Педагогические условия формирования у студентов интереса к физической культуре в процессе обучения в вузе

Софронов И. Л.

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева

Чебоксары, Россия

Известно, что одним из структурных компонентов физической культуры личности выступает интерес к физкультурно-спортивной деятельности, выполняющей функции побуждения и направления активности на занятия физическими упражнениями. Между тем результаты научных исследований и наблюдений за состоянием традиционной практики физического воспитания студентов свидетельствуют о низком уровне внутренней мотивации занятий физическими упражнениями.

Во второй статье Закона РФ «Об образовании» провозглашаются приоритет свободного развития личности, максимальный учет личностных интересов и реальных возможностей каждого обучаемого. В Законе РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» говорится о необходимости развивать самостоятельность и инициативу студентов.

В высшей школе физическая культура представлена не только как учебная дисциплина, но и как важный базовый компонент формирования общей культуры молодежи. Обучение данному предмету направлено на формирование физической культуры личности, определяющей готовность и способности направленного использования физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки к профессиональной деятельности.

В проведенных в последние годы научных исследованиях подчеркивается целесообразность совершенствования физического воспитания студентов через:

· создание условий для свободного выбора содержания, методов и форм учебных занятий по физической культуре;

· разработку и применение спортивно-ориентированных технологий;

· усиление образовательной направленности физического воспитания;

· совершенствование педагогического контроля;

· создание условий для перехода студента на позицию активного субъекта физкультурно-спортивной деятельности, направленной на достижение личностно-значимых целей.

Наряду с этим, вопросы формирования у студентов интереса к физической культуре на основе реализации этих подходов не были предметом самостоятельного научного исследования.

В целом анализ и обобщение педагогической практики и литературы по проблеме исследования выявил существование противоречий на:

· социально-практическом уровне: между социальной и личностной значимостью интереса студентов к физической культуре как субъективного фактора, побуждающего их к занятиям физическими упражнениями для укрепления здоровья, физического совершенствования и подготовки к профессиональной деятельности, с одной стороны, и низким уровнем развития интереса к физической культуре у большинства выпускников вузов, с другой;

· научно-методическом уровне: между программно-нормативным обеспечением физического воспитания, обусловливающим его направленность на формирование у студентов интереса к физической культуре, с одной стороны, и недостаточной научной разработанностью педагогических условий эффективного решения этой задачи в процессе обучения в вузе, с другой.

Необходимость разрешения этих противоречий обусловливает социальную, практическую и научную актуальность проблемы нашего исследования, которая сформулирована следующим образом: Каковы педагогические условия повышения эффективности процесса формирования у студентов интереса к физической культуре в процессе обучения в вузе?

Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования.

Гипотеза исследования: повышение эффективности формирования у студентов интереса к физической культуре в процессе обучения вузе возможно, если будут:

1) осуществлен анализ традиционной практики формирования у студентов интереса к физической культуре в процессе обучения в вузе и определены основные причины ее низкой эффективности;

2) уточнена сущность понятия «интерес к физической культуре» и определены содержание, критерии и уровни его развития;

3) выявлены и научно обоснованы педагогические условия, обеспечивающие повышение эффективности формирования у студентов интереса к физической культуре в процессе обучения в вузе.

С учетом цели и гипотезы нами последовательно решались следующие частные задачи исследования.

1. Осуществить анализ традиционной практики формирования у студентов интереса к физической культуре в процессе обучения в вузе и определить причины ее низкой эффективности.

2. Разработать теоретическую модель интереса к физической культуре, раскрывающую сущность, содержание, критерии и уровни его развития.

3. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия повышения эффективности формирования у студентов интереса к физической культуре в процессе обучения в вузе.

В соответствии с первой задачей исследования нами на основе анализа и обобщения научно-методической литературы выявлено, что в условиях традиционной практики физического воспитания не наблюдается существенного повышения интереса студентов к физической культуре, к учебным занятиям по предмету «Физическая культура».

Большинство ученых и специалистов в качестве причин сложившейся ситуации выделяют:

· ограниченные возможности удовлетворения индивидуального своеобразия потребностей студентов в области физической культуры и спорта;

· недостаточная реализация соревновательной мотивации;

· преимущественная направленность процесса физического воспитания на развитие телесных (внешних) компонентов физической культуры при недостаточном внимании к формированию ее духовных (внутренних) составляющих – физкультурной образованности, установки на здоровый стиль жизни и физическое самосовершенствование, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями;

· недостаточная реализация стимулирующей функции педагогического контроля вследствие несоответствия его содержания цели и задачам физического воспитания, субъективизма, низкой оперативности и слабой дифференциации оценивания учебных достижений студентов.

В соответствии со второй задачей исследования нами была уточнена сущность основной категории исследования «интерес к физической культуре», который определяется как целостная, системно-организованная и личностно-обусловленная характеристика человека, как субъекта деятельности, побуждающая и осознанно направляющая его к систематическим занятиям физическими упражнениями для удовлетворения личностно-значимых потребностей относительно независимо от внешних ситуативных факторов.

В содержании интереса к физической культуре выделяются три взаимосвязанных структурных компонента: мотивационный, когнитивный и поведенческий. Содержание этих компонентов по уровням их развития представлены в теоретической модели интереса к физической культуре (рис. 1).

Мотивационный компонент побуждает к активности в форме физических упражнений для удовлетворения личностно-значимых потребностей, обусловливает ее уровень. Критерием развития мотивационного компонента является относительная сила мотивов, связанных с потребностями, побуждающими к занятиям физической культурой. С учетом этого критерия выделяются четыре уровня развития мотивационного компонента: 1) ситуативный – доминирование внешних по отношению к физической культуре мотивов долженствования в сочетании с ситуативным удовлетворением потребностей в двигательной и психической активности, и в общении; 2) эмоциональный – доминирование внутренних процессуальных мотивов, связанных с удовлетворением потребностей в двигательной и психической активности, в общении через занятия эмоционально привлекательными физическими упражнениями; 3) рациональный – доминирование внутренних результативных мотивов, связанных с удовлетворением потребностей во внешнем самоутверждении, здоровье, достижении успеха, личностном саморазвитии, личностной самореализации; 4) личностный –проявление познавательной и физической активности в сфере физической культуры обусловлено чертами характера.

Когнитивный компонент направляет и регулирует активность на удовлетворение личностно-значимых потребностей. Критерием его развития является владение знаниями о способах выполнения физических упражнений и организации физической активности. С учетом этого критерия выделяются четыре уровня развития когнитивного компонента: 1) чувственный – неполные знания физических упражнений на уровне чувственной ткани сознания, направляющие физическую активность, побуждаемую преимущественно внешними стимулами – мотивами долженствования; 2) эмпирический – эмпирические знания о способах правильного выполнения эмоционально привлекательных физических упражнений, организации занятий этими упражнениями, направляющих физическую активность, побуждаемую преимущественно внутренними процессуальными мотивами; 3) рациональный – знания биологических и психолого-педагогических закономерностей и механизмов воздействия физических упражнений на человека, направляющие физическую активность внутренними процессуальными и результативными мотивами; 4) личностный – понимание личностного смысла знаний как средства для рациональной организации занятий физической культурой для удовлетворения значимых потребностей.


Таблица 1 – Теоретическая модель интереса к физической культуре

Уровни интереса к физической культуре Структурные компоненты интереса к физической культуре и их функции
Мотивационный – побуждает к активности в форме физических упражнений для удовлетворения личностно - значимых потребностей, обусловливает ее уровень Когнитивный – направляет и регулирует активность в форме физических упражнений на удовлетворение личностно-значимых потребностей Поведенческий – обеспечивает практическую реализацию активности в форме физических упражнений направленной на удовлетворение личностно значимых потребностей
Критерии развития структурных компонентов Относительная сила мотивов, связанных с потребностями, побуждающими к занятиям физической культурой Владение знаниями о способах выполнения физических упражнений и организации физической активности Владение способами выполнения физических упражнений, организации своей физической активности, уровень двигательных способностей
Ситуативный Доминирование внешних по отношению к физической культуре мотивов долженствования. Ситуативное удовлетворение потребностей в двигательной и психической активности, и в общении Неполные знания физических упражнений на уровне чувственной ткани сознания, направляющие физическую активность, побуждаемую преимущественно внешними стимулами – мотивами долженствования Владение способами выполнения отдельных физических упражнений на уровне подражания, неспособность к самостоятельной организации занятий этими упражнениями, низкий уровень двигательных способностей
Эмоциональный Доминирование внутренних процессуальных мотивов, связанных с удовлетворением потребностей в двигательной и психической активности, в общении через занятия эмоционально привлекательными физическими упражнениями Эмпирические знания о способах правильного выполнения эмоционально привлекательных физических упражнений, организации занятий этими упражнениями, направляющих физическую активность, побуждаемую преимущественно внутренними процессуальными мотивами Владение способами выполнения эмоционально привлекательных физических упражнений и организации самостоятельных занятий этими упражнениями на уровне подражания, средний уровень двигательных способностей
Рациональный Доминирование внутренних результативных мотивов, связанных с удовлетворением потребностей во внешнем самоутверждении, здоровье, достижении успеха, личностном саморазвитии, личностной самореализации Знания биологических и психолого-педагогических закономерностей и механизмов воздействия физических упражнений на человека, направляющие физическую активность внутренними процессуальными и результативными мотивами Владение способами выполнения эмоционально привлекательных физических упражнений и организации самостоятельных занятий этими упражнениями на уровне понимания, уровень двигательных способностей выше среднего
Личностный Проявление познавательной и физической активности в сфере физической культуры обусловлено чертами характера Понимание личностного смысла знаний как средства для рациональной организации занятий физической культурой для удовлетворения значимых для него потребностей Творческое владение способами выполнения эмоционально привлекательных физических упражнений и самостоятельной организации занятий этими упражнениями, высокий уровень развития двигательных способностей

Поведенческий компонент обеспечивает практическую реализацию активности в форме физических упражнений направленной на удовлетворение личностно значимых потребностей. Критерием его развития является владение способами выполнения физических упражнений, организации своей физической активности, уровень двигательных способностей. С учетом этого критерия выделяются четыре уровня развития поведенческого компонента: 1) низкий – владение способами выполнения отдельных физических упражнений на уровне подражания, неспособность к самостоятельной организации занятий этими упражнениями, низкий уровень двигательных способностей; 2) репродуктивный – владение способами выполнения эмоционально привлекательных физических упражнений и организации самостоятельных занятий этими упражнениями на уровне подражания, средний уровень двигательных способностей; 3) рациональный – владение способами выполнения эмоционально привлекательных физических упражнений и организации самостоятельных занятий этими упражнениями на уровне понимания, уровень двигательных способностей выше среднего; 4) творческий – творческое владение способами выполнения эмоционально привлекательных физических упражнений и самостоятельной организации занятий этими упражнениями, высокий уровень развития двигательных способностей.

Выделенные нами мотивационный, когнитивный и поведенческий компоненты в своем взаимодействии между собой обусловливают функционирование и развитие интереса личности к физической культуре.

С учетом развития этих компонентов нами условно выделяются четыре качественно различающихся уровня развития интереса личности к физической культуре– ситуативный, эмоциональный, рациональный и личностный.

В соответствии с третьей задачей исследования нами были выявлены и теоретически обоснованы следующие педагогические условия формирования у студентов интереса к физической культуре.

1. Включение в содержание физического воспитания видов физических упражнений, которые обеспечивают удовлетворение индивидуального своеобразия потребностей студентов в области физической культуры и спорта. Реализация этого условия обеспечивает формирование мотивационного компонента интереса и, прежде всего, внутренних процессуальных мотивов занятий физической культурой.

2. Организация и включение студентов в соревновательную деятельность в избранном виде физических упражнений. Реализация этого условия способствует формированию как процессуальных (связанных с потребностями в психической активности в форме соревновательного стресса и в общении в форме сотрудничества и соперничества), так и результативных (связанных с потребностью в достижении успеха, личностном саморазвитии и самореализации) мотивов занятий физической культурой.

3. Приоритетность решения образовательных задач физического воспитания. Реализация этого условия обеспечивает формирование когнитивного компонента интереса к физической культуре, обогащая его знаниями о физической культуре как виде человеческой деятельности, о себе как субъекте этой деятельности, о ценностях современной физической культуры, которые могут быть присвоены личностью.

4. Применение системы рейтингового контроля уровня и динамики развития физической культуры. Реализация этого условия способствует формированию мотивационного компонента интереса к физической культуре (результативных мотивов занятий физическими упражнениями, связанными с удовлетворением потребностей во внешнем самоутверждении и личностном саморазвитии), когнитивного компонента (знания о степени и причинах рассогласования между целями и результатами физкультурно-спортивной деятельности, об уровне своих возможностей и возможностей своих товарищей).

5. Формирование личностного смысла занятий физической культурой через осознание их значимости в личной жизни. Реализация этого условия способствует формированию мотивационного компонента интереса к физической культуре (результативных мотивов занятий физическими упражнениями, связанными с удовлетворением потребностей во внешнем самоутверждении, личностном саморазвитии самореализации), когнитивного компонента (знания о значимости результатов физкультурно-спортивной деятельности для достижения личностно-значимых целей).

Для практического обоснования эффективности реализации этих условий в процессе обучения в вузе нами был проведен двухгодичный формирующий педагогический эксперимент с участием студентов Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. В экспериментальную группу (ЭГ) были включены 104 студента (27 юношей и 77 девушек) психолого-педагогического факультета и факультета естествознания и дизайна среды, в контрольную группу (КГ) - 125 студентов (31 юноша и 94 девушки) исторического факультета и факультета русской филологии. На момент начала эксперимента испытуемые обеих групп обучались на первом курсе университета.

Учебный процесс со студентами КГ осуществлялся в рамках традиционных подходов к формированию интереса к физической культуре, у студентов ЭГ – с учетом выявленных педагогических условий.

Установлено, что в начале эксперимента контрольная и экспериментальная группы студентов были относительно однородными по измеряемым нами показателям интереса к физической культуре.

За два года эксперимента относительная сила мотивов занятий физической культурой у студентов КГ существенно не изменилась. У студентов ЭГ существенно снизилась роль мотивов долженствования в побуждении к занятиям физическими упражнениями (от 14,1 до 8,8 балла – у юношей и от 14,5 до 10,6 балла). Относительная сила внутренних процессуальных мотивов сохранилась на прежнем уровне. Наряду с этим существенно повысилась значимость внутренних результативных мотивов - у юношей от 8,1 до 9,4 балла (Р<0,05), у девушек – от 8,2 до 9,3 балла (Р<0,05), Среди юношей более значимой стала роль свойств личности как фактора, обусловливающего положительное действенное отношение к занятиям физической культурой – от 2,6 до 5,4 балла (Р<0,05). В целом большинство студентов ЭГ перешли на эмоциональный и рациональный уровни развития мотивационного компонента интереса.

Средний показатель развития когнитивного компонента интереса к физической культуре у юношей и девушек КГ за время эксперимента повысился от 3,8 до 5,4 балла и от 4,3 до 6,3 балла соответственно.

Показатели когнитивного компонента студентов ЭГ повысились более существенно – у юношей от 3,9 до 8,2 балла, у девушек – от 4,3 до 8, 2 балла. Поэтому большинство студентов ЭГ отличались после эксперимента рациональным уровнем развития когнитивного компонента – студенты с достаточной полнотой осознавали и понимали биологические, педагогические и социально-психологические закономерности и механизмы воздействия физических упражнений на человека.

За два года занятий физической культурой в рамках учебной программы показатели поведенческого компонента у большинства студентов КГ повысились от 4,9 до 6,6 баллов среди юношей и от 4,8 до 6,2 балла – среди девушек, т.е. достигли репродуктивного уровня развития.

Обращают внимание более высокие темпы прироста этих показателей у студентов ЭГ – у юношей от 4,9 до 8,3 балла, у девушек от 5,0 до 8,2 балла. Благодаря этому они после эксперимента имели существенное преимущество в уровне развития поведенческого компонента интереса к физической культуре – 8,3 против 6,6 балла у юношей и 8,2 против 6,2 балла – у девушек. Большинство студентов этой группы отличались рациональным уровнем развития поведенческого компонента – выполнение физических упражнений и способов организации самостоятельных занятий этими упражнениями осуществлялось на основе знания и понимания лежащих в их основе закономерностей и механизмов.

В начале эксперимента двигательные способности у студентов обеих групп находились на среднем уровне и уровне ниже среднего. За время эксперимента показатели быстроты и координационных способностей у студентов обеих групп существенно не изменились. У студентов ЭГ повысились показатели скоростно-силовых и силовых способностей и двигательной выносливости. Благодаря высоким темпам прироста студенты ЭГ отличались после эксперимента существенным преимуществом в уровне развития скоростно-силовых, силовых и координационных способностей и двигательной выносливости. Наблюдаемые у студентов ЭГ результаты в тестовых упражнениях соответствуют среднему уровню развития двигательных способностей.

В последнем (четвертом) учебном семестре, завершающем педагогический эксперимент, физическая активность у юношей и девушек КГ существенно снизилась – до 12,9 и 12,6 занятий (Р<0,01). Среди студентов ЭГ наблюдалась противоположная тенденция. У юношей показатели самостоятельной физической активности повысились в среднем от 15,8 до 21,7 занятий, у девушек – от 16,6 до 20,4 занятий (Р<0,01).

В четвертом учебном семестре показатели посещаемости студентов КГ снизились до 27,0 занятий у юношей и до 26,8 занятий – у девушек. Интерес студентов КГ к учебным занятиям по физической культуре также существенно снизился – от 2,38 до 2,12 балла у юношей, от 2,15 до 1,80 балла – у девушек.

У студентов экспериментальной группы, напротив, наблюдалось существенное повышение показателей интереса – у юношей от 2,33 до 3,46 балла, у девушек – от 2,10 до 3,40 балла. Посещаемость учебных занятий студентами ЭГ повысилась до 32,6 занятий у юношей и 31,8 занятий – у девушек.

Таким образом, практическая реализация выявленных нами педагогических условий в процессе обучения студентов в вузе обеспечивает повышение у большинства студентов интереса к физической культуре до рационального уровня развития, что проявляется в:

· доминировании внутренних процессуальных и результативных мотивов занятий физической культурой с одновременным снижением значимости внешних стимулов и повышением роли свойств личности;

· повышении полноты и глубины теоретических и организационно-методических знаний по физической культуре;

· овладении обобщенными (на уровне понимания) способами выполнения эмоционально привлекательных физических упражнений и организации самостоятельных занятий этими упражнениями;

· повышении уровня развития силовых, скоростно-силовых способностей и двигательной выносливости;

· повышении показателей самостоятельной физической активности, посещаемости учебных занятий по предмету «Физическая культура», интереса к этим занятиям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: