Формирование спортивного имиджа как социально значимая проблема

Алексеева Н. И., Никитина Е. В.

Филиал Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма в г. Новочебоксарск,

г. Новочебоксарск Чувашской Республики, Россия

Проблема имиджа как отдельно взятого спортсмена, так и спорта в целом становится весьма актуальной в поднятии престижа и авторитета государства, воспитания молодежи, развития профессионального и любительского спорта.

Благодаря доступности информации, можно наблюдать множество и положительных и отрицательных примеров. Спортсмены высокого класса сегодня – это не только профессионалы, добившиеся хороших результатов в отдельных видах спорта, но и граждане, имеющие активную позицию в обществе, нередко занимающиеся политикой. Вместе с тем известны случаи, когда спортсменами совершаются правонарушения и даже преступления. Эти случаи широко освещаются в средствах массовой информации и привлекают внимание общественности.

Имидж спортсмена – это образ (впечатление), который целенаправленно (или стихийно) формируется в психике (в сознании или подсознании) людей (индивида) в результате прямого восприятия тех или иных характеристик объекта и оказывает эмоционально-психологическое воздействие на различные социальные группы, связанные со спортом.

Имидж может проявляться через информацию в СМИ, общественное мнение, представления спортсменов, болельщиков, поклонников, любителей, тренеров и т.д.

Е. В. Позднышев в своей работе «Имидж спортсмена: Паблик рилейшнз» выделяет три фактора, влияющие на формирование имиджа спортсмена:

1. Результаты деятельности: спортивные достижения, участие во всероссийских и международных соревнованиях. Априори, именно квалификация спортсмена, профессионализм, уровень достижений всегда вызывали и вызывают к нему интерес общественности; показанные им рекордные результаты становятся всеобщим достоянием.

2. Взаимоотношения: культура поведения, коммуникабельность, т.е. умение общаться с представителями средств массовой информации, с болельщиками, с партнерами по команде, с судьями, позитивные отношения с тренером и со спортивными менеджерами.

Безусловно, не все спортсмены высокого класса владеют речевым мастерством, поэтому назрела необходимость обучения умению общаться со СМИ прежде всего участников Олимпийских игр. В связи с этим РИА «Новости» предложило Олимпийскому комитету России свои услуги по организации тренингов по взаимодействию спортсменов со СМИ. Об этом сообщил в интервью корреспонденту ИА «Татар-информ» исполнительный директор агентства Дмитрий Тугарин. Ранее глава ОКР Александр Жуков высказал идею об организации специальных курсов по правильному общению с журналистами для спортсменов и тренеров в ходе проведения Олимпийских игр 2012 в Лондоне.

«Это абсолютно насущная проблема. РИА «Новости» уже предложило свои услуги по организации таких тренингов для спортсменов, тренеров, сотрудников пресс-служб спортивных федераций, - отметил Д. Тугарин. - Речь идет о том, чтобы не просто научить их азам общения с прессой, но и дать некую уверенность спортсменам. В итоге они будут понимать, что им может навредить, а что будет способствовать развитию их позитивного имиджа. Они поймут, какие у них есть права в общении с прессой, а от чего они могут легко отказаться, не навредив себе. Также очень важно, чтобы спортсмены умели держаться в кадре».

3. Интеллект: образование, научная деятельность, профессиональные знания, владение иностранными языками.

На формировании имиджа спортсмена непосредственно сказываются результаты его воспитания и образования. В интеллектуальном развитии отдельно прописанных норм для спортсменов нет и быть не может. Спортсмены высокой квалификации, как правило, одарены не только талантом в своем виде спорта, но и с интеллектом у большинства все хорошо, поскольку проходят трудный и долгий путь естественного отбора, который подразумевает не только лучшие физические качества.

В 2000 году чемпион мира среди профессионалов в боксе украинец Виталий Кличко блестяще защитил в Национальном университете физического воспитания и спорта Украины кандидатскую диссертацию на тему "Методика определения способностей боксера в системе многоэтапного спортивного отбора". Особое значение этого события заключается в том, что диссертация написана действующим спортсменом-профессионалом, закончившим в 1995 году Переяслав-Хмельницкий педагогический институт. Решение членов ученого совета был единогласным: присвоить В. Кличко степень кандидата наук.

Если говорить об имидже спортсмена, то поведение Виталия во время и после защиты диссертации было образцовым. На многих произвели впечатление такие черты Виталия Кличко, как уверенность в себе, спокойствие, самообладание, умение излагать свои мысли свободно, логически связано, не пользуясь записями. После защиты Виталий никому не отказал в просьбе дать автограф, сфотографироваться, на немецком языке ответил на вопросы журналистов немецкого телеканала [1].

4. Внешность (лицо, рост, фигура), умение одеваться. По данным специалистов Гарвардского университета, первое впечатление о человеке на 55% зависит от того, как он выглядит, на 38% - как говорит, и только на 7% определяется тем, что он говорит. На телеэкране, в зале, на стадионе наш взор схватывает, а память, прежде всего, запечатлевает образы внешне привлекательных людей. Особенно это касается спортсменов, выступающих в таких эстетических, одухотворенных видах спорта, как гимнастика, акробатика, фигурное катание, и др. Проводя эксперименты, психологи неоднократно убеждались, что из десяти случаев, по меньшей мере, в восьми наше первоначальное впечатление о людях складывается в зависимости от их внешности [1].

Внешний облик, обаяние и другие внешние проявления личности спортсмена очень сильно влияют не только на его личный имидж, но и на собирательный имидж целого вида спорта. Наглядным тому примером является женский теннис, популярность которого растет во всем мире день ото дня.

К факторам, предложенным Е. В. Позднышевым, можно добавить еще один – это моральный облик спортсмена.

Рассматривая влияние форм общественного сознания на создание имиджа спорта, следует в первую очередь отметить роль морали. Эта роль заключается в выработке и поддержании определенных норм, правил поведения, обычаев, традиций в спорте. На первый план здесь выдвигаются такие категории, как нравственность, порядочность, благородство, честь и т.п.

Закономерное желание победить, занять ведущее место среди других, должны сочетаться с реальной оценкой достоинств соперников.

История спорта знает немало примеров солидарности и взаимопомощи соперникам в соревновательных ситуациях. В 1964 г. в ходе соревнований по бобслею на Олимпийских зимних играх у итальянца Эудженио Монти был хороший результат. Лишь Тони Нэш (Великобритания) и его партнер могли его победить. Но когда Монти узнал, что у Нэша сломалась деталь боба, он снял нужную деталь со своего аппарата и передал Нэшу, который затем выиграл золотую медаль.

Олимпизм - это прежде всего подлинный интернационализм. Нравственный облик участника Олимпийских игр - облик, в котором важное место занимает общечеловеческое (universality). Дружба между расами, народами, между людьми всегда должна быть завершающим словом Олимпизма.

Олимпиада-2012 не так уж богата на скандалы. Тем более удивительно, что единственными «отличившимися» стали толерантные европейцы, опубликовавшие в твиттере расистские высказывания. Спортсмены тут же поплатились за свои слова – их отлучили от участия в соревнованиях.

Первой за несколько дней до открытия игр в Лондоне за реплику в твиттере про эмигрантов из греческой команды была исключена прыгунья Параскеви (Вула) Папахристу. Причиной послужило её высказывание о том, что обилие негров в Греции удачно решает проблему питания нильских комаров, которым наконец-то завезли привычный корм. Позже она принесла извинения, назвав свою шутку «безвкусной и неудачной», но это не спасло ее карьеру.

Таким образом, формирование позитивного спортивного имиджа на сегодняшний день действительно является социально значимым.

Актуальностью проблемы формирования спортивного имиджа обусловлено включение в учебный план подготовки специалистов по физической культуре и спорту Новочебоксарского филиала ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма» курса по выбору «Спортивный имидж».

Целью данного курса является формирование у будущих специалистов по физической культуре и спорту знаний технологий создания положительного спортивного имиджа и умений применять их на практике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: