double arrow

Психическое состояние - составляющая здоровья студентов


Сумарукова. Н. М Сумаруков К. А.

Московский институт электроники и математики

Национальный исследовательский университет

Высшая школа экономики

Москва, Россия

Многие источники показывают критическое состояние здоровья населения. Студенты подвержены факторам, оказывающим отрицательное влияние на состояние здоровья: неуверенность в стабилизации жизни, страх и паническое состояние в связи с ощущением тех или иных перемен, хроническая нехватка денег, учеба, неполучение стипендии, задолженности, безработица, проблемы в семье, с друзьями и т.д. Все это вызывает тревогу, стрессовые ситуации, депрессивные состояния, неблагоприятные для здоровья.

Считается, что психическое здоровье является главным фактором, влияющим на нашу жизнь, от него зависит счастье, профессиональные успехи, взаимоотношения с окружающими и все, что связано с физическим здоровьем. Психосоциальные факторы порождают стресс.

Источниками стресса могут быть правовая незащищенность, конфликтная ситуация в семье, в учебе, проблемы со здоровьем, усталость, снижение работоспособности, избыточный вес, возросший темп жизни. Независимо от стрессов итогом их воздействия является тяжелое нарушение здоровья.




В течение 2006-2009 г.г. мы провели тестирование студентов первых двух курсов на стрессоустойчивость с помощью четырех тестов. Первый «Раздражает ли Вас?» включал 16 вопросов, ответы на которые оценивались: «очень» - 5 очков, «не особенно» - 3 очка и «ни в коем случае» - 0 очков. Ответы студентов определили 3 группы с соответствующей характеристикой каждой.

Подавляющее число студентов обоих курсов (72.8% и 74.0%) вошло во 2-ю самую многочисленную группу. У них вызывают раздражение и острую реакцию самые неприятные ситуации, но из обычных невзгод они не делают драму. К неприятностям они «поворачиваются спиной», достаточно легко забывают о них. Каждый 5-й студент третьей группы вполне переносит раздражение, у них высокая устойчивость против стрессовых ситуаций. Небольшое количество студентов обоих курсов (7.4% и 6.0%) вошли в 1-ю группу, которая характеризуется беспокойством, неуравновешенностью, нетерпением. У них вызывают раздражение и острую реакцию даже незначительные факторы. Они вспыльчивы, легко выходят из себя. Подчас от их психического состояния страдают окружающие люди. Тщательное изучение полученных результатов позволило рекомендовать отдельным студентам этой группы обратиться за помощью к психотерапевту.

Следующие обследования проведено с помощью теста «Какие у Вас нервы?» Студенты ответили на 10 вопросов. Каждый ответ оценивается от 0 до 10 баллов. По результатам тестирования студенты распределились также на три группы:



Было установлено, что значительное число студентов I курса (68.4%) и 2 курса (69.3%) вошло во 2-ю группу, студенты которой характеризуются как: «Вы рассудительны, спокойны и осмотрительны. Ваше настроение не доходит крайностей. Не эмоциями, а намерениями определяются Ваши поступки. Вас, конечно, можно вывести из равновесия, но лишь в том случае, если имеется тому причина. Вы правильно оцениваете значение вещей, этом у способствует ваша уравновешенность. Если что-то и случается, вы в первую очередь занимаетесь решением этой проблемы, а не состоянием своих нервов.

Каждый 5-й студент вошел в 3-ю группу с устойчивой нервной системой, характеризующейся как: «У Вас железные нервы. Окружающих можете вывести из равновесия не своей нервозностью, а своей рассудительностью. Вы не слишком следите за происходящими с Вами событиями, которые Вам неприятны. Если это так, то Вы – очень везучий человек».

Наименьше е количество 1-го (9.1%) и 2-го (9.9%) курсов вошли в 3-ю группу. Студенты этой группы характеризуются как: «Вы чувствительный человек, Ваша нервная система тоже чувствительна. Из-за этого Вы иногда страдаете, чрезмерно боязливы, не уверенны в себе, часто теряетесь в ложных ситуациях». Несмотря на то, что эта группа студентов немногочисленна, именно на них преподавателю следует обратить пристальное внимание, необходимо использовать средства физической культуры и спорта для изменения их поведения.

Еще один тест был предложен студентам: «Справляетесь ли вы со стрессом?». Они ответили на 10 вопросов по 10-ти балльной шкале. Результаты тестирования определили студентов в 4-е группы.



Подавляющее число студентов (74.2%) попали во 2-ю группу (18-41 балл). Они устойчивы к неожиданно возникающим трудностям, всегда правильно реагирует па мелочи, вызывающие беспокойство, а это может отрицательно сказываться на сердечно-сосудистой системе.

В 1-ю группу попали 16.8% студентов (0-17 баллов), которые легко справляются с возникающими трудностями, у них наблюдается гармония жизни. Небольшое количество студентов 9% попали в 3-ю группу с неадекватной реакцией на жизненные ситуации, избирательно реагируют на них, у них может появляться состояние тревоги, с которым следует поделиться в кругу семьи и с друзьями. Им рекомендовано по возможности, не волноваться понапрасну.

Приятно отметить, что не оказалось студентов в 4-й группе с острой реакцией на возникающие проблемы, отрицательно сказывающиеся на деятельности человека и его сердечно - сосудистой системе. Результаты этого теста показали, что студенты адекватно справляются со стрессом.

Мы приведем еще один результат обследования с помощью теста «Подвержены ли вы стрессу». Студенты ответили на 6 вопросов с тремя вариантами ответов: а) 6 очков, б) 4 очка, в) 2 очка. По результатам испытуемые были разделены на 3 группы:

24-36 очков. Вы в высшей степени подвержены стрессу. У Вас даже могут появиться симптомы болезней, вызванных стрессом, таких как сердечная недостаточность, язвенная болезнь, болезни кишечника, С Вами, должно быть, очень трудно ужиться. Самое главное для Вас сейчас - научиться успокаиваться. Это нужно Вам и Вашим близким людям.

18-24 очка Вы человек спокойный и не подвержены стрессу. Если Вы набрали не намного больше 18 очков, то Вам можно посоветовать быть терпимым к окружающим. Это позволит Вам добиться большего.

12-18 очков - Ваша бездеятельность тоже может быть причиной стресса. Видимо, Вы очень раздражаете родных и близких Вам людей. Больше уверенности в себе! Вам стоит составить перечень своих положительных качеств и совершенствовать каждое из них.

Немного больше половины студентов (53.2%) вошли во 2-ю группу с соответствующей характеристикой. В то же время мы считаем, что остальные студенты, попавшие в 1-ю группу (46.8%) и та характеристика, которая им дана, должна вызывать беспокойство, принятию необходимых мер по физическому воспитанию и лично каждому студенту, набравшему большое количество очков, дать рекомендации по укреплению или нейтрализации стрессоров, которые, видимо, у него постоянны.

Полученные результаты каждого теста подтверждают правильность их выбора для исследования состояния психического здоровья студентов. Их ответы во всех тестах не имели противоречий, дополняли один другой.

Разнообразие тестов на стрессоустойчивость позволяет преподавателю оперативно провести обследование, быстро обработать материалы, интерпретировать их, сделать выводы и выработать тактику и стратегию борьбы со стрессом у студентов.

Для предупреждения и снятия стресса у студентов мы рекомендуем:

· физические упражнения;

· любую музыку (классическую, легкую при соответствующей обстановке);

· сон, массаж, сауна, водные процедуры, прогулки;

· вызывать положительные эмоции, приятные воспоминания, игры с «меньшими братьями» и др.;

· чтение любимых книг из цикла юмористических рассказов, либо, если есть возможность, просмотреть видеозаписи выступлений юмористов.

Быстрому снятию стресса способствует умение вовремя расслабиться, снижение темпа жизни, отрыв от повседневности и др.

Результаты исследований по всем четырем тестам на стрессоустойчивость показали благоприятную картину, а рекомендации по предупреждению и преодолению стресса помогут студентам иметь хорошее психическое и физическое здоровье наряду с другими показателями здоровья.







Сейчас читают про: