На занятиях вольной борьбой

Игнатьев С. В.

Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева,

Чебоксары, Россия

Во все века люди высоко ценили такие качества человека как нравственность, мораль, воля, характер. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, поэтому проблема воспитания студентов является актуальной.

Основная цель политики государства в области физической культуры – оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения, гармоничное воспитание здорового, физически крепкого поколения.

Физическая культура – как составная часть общей культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья, воли и совершенствования его двигательной активности, является одним из эффективных средств решения данной проблемы.

Одной из важных задач высшего образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого студента. Следовательно, учебно-воспитательный процесс становится больше ориентированным на личность учащегося, его индивидуальные возможности, способности и интересы.

Черты гражданского облика личности закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе опыта, приобретаемого в семье, школе, социальной среде, и формируют в дальнейшем всю жизнь человека.

С точки зрения современных подходов, целью физического воспитания является содействие формированию всесторонне развитой личности. Достижение этой цели обеспечивается решением взаимосвязанных задач, направленных на гармоничное физическое развитие, укрепление здоровья, воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, овладение основами знаний, способами собственно двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, в процессе которых достигается всестороннее развитие двигательных способностей с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей занимающихся.

Активные занятия студентов в секциях позволяют им полнее раскрыть свои способности, обрести уверенность в себе, вырасти личностью, готовой к дальнейшей интеллектуальной, профессиональной и духовной деятельности, личностью с альтруистическим, толерантным отношением к жизни, готовой прийти на помощь.

Физическая культура и спорт являются эффективными средствами воспитания физически и духовно здорового молодого поколения. Многолетние научные исследования доказывают, что занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние практически на все функции и системы организма, являются мощным средством профилактики заболеваний, способствуют формированию морально-волевых и гражданских качеств личности.

Цель исследования: формирование морально-волевых качеств студентов вуза на занятиях вольной борьбой.

При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, опрос, эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.

Работа базируется на теоретических исследованиях Е.П. Ильина, Б.Г. Ананьева, А.И. Высоцкого и др. Использованы, в основном, типология волевых актов К.К. Платонова, П.А. Рудик, С.Л. Рубинштейна.

В исследовании морально-волевых качеств приняли участие студенты 1-го курса факультета физической культуры в количестве 16 человек.

Исследование проводилось при помощи таких методик, как:

1. Методика изучения импульсивности и волевой регуляции. Она содержит 22 вопроса, выбор из 5 ответов, каждый их которых оценивается по пятибалльной системе. Вопросы непосредственно касаются оценки студентом своих действий в разных ситуациях. Оценка теста: шкала импульсивность – вопросы 1–12; шкала волевой регуляции – вопросы 13–22; вариант ответа а – 5 баллов, б – 4, в – 3, г – 2, д – 1.

2. Методика «Социальная смелость». Данная методика является фрагментом методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (фактор Н). Данная методика представляет собой опросник, содержащий 13 вопросов. Обработка данных опроса: за ответы «а» и «в» начисляется по 2 балла, за ответ «б» – 1 балл. Учитываются ответы «да» по пунктам 1, 2, 4, 6, 8, 10, 12, 13 и ответы «нет» по пунктам 7, 9, 11. Высчитывается общая сумма баллов.

Чем больше набранная сумма баллов, тем больше выражена социальная смелость.

3. Тест «Самооценка силы воли». Методика описана Н. Н. Обозовым (1976) и предназначена для характеристики проявления «силы воли». Она представляет собой опросник, содержащий 15 вопросов. На приведенные вопросы можно ответить «да» – 2 балла, «не знаю» или «случается» – 1 балл, «нет» – 0 баллов. Подсчитывается сумма набранных баллов: 0–12 баллов – «сила воли» слабая; 13–21 баллов – «сила воли» средняя; 22–30 баллов – «сила воли» большая.

Исходя из данных, полученных во время проведения констатирующего эксперимента, была составлена и осуществлена на практике программа обучающего эксперимента по формированию морально-волевых качеств студентов.

В начале учебного года мы провели тестирование со студентами с целью выявлению уровня развития их волевых качеств. В течение всего учебного года студенты систематически посещали секцию вольной борьбы. Занятия проводились 5 раз в неделю по 2,5-3 часа в день.

В формировании волевых качеств личности имеется определенная последовательность, вначале развиваются в основном динамические физические качества, а затем качества, связанные со способностью выдерживать большие и длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение и настойчивость. Вслед за этим наступает черед формирования более сложных и специфических волевых качеств.

Для развития силовых качеств, выносливости, скоростно-силовых качеств, ловкости и точности движений, равновесия и тренировки вестибулярного аппарата был подобран комплекс физических упражнений.

После завершения формирующего эксперимента было проведено повторное анкетирование при помощи тех же методик, что при констатирующем эксперименте.

В результате выявлено, что уровень воли у студентов заметно изменился. Ни у одного испытуемого нет низкого уровня воли, только средний и высокий, при этом высокий уровень воли в процентном отношении превышает средний.

Результаты методики изучения импульсивности и волевой регуляции показали, что высокий уровень воли у испытуемых увеличился с 26,7% до 40,0%, средний увеличился с 46,6% до 60,0%, низкий уровень воли, который присутствовал в констатирующем эксперименте у 26,7% испытуемых, после систематических занятий отсутствует. Результаты методики «Социальная смелость» показали, что высокий уровень воли у студентов увеличился с 26,7% до 66,7%, средний уровень воли уменьшился с 53,3% до 33,3%, а низкий уровень воли, который присутствовал в констатирующем эксперименте у 20,0% испытуемых, после систематических занятий также отсутствует.

Результаты теста «Самооценка силы воли» показали, что высокий уровень воли у студентов увеличился с 33,3% до 60,0%, средний уровень воли увеличился с 40,0% до 60,0%, низкий уровень воли, который присутствовал в констатирующем эксперименте у 26,7% испытуемых, после систематических занятий отсутствует. Данные показатели говорят о высокой эффективности формирующего эксперимента, проведенного со студентами.

Таким образом, проведенное исследование доказывает, что систематические занятия студентов вольной борьбой способствуют эффективному формированию морально-волевых качеств личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: