Миссия – компромисс между потребностями рынка, с одной стороны, и возможностями и желанием компании удовлетворить эти интересы, с другой.
Поиск компромисса может быть выполнен по шаблону миссии:
При разработке модели миссии компании рекомендуется:
· Описать базис конкурентоспособности компании – совокупность характеристик компании как социально-экономической системы. Например:
– * для объекта – уникальность освоенных технологий и исключительность имеющихся в компании ресурсов (финансовых, материальных, информационных и др.)
– * для субъекта – знания и умения персонала и опыт менеджеров.
Это определяет уникальность ресурсов и навыков компании и формирует позицию "могу".
· Выяснить конъюнктуру рынка, т.е. определить наличие платежеспособного спроса на предлагаемые товары или услуги и степень удовлетворения рынка конкурентами. Это позволяет понять потребности рынка и сформировать позицию "надо".
· Выявить наличие способствующих и противодействующих факторов для выбранного вида деятельности со стороны государственных институтов в области политики и экономики.
· Оценить перспективу развития технологии в выбранной сфере деятельности.
· Оценить возможную поддержку или противодействие общественных организаций.
· Сопоставить результаты вышеперечисленных действий с учетом правовых, моральных, этических и др. ограничений со стороны персонала и сформировать позицию "хочу".
· Оценить уровень возможных затрат и доходов.
· Оценить возможность достижения приемлемого для всех сторон компромисса и сформулировать
Миссию компании в соответствии с шаблоном:
После описания миссии можно перейти к шаблону формирования бизнеса.
Шаблон формирования функционала компании (основных бизнес-функций)
Для формирования основных функций менеджмента компании сначала разрабатываются и утверждаются два базовых классификатора – "Компоненты менеджмента" (перечень используемых на предприятии инструментов/контуров управления) и "Этапы управленческого цикла" (технологическая цепочка операций, последовательно реализуемых менеджерами при организации работ в любом контуре управления). Далее аналогично, с помощью матрицы проекций, формируется список основных функций менеджмента. На рис. ниже приведены примеры классификаторов, на основании которых построена матрица – генератор основных функций менеджмента.
Формирование зон ответственности за функционал компании выполняется с помощью матрицы организационных проекций.
Матрица организационных проекций представляет собой таблицу, в строках которой расположен список исполнительных звеньев, в столбцах – список функций, выполняемых в компании. Для каждой функции определяется исполнительное звено, отвечающее за эту функцию.
Заполнение такой таблицы позволяет по каждой функции найти исполняющие ее подразделения или сотрудника. Анализ заполненной таблицы позволяет увидеть "пробелы" как в исполнении функций, так и в загруженности сотрудников, а также рационально перераспределить все задачи между исполнителями и закрепить как систему в документе "Положение об организационной структуре".
Положение об организационной структуре – это внутрифирменный документ, фиксирующий: продукты и услуги компании, функции, выполняемые в компании, исполнительные звенья, реализующие функции, распределение функций по звеньям.
Таблица проекций функций на исполнительные звенья может иметь весьма большую размерность.
Шаблон потокового процессного описания
Такое описание дает представление о процессе последовательного преобразования ресурсов в продукты усилиями различных исполнителей на основании соответствующих регламентов.