Факторы возникновения и развития физкультурно-оздоровительной мотивации личности

Кудяшев М. Н.

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,

Казань, Россия

Для решения проблемы управления формированием физкультурно-оздоровительной мотивации личности имеет правильное понимание соотношения биологического и социального в ее возникновении и развитии.

В психолого-педагогической литературе встречаются различные подходы к решению данной проблемы. Некоторые исследователи придают главное значение субъективным факторам, другие уделяют основное внимание ее общественно-исторической и социальной природе.

Подчеркивая влияние внешней среды на человека, И. М. Сеченов писал, что «первая причина всякого человеческого действия лежит вне его» [12, с.174].

Позднее высказывалась мысль о том, что причины возникновения мотивации к определенной деятельности следует искать в ее предмете, в общественно-исторических и индивидуальных условиях жизни [10]. Отталкиваясь от понимания «психического» как единства биологического и социального, отечественные ученые придерживаются мнения, что главным необходимым условием возникновения мотивации к определенной деятельности является социальная среда. В философском словаре говорится, что «интерес – не продукт сознания и воли индивида, а порождение объективных социальных условий, определяющих соответствующую направленность воли и действия людей» [13, 150].

С.Л. Рубинштейн утверждает, что мотивация обусловлена, с одной стороны, природными особенностями личности, с другой, влиянием социальных факторов (содержанием деятельности) и представляет собой диалектическое единство объективного и субъективного в субъекте. Автор подчеркивает, что «внешнее воздействие дает тот или иной эффект лишь преломляясь через сложившийся у него строй мыслей и чувств» [10, 226]. Поэтому при определении роли природных свойств личности и социальной среды в возникновении мотивации необходимо учитывать активный характер психического отражения человеком воздействия, оказываемого на человека определенной деятельностью и ее носителями. К. Маркс говорил по этому поводу: «Никак не избегнуть того обстоятельства, что все, что побуждает человека к деятельности, должно проходить через его голову» [5, 290].

Соответственно этому подходу в физкультурно-оздоровительной мотивации, как сложном личностном образовании, выделяются социально-психологическая и психофизиологическая основы. Это разделение осуществляется с учетом влияния факторов социальной среды и природных свойств личности на возникновение и функционирование данной мотивации.

Социально-психологическую основу составляет осознанное отношение личности к деятельности, проявляемое в «рефлексе цели» по И. П. Павлову. «Рефлекс цели, – пишет И. П. Павлов, – основная форма жизненной энергии каждого из нас… Вся жизнь, все ее улучшения, вся ее культура делается рефлексом цели, делается только людьми, стремящимся к той или другой поставленной ими себе в жизни цели» [9, 245]. Это отношение возникает как результат воздействия социальной среды (деятельность, с которой общается индивид, лицо ее представляющее, друзья, учителя, родители, печать и т.д.) на личность и проявляется в эмоциональной и мотивационной сфере личности. Поэтому существенную роль в возникновении физкультурно-оздоровительной мотивации играют такие социальные факторы, как общение, социальное происхождение, характер деятельности окружающих субъекта людей, и, прежде всего, включение человека в физкультурно-спортивную деятельность [14].

Психофизиологическую основу физкультурно-оздоровительной мотивации составляют свойства темперамента, определяющие склонность человека к деятельности с определенным содержанием [2].

Взаимосвязь между мотивацией и деятельностью проявляется не только в направлении мотивация – деятельность, но и в направлении деятельность – мотивация. Говоря о взаимодействии человека с окружающей средой, К. Маркс писал, – «…Воздействуя на внешнюю природу и суммируя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу [5, 188].

А. В. Петровский [6] подчеркивает, что успешность в деятельности связана с мотивацией на ее осуществление и создает зону повышенной сенситивности для всех влияний. Поэтому включение человека в практическую деятельность рассматривается как один их эффективных путей возникновения и развития мотивации. Удовлетворение человека результатами собственной деятельности является важнейшим условием усиления мотивации, а радость, получаемая человеком в процессе деятельности, повышает устойчивость ее функционирования [8].

Установлено, что одни и те же социальные факторы, и, прежде всего, деятельность, отражаемые в сознании людей, не у всех вызывают одинаковый эффект. Человек является не только объектом воздействия, но и субъектом своей деятельности и своего поведения. Поэтому далеко не всегда одна и та же социальная ситуация приводит к возникновению у субъекта соответствующей мотивации [4].

В ряде работ в качестве одного из внутренних, субъективных факторов возникновения мотивации выделяется склонность к соответствующей деятельности. Данное понятие впервые встречается в трудах С. Л. Рубинштейна [10] и определяется как направленность на соответствующую деятельность. В дальнейшем склонность рассматривается и в других работах [4, 7 и др.], где понимается как элемент направленности личности, проявляющийся в виде потребности в определенной деятельности, тенденции, стремления, предрасположенности человека к ее осуществлению.

Н. С. Лейтес писал по этому поводу, что «не всякая деятельность может привлекать к себе человека, а та, которая встречает внутренний отклик» [4, 45]. Этим внутренним откликом и является склонность к соответствующей деятельности, сформированная у человека в процессе социального опыта еще до того, как он начинает овладевать избранной деятельностью.

Возникновение мотивации к той или иной деятельности связывается исследователями с наличием у человека способностей, соответствующих этой деятельности. «Наши желания, – писал И. Гете, – предчувствия скрытых в нас способностей, предвестники того, что мы в состоянии будем совершить» [1, 179].

С другой стороны, сильная и устойчивая мотивация, выступает предпосылкой и необходимым условием для дальнейшего развития способностей.

С. Л. Рубинштейн [10, 620] отмечал, что «наличие интереса к определенной области деятельности стимулирует развитие способностей в соответствующем направлении, а наличие определенных способностей, обуславливая плодотворную работу, стимулирует интерес к ней».

Таким образом, анализ состояния проблемы свидетельствует о том, что на возникновение и развитие физкультурно-оздоровительной мотивации оказывают существенное влияние, с одной стороны, внутренние, природно обусловленные склонности и способности, с другой – ряд внешних факторов, образующих социальную ситуацию развития.

Взаимодействие внутренних и внешних факторов осуществляется через включение личности в различные виды физкультурно-спортивной деятельности. Эта деятельность приводит к эмоциональному переживанию чувства удовлетворения от процесса и достигаемых результатов, что выступает психологическим фактором возникновения и развития физкультурно-оздоровительной мотивации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гете, И. Поэзии и правды / И. Гете. – М., Наука. – 179 с.

2. Деркач, А. А. Педагогическое мастерство тренера / А. А. Деркач, А. А. Исаев. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 374 с.

3. Ковалев, А. Г. Психология личности: учеб. пособие для студентов пединститутов / А. Г. Ковалев. – 3-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 1969. – 391 с.

4. Лейтес, Н. С. Об изучении проблемы склонностей в русле идей Б. М. Теплова / Н. С. Лейтес // Вопросы психологии. – 1976. - № 5. – С. 45-54.

5. Маркс, К. Полное собрание сочинение / К. Маркс, Ф. Энгельс. – М., 1955.

6. Общая психология: учебник для студентов пед. институтов / под ред. А. В. Петровского. – 2-е изд. – М.: Просвещение,1977. – 479 с.

7. Орлов, А. Б. Склонность и профессия / А. Б. Орлов. – М.: Знание, 1981. – 96 с.

8. Платонов, К. К. Психология: учеб. пособие / К. К. Платонов, Г. Г. Голубев. – М.: Высшая школа, 1977. – 247 с.

9. Павлов, И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных / И. П. Павлов // Полное собрание сочинений. – М.: АН СССР, 1951. – Т. 3. – 392 с.

10. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: учебное пособие / С. Л. Рубинштейн. – 2-е изд. – М.: Госучпегиз, 1946. – 704 с.

11. Самарин, Ю. А. К вопросу о проявлении и соотношении способностей и интересов в школьном возрасте / Ю. А. Самарин // Склонности и способности. – Л.: ЛГУ, 1962. – С. 80-92.

12. Сеченов, И. М. Рефлексы головного мозга / И. М. Сеченов – М.: АН СССР, 1961. – 236 с.

13. Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя. – изд. 3-е. – М.: Политиздат, 1972. – 496 с.

14. Щербаков, Е. П. Исследование интереса к спорту у школьников (4-10 классов) и экспериментальное обоснование возможности управления им при спортивной ориентации: автореф. дис. … канд. пед. наук / Е. П. Щербаков. – Омск, 1970. – 22 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: