Недостаточная эффективность использования узкоспециализированных судов (обратный рейс делается без груза, в балласте) привела к появлению комбинированных судов, приспособленных для перевозки двух видов грузов в разных направлениях. Один из основных типов таких судов - нефтерудовозы. Позднее появились суда многоцелевого назначения - типа ОВО (Oil-Bulk-Ore), приспособленные для перевозки руды, насыпных
и жидких грузов. Схемы мидель-шпангоутов таких судов приведены на
рис. 4.25.
Рис. 4.25. Типовые миделевые сечения комбинированных судов
Нефтерудовозы и нефтенавалочники должны иметь надёжные люковые закрытия, удерживающие жидкий груз и противостоящие его ударам при качке судна в шторм (рис. 4.26).
Размещение различных грузов на судне типа ОВО, обеспечивающее наибольшую грузовместимость при обеспечении общей продольной прочности, представлено на рис. 4.27.
Рис. 4.26. Нефтенавалочник «Berge Phoenix» у причала /21/
Рис. 4.27. Судно типа ОВО и варианты его загрузки