819 г., а в конце 1829 г. Пойнсетт по требованию мексиканских
властей был отозван. Столь же безуспешными оказались усилия его пре-
емника А. Батлера.

Между тем численность американских колонистов в Техасе быстро
росла, «пока их не стало больше, чем мексиканцев, населявших прежде
эту страну», указывал американский автор середины XIX в.11 К концу
1829 г. были заключены контракты на наделение землей около 7 тыс.
семей12. Многие привозили с собой негров-рабов. Хотя иммигранты вели
е основном плантационное хозяйство, большинство из них, чтобы полу-
чить более крупные участки, заявляло о намерении заняться скотовод-
ством. Их владения, как правило, во много раз превышали минимальную
норму, благо максимум, предусмотренный колонизационным законом
1824 г., достигал почти 49 тыс. акров. Вскоре американцы фактически ус-
тановили полный контроль над Техасом. Считая мексиканцев низшей ра-
сой, подобно неграм и индейцам, они относились к ним с нескрываемым
презрением, игнорировали законы Мексики.

В декабре 1826 г. группа колонистов подняла мятеж в районе Hаког-
дочес, привлекла на свою сторону часть племени чироки и провозгласила
создание «Республики Фредонии» 13. Правда, уже в январе следующего
года мексиканские войска разгромили мятежников, но в прессе США им

10 ПотоковаН. В. Агрессия США против Мексики, 1846—1848. М., 1962, с. 33.

11 Mansfield Е. D. The Mexican War. N. Y., 1848, p. 10.

12 Barker E. С Mexico and Texas, 1821—1835. Dallas, 1928, p. 13.

13 Подробнее см.: Alessio Robles V. Coahuila у Texas desde la consumacion de la in-
dependencia hasta el tratado de paz de Guadalupe Hidalgo: T. 1, 2. Mexico, 1945—
1946, t. 1, p. 221—225. Текст союзного договора между колонистами и индейцами,
включавшего декларацию о независимости от Мексики, см.: The Laws of Texas,
1822—1897: Vol. 1—10. Austin, 1898—1902, vol. 1, p. 109—110.



II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА


ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭКСПАНСИЯ В СЕРЕДИНЕ XIX В.




открыто выражались сочувствие и симпатии, что весьма беспокоило пра-
вительство Мексики. В том же году для ознакомления с положением в
Техас был направлен генерал Мьер-и-Теран, который в отчете, представ-
ленном в середине 1828 г., нарисовал крайне тревожную картину и на-
стойчиво рекомендовал президенту Гуадалупе Виктории принять срочные
меры.

В связи с обострением внутриполитической борьбы в Мексике дело не-
сколько затянулось, но 6 апреля 1830 г. по инициативе министра иност-
ранных дел Аламана, озабоченного проникновением североамериканцев в
Техас, мексиканский конгресс запретил дальнейшую иммиграцию из со-
седних государств в пограничные с ними штаты Мексики (т. е. из США
в Техас). Новый закон предписывал также поощрять переселение в не-
освоенные районы мексиканцев и европейцев, строить на колонизуемых
территориях укрепления и размещать там воинские гарнизоны, не до-
пускать ввоза рабов 14.

Несмотря на запрет, американская иммиграция в Техас продолжалась.
Но действия мексиканских властей (увеличение численности войск на
техасской территории, подготовка к сбору налогов и платы за землю в
связи с истечением в 1830 г. предоставленной отсрочки, ограничение в
1832 г. продолжительности контрактов с ввозимыми в Техас «наемными
слугами» 10 годами и т. д.) вызывали раздражение колонистов. В июне
1832 г. оно вылилось в вооруженное столкновение с правительственными
силами в селении Анауак, на побережье залива Галвестон. Вслед за тем,
чтобы разрядить обстановку, мексиканские гарнизоны были выведены
из восточной части Техаса.

Собравшиеся в октябре 1832 г. в Сан-Фелипе 58 представителей техас-
ских колонистов потребовали отмены закона 1830 г. и отделения Техаса
от Коауилы с преобразованием его в самостоятельный штат. Чтобы обес-
печить удовлетворение этих требований, в апреле 1833 г. в Мехико от-
правился С. Остин. Ему удалось добиться аннулирования запрета на им-
миграцию в Техас из США и некоторых других уступок (гарантия веро-
терпимости, разрешение употреблять английский язык в официальных
документах и т. д.), но правительство республики категорически отка-
залось предоставить Техасу статус штата. Когда же из перехваченного
письма стало известно, что Остин посоветовал техасцам действовать в
этом вопросе самим, не считаясь с позицией федеральных властей, вице-
президент В. Гомес Фариас (в руках которого находились тогда бразды
правления) распорядился арестовать его.

При диктатуре Санта-Анны (1834—1835) федералистская конститу-
ция 1824 г. была отменена и установлена централистская форма прав-
ления. Прежние штаты, пользовавшиеся широкой автономией, преврати-
лись в департаменты, губернаторы которых назначались президентом.
В начале 1835 г. в Техас были посланы дополнительные воинские контин-
генты с целью обеспечить взимание таможенных пошлин. Под воздейст-
вием этих перемен обстановка еще больше накалилась. Все громче зву-
чали голоса тех, кто призывал взяться за оружие, чтобы осуществить от-
деление от Мексики. Это были главным образом вновь прибывшие
иммигранты (приток которых с 1834 г. заметно увеличился), еще не ус-
певшие получить землю или найти себе занятие. Общая численность

14 Alessio Robles V. Op. cit., t. 1, p. 362—364.


техасских колонистов к середине 30-х годов достигла 30 тыс. (не считая
5 тыс. негров-рабов), тогда как мексиканское население составляло все-
го около 3,5 тыс.15

В июне 1835 г. отряд американцев под командованием У. Трейвиса
занял Анауак, гарнизон которого капитулировал. Вскоре крупные мекси-
канские силы, переправившись через Рио-Гранде, приблизились к Сан-
Антонио. Однако их дальнейшее продвижение на восток 2 октября было
приостановлено у селения Гонсалес. Заставив мексиканцев повернуть об-
ратно, техасские волонтеры, в свою очередь, стали продвигаться в запад-
ном направлении.

Между тем в Сап-Фелипе собрался конвент представителей муници-
палитетов Техаса, который 7 ноября принял декларацию о создании
временного правительства, основанного на «принципах федеральной кон-
ституции Мексики 1824 г.». Заявляя на словах о полной лояльности «на-
рода Техаса» по отношению к мексиканской федерации, конвент подчер-
кивал его решимость вести вооруженную борьбу против находящихся в
Техасе войск незаконного режима Санта-Анны16. С этой целью преду-
сматривалось сформировать армию17, а командующим был назначен лич-
ный друг и протеже президента Джексона, бывший член конгресса и
губернатор Теннесси Сэм Хьюстон. Многоопытный Остин и два других
депутата направились за помощью в США, откуда немедленно стали по-
ступать деньги, оружие и боеприпасы. Границу переходили многочислен-
ные добровольцы. В США было закуплено несколько военных кораблей,
препятствовавших подходу мексиканских судов к побережью Техаса. Од-
нако техасские уполномоченные быстро обнаружили, что необходимым
условием широкой и эффективной поддержки Техаса с севера является
полный разрыв всяких связей с Мексикой.

Подобное решение было ускорено ходом событий. После почти 1,5-ме-
сячной осады мятежники 9 декабря овладели Сан-Антонио, и мексикан-
ским войскам пришлось покинуть Техас. Но уже через два месяца там
появилась 6-тысячная армия под командованием самого Санта-Анны.
Совершив длительный переход по пустынной местности, она 23 февраля
1936 г. подошла к Сан-Антонио и, блокировав миссию Аламо, где укры-
лись мятежники, 6 марта захватила ее. Все находившиеся там были пе-
ребиты.

За несколько дней до этого в Вашингтоне-на-Бразос открылся кон-
вент «представителей народа Техаса», среди которых преобладали выход-
цы с юга США. Ссылаясь на то, что в результате политики Санта-Ан-
ны «англо-американское население Техаса» оказалось под гнетом «самой
пестерпимой тирании», посягающей на его свободу, права, интересы и
имущество, конвент 2 марта провозгласил отделение от Мексики и обра-
зование независимой республики18. Конституция «Республики Техас»,
составленная по образцу североамериканской, узаконила рабство и ввоз
рабов. Был принят техасский флаг с изображением пятиугольной золо-
той звезды на голубом поле. Все здоровые мужчины в возрасте от 17 до
50 лет призывались под ружье. Конвент обратился к правительству США

15 Кроме того, в Техасе насчитывалось тогда примерно 14 тыс. индейцев. См.: Yoa-
кит.Н. К.
Op. cit., vol. 2, p. 197.

16 The Laws of Texas, vol. 1, p. 522.

17 К тому времени под ружьем находились уже 6 тыс. колонистов.

18 The Laws of Texas, vol. 1, p. 1063—1067.



II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА


ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭКСПАНСИЯ В СЕРЕДИНЕ XIX В.




с просьбой помочь людьми, деньгами и снаряжением. Президентом рес-
публики стал Дэвид Бэрнет, а вице-президентом — один из немногих
мексиканцев, поддержавших мятеж, крупный техасский землевладелец
Лоренсо де Савала, считавшийся в Мексике изменником.

На протяжении марта 1836 г. мексиканские войска очистили от мятеж-
ников побережье Мексиканского залива до р. Колорадо и, тесня их, вы-
нудили отходить дальше на восток. Охваченные паникой, жители с семья-
ми бежали к границе. Встревоженный этим отступлением, командую-
щий вооруженными силами США в Луизиане генерал Гэйнс по указа-
нию военного министра приказал занять позиции вдоль пограничной реки
Сабин, мотивируя этот шаг мнимой опасностью вторжения техасских ин-
дейцев. Преследуя мятежников, Санта-Анна с авангардом своей армии
достиг устья р. Сан-Хасинто, где беспечно расположился на отдых, не
приняв элементарных мер предосторожности. Воспользовавшись этим,
колонисты во главе с Хьюстоном, ободренные тем, что в тылу у них на-
ходятся регулярные американские части, 21 апреля внезапно атаковали
мексиканцев и полностью разгромили их. Санта-Анна, оставив поле боя,
пытался спастись бегством, однако попал в руки победителей.

Находясь в плену, он, не имея на то никаких полномочий, 14 мая
1836 г. заключил с президентом «Республики Техас» Бэрнетом капиту-
лянтское соглашение о прекращении военных действий и выводе мекси-
канских войск с техасской территории, а также обязался обеспечить при-
знание Мексикой независимости Техаса и установление границы между
ними по Рио-Гранде. Это означало по существу согласие отдать не только
Техас, южной границей которого издавна считалась р. Нуэсес, но и часть
Коауилы и Тамаулипаса, расположенную в междуречье Рио-Гранде и
Нуэсес. В дальнейшем Санта-Анна, доставленный в Вашингтон, вел пе-
реговоры по этому вопросу с президентом Джексоном (январь 1837 г.),
но они ни к чему не привели.

Дело в том, что правительство А. Бустаманте, пришедшее к власти
после поражения при Сан-Хасинто, поспешило дезавуировать действия
Санта-Анны. Мексиканский конгресс 20 мая, а затем 29 июля объявил,
что все соглашения, заключенные Санта-Анной во время пребывания в
плену, и данные при этом обязательства не имеют законной силы. Это
не помешало, правда, конгрессу «Республики Техас» 19 декабря 1836 г.
заявить, что ее южная и западная границы проходят по Рио-Гранде19.
Однако правительство США, учитывая, что бывший диктатор Мексики не
имеет никаких официальных полномочий и никого не представляет, не
могло заключать с ним соглашений. Его вскоре освободили и на амери-
канском корвете препроводили на родину.

Осторожность, проявленная администрацией Джексона, вытекала из
ее противоречивой и сложной позиции в отношении Техаса. Вспыхнув-
ший там мятеж американских колонистов, провозглашение независимо-
сти, победа над мексиканскими войсками и их изгнание вызвали в США
бурную реакцию. По всей стране, особенно к югу от р. Огайо, обществен-
ное* мнение и пресса выступали с нападками на правительство Мексики,
открыто выражали сочувствие и симпатии мятежникам. В городах и се-
лениях для них собирали деньги, банки предоставляли займы, в Новом
Орлеане, Луисвилле, Цинциннати, Нью-Йорке шла вербовка добровольцев.

19 Ibid., p. 1193—1194.


Тысячи людей в Алабаме, Теннесси, Кентукки, Огайо и других шта-
тах, привлеченные перспективой получения земли, вступали в формиро-
вавшиеся подразделения, которые двигались к переправам через р. Са-
бин или в Новый Орлеан, откуда морем перевозились в Техас. Спустя
несколько месяцев после Сан-Хасинто, по неполным данным, 39 рот те-
хасской армии были укомплектованы теми, кто прибыл уже после этого
сражения, и лишь 14 рот — коренными техасцами20. Из США поступа-
ли, главным образом через Новый Орлеан, вооружение, боеприпасы, сна-
ряжение.

Летом 1836 г. регулярные войска генерала Гэйнса с ведома прави-
тельства перешли границу и заняли Накогдочес, в 50 милях от нее. Мек-
сиканский посланник в Вашингтоне М. де Горостиса заявил решитель-
ный протест, но не получил от государственного департамента удовлет-
ворительного ответа. Нейтралитет США «существует лишь на словах и
причиняет нам в тысячу раз больший вред, чем явная враждебность»,
доносил он 4 октября своему правительству21. В том же месяце Горо-
стиса выехал из Вашингтона.

На протяжении всего 1836 г. нарастал поток петиций о признании
независимости «Республики Техас», адресованных президенту и конгрессу
США. Этого усиленно добивались через своих эмиссаров и сами руко-
водители мятежа. Более того, их целью являлось немедленное включение
Техаса в состав США. В ходе плебисцита, проведенного 5 сентября
1836 г., за присоединение высказалось подавляющее большинство голо-
совавших.

Но президент Джексон не спешил с формальным признанием техас-
ской «республики». Прекрасно понимая фиктивный характер ее незави-
симости, он не сомневался в том, что стоит только вашингтонскому пра-
вительству признать «Республику Техас», как перед ним неминуемо вста-
нет вопрос об ее аннексии. В принципе это было как раз то, о чем мечта-
ли предшественники Джексона, чего желали он сам и его окружение.
Но в Вашингтоне не без оснований опасались, что такой шаг может
вызвать серьезные международные осложнения: вооруженный конфликт
с Мексикой, противодействие европейских держав, прежде всего Англии,
имевшей свои виды на Техас. К тому же нельзя было не считаться с
позицией влиятельных кругов Северо-Востока, решительно возражавших
против возможного присоединения рабовладельческого Техаса к США.

Исходя из указанных соображений, Белый дом оттягивал решение,
последствия которого могли создать значительные трудности. В июне
1836 г. Джексон поручил чиновнику госдепартамента Морфиту ознако-
миться с положением в Техасе. Получив его доклад, он 21 декабря напра-
вил конгрессу послание, в котором, по совету государственного секрета-
ря Форсита и вновь избранного президента Ван-Бюрена, рекомендовал
отложить дипломатическое признание «Республики Техас», ссылаясь,
в частности, на неясность намерений Мексики22. Однако под усилившим-
ся давлением конгрессменов-экспансионистов, земельных спекулянтов и
других вдохновителей техасского «лобби» 3 марта 1837 г., в последний

20 Nance J. M. After San Jacinto. Austin, 1963, p. 18.

21 Bosch Garcia C. Historia de las relaciones entre Mexico у los Estados Unidos, 1819—
1848. Mexico, 1961. p. 193.

22 A Compilation of the Messages and Papers of the Presidents, 1789—1902; Vol. 1—10/
Ed. by J. D. Richardson. Wash., 1903, vol. 3, p. 265—269.



II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА


ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭКСПАНСИЯ В СЕРЕДИНЕ XIX В.




день пребывания на президентском посту, Джексон подписал, наконец,
принятые несколько раньше резолюции сената и палаты представителей
о признании независимости Техаса23 и назначил поверенного в делах
при техасском правительстве.

Между тем влиятельные силы в США, рассматривая отделение Теха-
са от Мексики всего лишь как промежуточный рубеж на пути к его пол-
ному поглощению Соединенными Штатами, настойчиво действовали в
этом направлении. Их позиция диктовалась не только давними экспан-
сионистскими тенденциями политики Вашингтона и специфическими
интересами рабовладельцев Юга, но и конкретными материальными мо-
тивами. Приток в Техас людей, капиталов и товаров с севера усиливался
с каждым годом. За счет наплыва иммигрантов из США численность аме-
риканского населения «республики» в течение второй половины 30-х годов
почти удвоилась. Североамериканские дельцы охотно приобретали акции
подвизавшихся в Техасе компаний24, вкладывали деньги в облигации»
выпускавшиеся техасским правительством, участвовали в земельных спе-
куляциях. В 1839 г. «Банк Соединенных Штатов» (Пенсильвания) пре-
доставил Техасу заем на сумму 400 тыс. долл.

Быстро развивалась торговля, важнейшим центром которой стал Но-
вый Орлеан. За 1837—1839 гг. стоимость американского экспорта в Те-
хас возросла с 1007 928 до 1687 086 долл., а импорта — с
163 284 до 318116 долл.25 В 1838-1840 гг. из портов США прибыли во-
семь боевых кораблей, которые под командованием кадровых офицеров
американского военно-морского флота курсировали вдоль побережья Мек-
сиканского залива и доходили даже до Юкатана, нападая на прибрежные
селения мексиканцев и захватывая их суда.

Выражая настроения кругов, по разным причинам заинтересованных
в присоединении Техаса, такие люди, как Джон Кэлхун, президент упо-
мянутого банка Никлас Биддл, сенатор Роберт Уокер, бывший губернатор
Виргинии Томас Гилмер, видный издатель Дафф Грин и другие, реши-
тельно требовали в печати и с трибуны конгресса немедленных действий»
Весьма расположенное внять этим настояниям правительство Ван-Бюре-
на вынуждено было, однако, прислушиваться и к голосам противников
аннексии. Их рупором в числе других являлись престарелый
Дж. К. Адамc и известный теолог и проповедник У. Э. Чаннинг. Послед-
ний в открытом письме Г. Клею (1837 г.) заявлял, что отделение Теха-
са обусловлено не притеснениями со стороны мексиканцев, а земельными-
спекуляциями и стремлением к экспансии с целью распространения раб-
ства. Аннексия же, писал он, неминуемо вовлечет США в войну с Мекси-
кой и Англией, приведет к подрыву американских институтов и распаду
Союза26. В сложившейся ситуации государственный секретарь Форсит
25 августа 1837 г. отклонил официальное обращение «Республики Техас»
о ее присоединении к Соединенным Штатам.

В 1839—1840 гг. независимость Техаса признали Англия, Франция,
Нидерланды, Бельгия, полагавшие, что новая «республика» станет барье-
ром на пути дальнейшей экспансии США на юг. Европейские державы

23 Ibid., p. 281—282.

24 Уже к январю 1837 г. они имели акций более чем на 1 млн акров земли.

25 Pletcher D. M. The Diplomacy of Annexation. Columbia, 1973, p. 74—75, 85—86.

26 The Works of William E. Channing: Vol. 1—6. Glasgow, 1840—1844, vol. 2, p. 183—

254.


были заинтересованы в этом, так как сами преследовали корыстные цели
в данном регионе. Однако мексиканское правительство категорически от-
казывалось признать «Республику Техас», и все усилия техасских эмис-
саров, в 1839—1841 гг. неоднократно посещавших Мехико и предлагавших
компенсацию в размере 5 млн. долл., были тщетны.

Правда, в связи с неустойчивостью политического положения, обост-
рением социальных противоречий, непрерывной борьбой за власть,
с французской агрессией Мексика была тогда не в состоянии направить
крупные силы для восстановления своего суверенитета над Техасом. Но
в 1842 г. ее войска дважды демонстративно переходили Рио-Гранде и на
несколько дней занимали Сан-Антонио. Техасцы, предпринявшие в декаб-
ре того же года ответные рейды через реку, были немедленно отброшены

обратно на левый берег.

После временного затишья, вызванного в значительной мере аболи-
ционистской пропагандой и внутриполитической борьбой, с начала 40-х
годов и особенно с приходом в Белый дом Дж. Тайлера, который откры-
то симпатизировал планам аннексии, США были охвачены новым при-
ступом «техасской лихорадки». Формулируя официальную позицию, го-
сударственный секретарь Д. Уэбстер 8 июля 1842 г. писал американско-
му посланнику в Мехико: «Со времени сражения при Сан-Хасинто в ап-
реле 1836 г. до настоящего момента Техас обладает теми же внешними
признаками национальной независимости, что и сама Мексика, и его
правительство столь же стабильно. Практически он свободен и независим,
«го политический суверенитет признан главными державами мира, на его
территорию в течение шести или семи лет не ступала нога неприятеля,
и сама Мексика на протяжении всего этого периода воздерживается от
всяких дальнейших попыток восстановить свою власть над этой террито-
;рией» 27. Очередному оживлению аннексионистских тенденций способст-
вовали распространившиеся в 1843 г. слухи об усилиях британской дип-
ломатии добиться урегулирования конфликта между Мексикой и Техасом
и намерении Англии подчинить последний своему влиянию.

Встревоженное возобновлением пропагандистской кампании в поль-
зу аннексии и сообщениями о предстоящих шагах в этом направлении,
мексиканское правительство энергично протестовало. 23 августа 1843 г.
устами министра иностранных дел Боканегры оно заявило, что «приня-
тие акта о присоединении Техаса к территории Соединенных Штатов
будет считать равносильным объявлению войны Мексиканской республи-
ке» 28. 3 ноября о том же предупредил государственного секретаря Ап-
шера посланник Мексики в Вашингтоне Альмоыте. Тем не менее полити-
ческая и дипломатическая подготовка аннексии продолжалась. В ответ
на заявления мексиканского правительства президент Тайлер в годичном
послании конгрессу в декабре 1843 г., оперируя теми же доводами, что
тголтора года назад Уэбстер, публично подтвердил решимость Белого
дома рассматривать Техас как суверенное государство29.

12 апреля 1844 г. государственный секретарь Кэлхун и уполномочен-
ные «Республики Техас» подписали в Вашингтоне договор о присоедине-
нии последней к США. Выразив протест по этому поводу, правительство


27 Diplomatic Correspondence of the United States. Inter-American Affairs, 1831—1860:
Vol. 1—12 /Ed. by W. R. Manning. Wash., 1932—1939, vol. 8, p. 113.

28 Ibid., p. 557.

29 A Compilation of the Messages and Papers of the Presidents, vol. 4, p. 261—262.



II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА


ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭКСПАНСИЯ В СЕРЕДИНЕ XIX В.






II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА


ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭКСПАНСИЯ В СЕРЕДИНЕ XIX В.




Мексики 30 мая вновь выступило против посягательств на свою тер-
риторию и повторило прежние предостережения. Между тем вследствие
сопротивления аболиционистски настроенных буржуазных кругов Севера,
считавших аннексионистские планы затеей южан с цельи распростране-
ния рабства, сенат отказался ратифицировать договор30.

Однако экспансионисты не оставили своих намерений, и в ходе пред-
выборной кампании проблема аннексии заняла центральное место. Еще
27 апреля 1844 г. наиболее вероятные кандидаты на пост президента
Клей и Ван-Бюрен одновременно заявили в печати, что, хотя в принципе
не возражают против присоединения Техаса, считают такую акцию
невозможной без согласия Мексики. После этого собравшийся в мае съезд
вигов единодушно выдвинул кандидатуру Клея, тогда как Ван-Бюрену,
оттолкнувшему своим заявлением многих представителей Юга и Запада,
не удалось собрать требуемых 2/з голосов участников съезда демократи-
ческой партии. В результате кандидатом демократов неожиданно стал
относительно малоизвестный человек, бывший спикер палаты представи-
телей и губернатор Теннесси Джеймс Полк — ярый сторонник экспансио-
нистской политики, пользовавшийся поддержкой президента Тайлера и
экс-президента Джексона.

Хотя в ходе политической борьбы, развернувшейся во время подго-
товки к президентским выборам 1844 г., Орегону уделялось меньшее по
сравнению с Техасом внимание, англо-американское соперничество в этом
регионе к середине 40-х годов крайне обострилось. Согласно договорам,
заключенным Россией с США (1824 г.) и Англией (1825 г.), граница рос-
сийских владений на Тихоокеанском побережье устанавливалась по
54°40/ с. ш. Таким образом, спорной оставалась территория между этой
линией и 42-й параллелью, на которую претендовали США и Англия. Все
попытки договориться об ее разделе оказались безуспешными, так как
США добивались признания своей северной границей 49-й параллели,
Англия же требовала провести границу по р. Колумбия. Статус, преду-
смотренный лондонской конвенцией 1818 г., 6 августа 1827 г. был прод-
лен на неопределенный срок с правом денонсирования соглашения при
условии уведомления за один год.

В 30-х годах перевес в борьбе за Орегон явно стал склоняться в сто-
рону Англии. «Компания Гудзонова залива», слившаяся в 1821 г. с «Се-
веро-Западной компанией», постепенно вытеснила американских скуп-
щиков пушнины и фактически монополизировала меховую торговлю к се-
веру от р. Колумбия. На всем протяжении от этой реки до Аляски она
строила торговые фактории и укрепления. Активность англичан вызвала
тревогу в США и стимулировала колонизацию Орегона американцами.

В авангарде их движения к Тихому океану, носившего первоначально
индивидуальный характер, шли миссионеры, еще в 30-х годах обосновав-
шиеся в долине р. Уилламетт — южного притока Колумбии. Сообще-
ния о плодородных, орошаемых землях Орегона в условиях экономической
депрессии, охватившей с 1839 г. Средний Запад, привлекали колонистов,
числo которых быстро росло. К началу 40-х годов они проложили так
называемую Орегонскую тропу от устья Миссури на запад, вдоль ее пра-

30 Текст договора и обстоятельный анализ всех перипетий его подготовки, подписа-
ния и отклонения см.: Меrk F. Slavery and the Annexation of Texas. N. Y., 1972,
p. 3—82, 271—275.


вого притока р. Платт, через Южный перевал Скалистых гор, долину
р. Снейк (левый приток Колумбии) и далее вниз по р. Колумбия. Летом
1842 г. этот долгий и тяжелый путь проделала первая крупная партия
переселенцев — более сотни людей и около 18 крытых фургонов, сопро-
вождаемые стадами скота. Колонисты предпочитали селиться, как прави-
ло, к югу от Колумбии, особенно вдоль притока Уилламетт. Вследствие
ваплыва американцев в Орегон на рубеже 30—40-х годов в конгрессе
США неоднократно выдвигались требования присоединить эту террито-
рию, ибо иначе, как утверждал сепатор Линн, ее захватит Англия. Такое
же мнение высказал в своем отчете Чарлз Уилкс, исследовавший по по-
ручению правительства Ван-Бюрена орегонское побережье.

Однако никакой реальной британской угрозы Орегону в то время не
существовало. Напротив, интерес к нему с английской стороны заметно
ослаб, так как в связи с первой «опиумной» войной 1840—1842 гг. и от-
крытием китайских портов (согласно Нанкинскому договору 1842 г.) мно-
гие купцы и предприниматели, занимавшиеся скупкой пушнины в Оре-
гоне, переключились на торговлю с Дальним Востоком. Поэтому админи-
страция Тайлера, прежде всего озабоченная Техасом, не очень спешила
с решением орегонской проблемы, полагая, что время работает на США.
Правда, подписание 9 августа 1842 г. договора Уэбстера — Ашбертона, уре-
гулировавшего спор о северо-восточной границе США с Канадой31, спо-
собствовало возобновлению переговоров об Орегоне. Но поиски взаимо-
приемлемого компромисса осложнились вследствие резкого усиления экс-
пансионистских настроений, вызванного ростом американской ршмигра-
ции на Запад. Весной 1843 г. началось «великое переселение»: около
1 тыс. человек и 5 тыс. голов скота покинули берега Миссури, держа путь
на Орегон. За ними последовали другие. В итоге американское население
этой территории, составлявшее в 1841 г. примерно 400 человек, в 1845 г.
превысило 5 тыс.32 Они создали свои местные органы самоуправления.

В этих условиях на протяжении 1843—1844 гг. в конгрессе и на стра-
ницах печати велась интенсивная кампания за захват всего Орегона до
54°40' с. ш. Этого требовали, особенно в ходе избирательной кампании,
многие деятели демократической партии, в том числе сенатор Дж. Бью-
кенен. Даже президент Тайлер в послании 5 декабря 1843 г. упомянул о
правах США «на всю территорию страны, расположенной на побережье
Тихого океана между 42°и54°40' с. ш.»33. Но в процессе официальных
переговоров, происходивших в Лондоне и Вашингтоне, американская сто-
рона ограничивалась прежним предложением об установлении границы по
49-й параллели. Подобная сдержанность в значительной мере обусловли-
валась.состоянием техасской проблемы.

Победа Полка на выборах в ноябре 1844 г. была воспринята прави-
тельством как мандат на немедленную аннексию Техаса. По рекомендации
Тайлера палата представителей и сенат приняли соответственно 25 янва-
ря и 27 февраля 1845 г. совместную резолюцию, предлагавшую Техасу

31 Англо-американский конфликт обострился в связи с поддержкой населением
Нью-Йорка, Вермонта, Огайо и других пограничных штатов вооруженных восста-
ний, вспыхнувших в конце 1837 г. в Нижней и Верхней Канаде. Согласно договору
США получили более половины спорной территории, составлявшей свыше
12 тыс. кв. миль. См.: Treaties, vol. 4, p. 363—370.

32 Fuller G. W. A History of the Pacific Northwest. 2nd ed. N. Y., 1941, p. 190.

33 A Compilation of the Messages and Papers of the Presidents, vol. 4, p. 258.



II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА


ТЕРРИТОР






Сейчас читают про: