Дюкина Л. А., Митрошкин Е. В.
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
Чебоксары, Россия
Специальная выносливость обусловлена особенностями требований, предъявляемых к организму спортсмена при упражнении в избранном виде спорта, и определяется специфической подготовленностью органов и систем спортсмена, уровнем его физиологических и психологических возможностей. Специальная выносливость связана также с рациональностью, экономичностью техники и тактики.
Специальная выносливость – не только способность бороться с утомлением, но и способность выполнить поставленную задачу наиболее эффективно в условиях строго ограниченной дистанции (бег, ходьба на лыжах, плавание и другие циклические виды спорта) [2, 3].
В теории и методике лыжного спорта вопросы развития специальной выносливости занимают одно из ключевых значений, поскольку именно от ее сформированности во многом зависит соревновательный результат.
Эффективным средством развития специальной выносливости являются специально-подготовленные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упражнения и общеподготовительные средства [2].
|
|
Большинство специалистов указывает на то, что для развития специальной выносливости лыжников-гонщиков в подготовительном периоде основным средством являются лыжероллеры. Некоторые специалисты считают, что для лыжников первого спортивного разряда можно применять имитационную подготовку, т.к. она проще в использовании и является более приемлемой в спортивных школах,где нет достаточных материально-технических условий.
С целью выявления наиболее эффективной из представленных методик для развития специальной выносливости лыжников-гонщиков нами был проведен их сравнительный анализ.
Для сравнения методик в исследовании применялись следующие методы:
Анализ научно-методической литературы позволил рассмотреть общие теоретические основы выносливости, ее значение в лыжных гонках, определение общих теоретических позиций.
Контрольные испытания применялисьдлявыявления уровня развития специальной выносливости; сравнения подготовленности испытуемых. В качестве контрольных испытаний были взяты следующие тесты: передвижение на лыжах классическим стилем 500 м и 5000 м. Эти тесты были выбраны согласно действующей программе по лыжным гонкам для ДЮСШ, СДЮШОР [1].
Методы математической статистики применялись дляобработки полученных в исследовании данных, с целью выявления достоверности различий использовался Т-критерий Стьюдента.
|
|
Исследование было проведено на базе ДЮСШ по лыжным гонкам г. Чебоксары в течение подготовительного периода 2011 года (с апреля по ноябрь) в двух группах А и Б, в каждой по 7 человек, возраст испытуемых 15-17 лет. Все испытуемые имели первый спортивный разряд.
Анализ данных полученных в ходе исследования, позволяет констатировать следующее: до начала эксперимента обе группы находились на одном уровне подготовленности. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Показатели специальной выносливости испытуемых групп А и Б до начала педагогического эксперимента
Контрольные испытания | Группа А | Группа Б | Достоверность | ||
Х ± m | Х ± m | t | t-таб | p | |
1. Бег на лыжах 500 м (с ходу), мин | 1,58 ± 0,02 | 1,59 ± 0,02 | 0,45 | 2,18 | >0,05 |
2. Бег на лыжах 5 км (классический стиль), мин | 17,56 ± 0,11 | 17,49 ± 0,09 | 0,50 | 2,18 | >0,05 |
Полученные результаты показали, что в начале исследования различия между испытуемыми не достоверны, что подтверждает однородность обеих групп.
Тренировочный процесс испытуемых групп А и Б был направлен на решение основных задач по развитию специальной выносливости. Основные различия в тренировочном процессе испытуемых заключались в том, что одна группа больше уделяла времени на лыжероллерную подготовку, а другая – на специальные имитационные упражнения. За период исследования группами выполнен одинаковый объем циклической работы. В неделю проводилось 5 тренировочных занятий, каждое занятие длилось от 2 до 2,5 часов. Из них на развитие специальной выносливости отводилось 4 дня по 1,5-2 часа. В группе А – 2 дня на лыжероллерную подготовку, и 2 дня на имитационную подготовку. В группе Б – 4 дня на имитационную подготовку (на имитацию с палками и прыжковые упражнения).
В конце исследования было проведено повторное тестирование, результаты которого представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Показатели специальной выносливости испытуемых групп А и Б после педагогического эксперимента
Контрольные испытания | Группа А | Группа Б | Достоверность | ||
Х ± m | Х ± m | t | t-таб | p | |
1. Бег на лыжах 500 м (с ходу), мин | 1,55 ± 0,02 | 1,56 ± 0,02 | 0,45 | 2,18 | >0,05 |
2. Бег на лыжах 5 км (классический стиль), мин | 16,31 ± 0,13 | 16,32 ± 0,13 | 0,19 | 2,18 | >0,05 |
Сравнительный анализ показал, что результаты улучшились у обеих групп, однако прирост был различным. На дистанции 500 м в группе А и в группе Б улучшение времени – 0,03 с. На дистанции 5 км в группе А: улучшение времени на 1,36 мин. В группе Б улучшение на 1,42 мин.
Анализируя эти данные можно сказать следующее: что, по результатам на дистанции 500 м эффективность методики основанной на лыжероллерной подготовке и методики основанной на имитационной подготовке одинакова. Но если рассмотреть результаты групп на 5 км, то наблюдается прирост результатов, но достоверности различий нет.
Таким образом, применение в лыжном спорте в подготовительном периоде только методики основанной на лыжероллерной подготовке, не является обоснованным. В подготовке спортсменов первого разряда, особенно, где нет достаточных условий, тренеры вполне успешно могут использовать методику, основанную на имитационных упражнениях. Следует учесть, что до того, пока лыжник не овладеет имитационной ходьбой и скользящим бегом, ему нецелесообразно становиться на лыжероллеры.
Литература
1. Лыжные гонки: программы для ДЮСШ и СДЮШОР. – М.: Просвещение, 1997. – 45с.
2. Михалев, В. И. Планирование интенсивности нагрузки при применении различных тренировочных средств лыжников-гонщиков в подготовительном периоде: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / В. И. Михалев. – М., 1982. – 19 с.
3. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н. ГОзолин. – М.: ООО "Издательство АСТ", 2003. – 263 с.