Софронов И. Л.
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
Чебоксары, Россия
Известно, что одним из структурных компонентов физической культуры личности выступает интерес к физкультурно-спортивной деятельности, выполняющей функции побуждения и направления активности на занятия физическими упражнениями. Между тем результаты научных исследований и наблюдений за состоянием традиционной практики физического воспитания студентов свидетельствуют о низком уровне внутренней мотивации занятий физическими упражнениями.
Во второй статье Закона РФ «Об образовании» провозглашаются приоритет свободного развития личности, максимальный учет личностных интересов и реальных возможностей каждого обучаемого. В Законе РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» говорится о необходимости развивать самостоятельность и инициативу студентов.
В высшей школе физическая культура представлена не только как учебная дисциплина, но и как важный базовый компонент формирования общей культуры молодежи. Обучение данному предмету направлено на формирование физической культуры личности, определяющей готовность и способности направленного использования физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки к профессиональной деятельности.
В проведенных в последние годы научных исследованиях подчеркивается целесообразность совершенствования физического воспитания студентов через:
· создание условий для свободного выбора содержания, методов и форм учебных занятий по физической культуре;
· разработку и применение спортивно-ориентированных технологий;
· усиление образовательной направленности физического воспитания;
· совершенствование педагогического контроля;
· создание условий для перехода студента на позицию активного субъекта физкультурно-спортивной деятельности, направленной на достижение личностно-значимых целей.
Наряду с этим, вопросы формирования у студентов интереса к физической культуре на основе реализации этих подходов не были предметом самостоятельного научного исследования.
В целом анализ и обобщение педагогической практики и литературы по проблеме исследования выявил существование противоречий на:
· социально-практическом уровне: между социальной и личностной значимостью интереса студентов к физической культуре как субъективного фактора, побуждающего их к занятиям физическими упражнениями для укрепления здоровья, физического совершенствования и подготовки к профессиональной деятельности, с одной стороны, и низким уровнем развития интереса к физической культуре у большинства выпускников вузов, с другой;
· научно-методическом уровне: между программно-нормативным обеспечением физического воспитания, обусловливающим его направленность на формирование у студентов интереса к физической культуре, с одной стороны, и недостаточной научной разработанностью педагогических условий эффективного решения этой задачи в процессе обучения в вузе, с другой.
Необходимость разрешения этих противоречий обусловливает социальную, практическую и научную актуальность проблемы нашего исследования, которая сформулирована следующим образом: Каковы педагогические условия повышения эффективности процесса формирования у студентов интереса к физической культуре в процессе обучения в вузе?
Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования.
Гипотеза исследования: повышение эффективности формирования у студентов интереса к физической культуре в процессе обучения вузе возможно, если будут:
1) осуществлен анализ традиционной практики формирования у студентов интереса к физической культуре в процессе обучения в вузе и определены основные причины ее низкой эффективности;
2) уточнена сущность понятия «интерес к физической культуре» и определены содержание, критерии и уровни его развития;
3) выявлены и научно обоснованы педагогические условия, обеспечивающие повышение эффективности формирования у студентов интереса к физической культуре в процессе обучения в вузе.
С учетом цели и гипотезы нами последовательно решались следующие частные задачи исследования.
1. Осуществить анализ традиционной практики формирования у студентов интереса к физической культуре в процессе обучения в вузе и определить причины ее низкой эффективности.
2. Разработать теоретическую модель интереса к физической культуре, раскрывающую сущность, содержание, критерии и уровни его развития.
3. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия повышения эффективности формирования у студентов интереса к физической культуре в процессе обучения в вузе.
В соответствии с первой задачей исследования нами на основе анализа и обобщения научно-методической литературы выявлено, что в условиях традиционной практики физического воспитания не наблюдается существенного повышения интереса студентов к физической культуре, к учебным занятиям по предмету «Физическая культура».
Большинство ученых и специалистов в качестве причин сложившейся ситуации выделяют:
· ограниченные возможности удовлетворения индивидуального своеобразия потребностей студентов в области физической культуры и спорта;
· недостаточная реализация соревновательной мотивации;
· преимущественная направленность процесса физического воспитания на развитие телесных (внешних) компонентов физической культуры при недостаточном внимании к формированию ее духовных (внутренних) составляющих – физкультурной образованности, установки на здоровый стиль жизни и физическое самосовершенствование, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями;
· недостаточная реализация стимулирующей функции педагогического контроля вследствие несоответствия его содержания цели и задачам физического воспитания, субъективизма, низкой оперативности и слабой дифференциации оценивания учебных достижений студентов.
В соответствии со второй задачей исследования нами была уточнена сущность основной категории исследования «интерес к физической культуре», который определяется как целостная, системно-организованная и личностно-обусловленная характеристика человека, как субъекта деятельности, побуждающая и осознанно направляющая его к систематическим занятиям физическими упражнениями для удовлетворения личностно-значимых потребностей относительно независимо от внешних ситуативных факторов.
В содержании интереса к физической культуре выделяются три взаимосвязанных структурных компонента: мотивационный, когнитивный и поведенческий. Содержание этих компонентов по уровням их развития представлены в теоретической модели интереса к физической культуре (рис. 1).
Мотивационный компонент побуждает к активности в форме физических упражнений для удовлетворения личностно-значимых потребностей, обусловливает ее уровень. Критерием развития мотивационного компонента является относительная сила мотивов, связанных с потребностями, побуждающими к занятиям физической культурой. С учетом этого критерия выделяются четыре уровня развития мотивационного компонента: 1) ситуативный – доминирование внешних по отношению к физической культуре мотивов долженствования в сочетании с ситуативным удовлетворением потребностей в двигательной и психической активности, и в общении; 2) эмоциональный – доминирование внутренних процессуальных мотивов, связанных с удовлетворением потребностей в двигательной и психической активности, в общении через занятия эмоционально привлекательными физическими упражнениями; 3) рациональный – доминирование внутренних результативных мотивов, связанных с удовлетворением потребностей во внешнем самоутверждении, здоровье, достижении успеха, личностном саморазвитии, личностной самореализации; 4) личностный –проявление познавательной и физической активности в сфере физической культуры обусловлено чертами характера.
Когнитивный компонент направляет и регулирует активность на удовлетворение личностно-значимых потребностей. Критерием его развития является владение знаниями о способах выполнения физических упражнений и организации физической активности. С учетом этого критерия выделяются четыре уровня развития когнитивного компонента: 1) чувственный – неполные знания физических упражнений на уровне чувственной ткани сознания, направляющие физическую активность, побуждаемую преимущественно внешними стимулами – мотивами долженствования; 2) эмпирический – эмпирические знания о способах правильного выполнения эмоционально привлекательных физических упражнений, организации занятий этими упражнениями, направляющих физическую активность, побуждаемую преимущественно внутренними процессуальными мотивами; 3) рациональный – знания биологических и психолого-педагогических закономерностей и механизмов воздействия физических упражнений на человека, направляющие физическую активность внутренними процессуальными и результативными мотивами; 4) личностный – понимание личностного смысла знаний как средства для рациональной организации занятий физической культурой для удовлетворения значимых потребностей.
Таблица 1 – Теоретическая модель интереса к физической культуре
Уровни интереса к физической культуре | Структурные компоненты интереса к физической культуре и их функции | ||
Мотивационный – побуждает к активности в форме физических упражнений для удовлетворения личностно - значимых потребностей, обусловливает ее уровень | Когнитивный – направляет и регулирует активность в форме физических упражнений на удовлетворение личностно-значимых потребностей | Поведенческий – обеспечивает практическую реализацию активности в форме физических упражнений направленной на удовлетворение личностно значимых потребностей | |
Критерии развития структурных компонентов | Относительная сила мотивов, связанных с потребностями, побуждающими к занятиям физической культурой | Владение знаниями о способах выполнения физических упражнений и организации физической активности | Владение способами выполнения физических упражнений, организации своей физической активности, уровень двигательных способностей |
Ситуативный | Доминирование внешних по отношению к физической культуре мотивов долженствования. Ситуативное удовлетворение потребностей в двигательной и психической активности, и в общении | Неполные знания физических упражнений на уровне чувственной ткани сознания, направляющие физическую активность, побуждаемую преимущественно внешними стимулами – мотивами долженствования | Владение способами выполнения отдельных физических упражнений на уровне подражания, неспособность к самостоятельной организации занятий этими упражнениями, низкий уровень двигательных способностей |
Эмоциональный | Доминирование внутренних процессуальных мотивов, связанных с удовлетворением потребностей в двигательной и психической активности, в общении через занятия эмоционально привлекательными физическими упражнениями | Эмпирические знания о способах правильного выполнения эмоционально привлекательных физических упражнений, организации занятий этими упражнениями, направляющих физическую активность, побуждаемую преимущественно внутренними процессуальными мотивами | Владение способами выполнения эмоционально привлекательных физических упражнений и организации самостоятельных занятий этими упражнениями на уровне подражания, средний уровень двигательных способностей |
Рациональный | Доминирование внутренних результативных мотивов, связанных с удовлетворением потребностей во внешнем самоутверждении, здоровье, достижении успеха, личностном саморазвитии, личностной самореализации | Знания биологических и психолого-педагогических закономерностей и механизмов воздействия физических упражнений на человека, направляющие физическую активность внутренними процессуальными и результативными мотивами | Владение способами выполнения эмоционально привлекательных физических упражнений и организации самостоятельных занятий этими упражнениями на уровне понимания, уровень двигательных способностей выше среднего |
Личностный | Проявление познавательной и физической активности в сфере физической культуры обусловлено чертами характера | Понимание личностного смысла знаний как средства для рациональной организации занятий физической культурой для удовлетворения значимых для него потребностей | Творческое владение способами выполнения эмоционально привлекательных физических упражнений и самостоятельной организации занятий этими упражнениями, высокий уровень развития двигательных способностей |
Поведенческий компонент обеспечивает практическую реализацию активности в форме физических упражнений направленной на удовлетворение личностно значимых потребностей. Критерием его развития является владение способами выполнения физических упражнений, организации своей физической активности, уровень двигательных способностей. С учетом этого критерия выделяются четыре уровня развития поведенческого компонента: 1) низкий – владение способами выполнения отдельных физических упражнений на уровне подражания, неспособность к самостоятельной организации занятий этими упражнениями, низкий уровень двигательных способностей; 2) репродуктивный – владение способами выполнения эмоционально привлекательных физических упражнений и организации самостоятельных занятий этими упражнениями на уровне подражания, средний уровень двигательных способностей; 3) рациональный – владение способами выполнения эмоционально привлекательных физических упражнений и организации самостоятельных занятий этими упражнениями на уровне понимания, уровень двигательных способностей выше среднего; 4) творческий – творческое владение способами выполнения эмоционально привлекательных физических упражнений и самостоятельной организации занятий этими упражнениями, высокий уровень развития двигательных способностей.
Выделенные нами мотивационный, когнитивный и поведенческий компоненты в своем взаимодействии между собой обусловливают функционирование и развитие интереса личности к физической культуре.
С учетом развития этих компонентов нами условно выделяются четыре качественно различающихся уровня развития интереса личности к физической культуре– ситуативный, эмоциональный, рациональный и личностный.
В соответствии с третьей задачей исследования нами были выявлены и теоретически обоснованы следующие педагогические условия формирования у студентов интереса к физической культуре.
1. Включение в содержание физического воспитания видов физических упражнений, которые обеспечивают удовлетворение индивидуального своеобразия потребностей студентов в области физической культуры и спорта. Реализация этого условия обеспечивает формирование мотивационного компонента интереса и, прежде всего, внутренних процессуальных мотивов занятий физической культурой.
2. Организация и включение студентов в соревновательную деятельность в избранном виде физических упражнений. Реализация этого условия способствует формированию как процессуальных (связанных с потребностями в психической активности в форме соревновательного стресса и в общении в форме сотрудничества и соперничества), так и результативных (связанных с потребностью в достижении успеха, личностном саморазвитии и самореализации) мотивов занятий физической культурой.
3. Приоритетность решения образовательных задач физического воспитания. Реализация этого условия обеспечивает формирование когнитивного компонента интереса к физической культуре, обогащая его знаниями о физической культуре как виде человеческой деятельности, о себе как субъекте этой деятельности, о ценностях современной физической культуры, которые могут быть присвоены личностью.
4. Применение системы рейтингового контроля уровня и динамики развития физической культуры. Реализация этого условия способствует формированию мотивационного компонента интереса к физической культуре (результативных мотивов занятий физическими упражнениями, связанными с удовлетворением потребностей во внешнем самоутверждении и личностном саморазвитии), когнитивного компонента (знания о степени и причинах рассогласования между целями и результатами физкультурно-спортивной деятельности, об уровне своих возможностей и возможностей своих товарищей).
5. Формирование личностного смысла занятий физической культурой через осознание их значимости в личной жизни. Реализация этого условия способствует формированию мотивационного компонента интереса к физической культуре (результативных мотивов занятий физическими упражнениями, связанными с удовлетворением потребностей во внешнем самоутверждении, личностном саморазвитии самореализации), когнитивного компонента (знания о значимости результатов физкультурно-спортивной деятельности для достижения личностно-значимых целей).
Для практического обоснования эффективности реализации этих условий в процессе обучения в вузе нами был проведен двухгодичный формирующий педагогический эксперимент с участием студентов Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. В экспериментальную группу (ЭГ) были включены 104 студента (27 юношей и 77 девушек) психолого-педагогического факультета и факультета естествознания и дизайна среды, в контрольную группу (КГ) - 125 студентов (31 юноша и 94 девушки) исторического факультета и факультета русской филологии. На момент начала эксперимента испытуемые обеих групп обучались на первом курсе университета.
Учебный процесс со студентами КГ осуществлялся в рамках традиционных подходов к формированию интереса к физической культуре, у студентов ЭГ – с учетом выявленных педагогических условий.
Установлено, что в начале эксперимента контрольная и экспериментальная группы студентов были относительно однородными по измеряемым нами показателям интереса к физической культуре.
За два года эксперимента относительная сила мотивов занятий физической культурой у студентов КГ существенно не изменилась. У студентов ЭГ существенно снизилась роль мотивов долженствования в побуждении к занятиям физическими упражнениями (от 14,1 до 8,8 балла – у юношей и от 14,5 до 10,6 балла). Относительная сила внутренних процессуальных мотивов сохранилась на прежнем уровне. Наряду с этим существенно повысилась значимость внутренних результативных мотивов - у юношей от 8,1 до 9,4 балла (Р<0,05), у девушек – от 8,2 до 9,3 балла (Р<0,05), Среди юношей более значимой стала роль свойств личности как фактора, обусловливающего положительное действенное отношение к занятиям физической культурой – от 2,6 до 5,4 балла (Р<0,05). В целом большинство студентов ЭГ перешли на эмоциональный и рациональный уровни развития мотивационного компонента интереса.
Средний показатель развития когнитивного компонента интереса к физической культуре у юношей и девушек КГ за время эксперимента повысился от 3,8 до 5,4 балла и от 4,3 до 6,3 балла соответственно.
Показатели когнитивного компонента студентов ЭГ повысились более существенно – у юношей от 3,9 до 8,2 балла, у девушек – от 4,3 до 8, 2 балла. Поэтому большинство студентов ЭГ отличались после эксперимента рациональным уровнем развития когнитивного компонента – студенты с достаточной полнотой осознавали и понимали биологические, педагогические и социально-психологические закономерности и механизмы воздействия физических упражнений на человека.
За два года занятий физической культурой в рамках учебной программы показатели поведенческого компонента у большинства студентов КГ повысились от 4,9 до 6,6 баллов среди юношей и от 4,8 до 6,2 балла – среди девушек, т.е. достигли репродуктивного уровня развития.
Обращают внимание более высокие темпы прироста этих показателей у студентов ЭГ – у юношей от 4,9 до 8,3 балла, у девушек от 5,0 до 8,2 балла. Благодаря этому они после эксперимента имели существенное преимущество в уровне развития поведенческого компонента интереса к физической культуре – 8,3 против 6,6 балла у юношей и 8,2 против 6,2 балла – у девушек. Большинство студентов этой группы отличались рациональным уровнем развития поведенческого компонента – выполнение физических упражнений и способов организации самостоятельных занятий этими упражнениями осуществлялось на основе знания и понимания лежащих в их основе закономерностей и механизмов.
В начале эксперимента двигательные способности у студентов обеих групп находились на среднем уровне и уровне ниже среднего. За время эксперимента показатели быстроты и координационных способностей у студентов обеих групп существенно не изменились. У студентов ЭГ повысились показатели скоростно-силовых и силовых способностей и двигательной выносливости. Благодаря высоким темпам прироста студенты ЭГ отличались после эксперимента существенным преимуществом в уровне развития скоростно-силовых, силовых и координационных способностей и двигательной выносливости. Наблюдаемые у студентов ЭГ результаты в тестовых упражнениях соответствуют среднему уровню развития двигательных способностей.
В последнем (четвертом) учебном семестре, завершающем педагогический эксперимент, физическая активность у юношей и девушек КГ существенно снизилась – до 12,9 и 12,6 занятий (Р<0,01). Среди студентов ЭГ наблюдалась противоположная тенденция. У юношей показатели самостоятельной физической активности повысились в среднем от 15,8 до 21,7 занятий, у девушек – от 16,6 до 20,4 занятий (Р<0,01).
В четвертом учебном семестре показатели посещаемости студентов КГ снизились до 27,0 занятий у юношей и до 26,8 занятий – у девушек. Интерес студентов КГ к учебным занятиям по физической культуре также существенно снизился – от 2,38 до 2,12 балла у юношей, от 2,15 до 1,80 балла – у девушек.
У студентов экспериментальной группы, напротив, наблюдалось существенное повышение показателей интереса – у юношей от 2,33 до 3,46 балла, у девушек – от 2,10 до 3,40 балла. Посещаемость учебных занятий студентами ЭГ повысилась до 32,6 занятий у юношей и 31,8 занятий – у девушек.
Таким образом, практическая реализация выявленных нами педагогических условий в процессе обучения студентов в вузе обеспечивает повышение у большинства студентов интереса к физической культуре до рационального уровня развития, что проявляется в:
· доминировании внутренних процессуальных и результативных мотивов занятий физической культурой с одновременным снижением значимости внешних стимулов и повышением роли свойств личности;
· повышении полноты и глубины теоретических и организационно-методических знаний по физической культуре;
· овладении обобщенными (на уровне понимания) способами выполнения эмоционально привлекательных физических упражнений и организации самостоятельных занятий этими упражнениями;
· повышении уровня развития силовых, скоростно-силовых способностей и двигательной выносливости;
· повышении показателей самостоятельной физической активности, посещаемости учебных занятий по предмету «Физическая культура», интереса к этим занятиям.