Режима ребенка

Голубева Г. Н.

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,

Казань, Россия

Одной из главных задач нашего экспериментального исследования было обоснование влияния физкультурно-оздоровительных технологий (ФОТ) на эффективность формирования двигательных режимов детей до 6 лет.

Всего в педагогическом эксперименте приняло участие 394 человека.

Нашими исследованиями доказано (2008), что формирование потребности в движениях наиболее эффективно в антенатальный период. Эффективность снижается при переходе от одного периода адаптации к другому (антенатальный, новорожденности, первый год жизни, адаптации к ДОУ, процесс обучения в ДОУ) по мере роста ребенка. С каждым новым периодом возрастает роль физкультурно-оздоровительных технологий, к которым можно отнести: физкультурно-оздоровительные методики; развивающую обстановку; стимулирование двигательной активности; параметры организованной двигательной активности; параметры самостоятельной двигательной активности.

Ключевым моментом все-таки является стимулирование двигательной активности с помощью всех перечисленных выше технологий.

В первом периоде адаптации (антенатальном) мы использовали разные физкультурно-оздоровительные технологии, обобщенно названные «гимнастика до рождения», их главной целью было: стимулирование двигательной активности в антенатальном периоде. Полученные нами результаты показали, что активный двигательный режим беременной влияет на формирование двигательного режима в антенатальном и постнатальном периодах.

Статистическая обработка исходных данных (до эксперимента) между двумя группами по тесту Пирсона не выявила достоверных различий (tр=0,82, Р>0,05). Разница показателей между 1 и 4 неделями в экспериментальной группе (ЭГ) достоверна (tр=10,1; Р<0,05), в контрольной группе (КГ) (при ухудшении показателей) достоверна (tр=4,9; Р<0,05), в конце эксперимента между ЭК и КГ – достоверна (tр=3,2; Р<0,05).

Во втором периоде адаптации (первый год жизни) мы использовали 2 основные физкультурно-оздоровительные методики: экспрессивная динамическая гимнастика и программа Г. Домана.

Выбор данных методик основан на том, что значительную роль в физиологической адаптации играет тренировка, как к воздействию определенного фактора, так и к изменению среды вообще.

Обе перечисленные методики способствуют формированию активного двигательного режима, так как имеют необычный подход к частоте использования (количеству раз в течение дня, недели).

Так, методика Г. Домана предполагает ее применение до 10 раз в день, ежедневно, на первом этапе с помощью взрослого, к концу периода возрастает роль самостоятельной двигательной активности.

Экспрессивная динамическая гимнастика используется ежедневно, основана на полном контакте взрослого и ребенка.

Таким образом, ежедневные занятия, либо несколько раз в день, стимулируют двигательную активность и приучают ребенка к регулярным воздействиям, создают кумулятивный эффект тренировки.

Результаты экспериментальной проверки ФОТ в первый год жизни показали положительное эффективное влияние экспрессивной динамической гимнастики на психофизическое развитие и снижение продолжительности заболеваний детей. Так, к концу эксперимента 100 % детей ЭГ имели массу тела в пределах нормы (нормотрофия), в КГ – 20 % избыток массы тела второй степени и 10 % – дефицит массы тела первой степени. Средняя продолжительность заболеваний в 2 раза была меньше в ЭГ и составила 4,5 дня, в КГ – 9 дней.

Эффективность методики Г. Домана подтверждается результатами оценки статических и динамических функций детей первого года жизни, так, к концу эксперимента достоверные различия (Р<0,05) между группами обнаружены по показателям: «начал ползать» tр=2,56 и «вис на перекладине» tр =7,07.

В третьем периоде адаптации к новым условиям (к ДОУ) мы использовали комплексную методику, главной целью которой было снятие психоэмоционального напряжения за счет активного двигательного режима, используя активную и пассивную среду. Мы учитывали, что существует тесная связь между основными показателями двигательной активности и поведением детей в течение дня, характером их двигательной деятельности.

Результаты, полученные нами, подтвердили эффективность предложенной методики и улучшили показатели адаптации детей ЭГ: двигательная активность и ее характеристики (объем – tр =7,95 и интенсивность – tр =5,33) достоверно увеличились, по сравнению с детьми КГ, у которых данные параметры несколько ухудшились; период адаптации детей сократился; адаптация (по качественным показателям: степени) проходила легче.

В последнем периоде адаптации (в процессе обучения в ДОУ), выделенном нами, мы использовали физкультурно-оздоровительные технологии, способствующие улучшению эффективности обучения, главной целью которых, было оптимизация и стимулирование, в первую очередь, самостоятельной двигательной активности.

Среди физкультурно-оздоровительных технологий, стимулирующих самостоятельную двигательную активность, были выбраны две: программа Г. Домана и методика динамических поз.

Эффективность двигательного режима, основанного на методике Г. Домана в ДОУ подтверждается достоверными результатами (Р<0,05) по следующим тестам: вис на перекладине (tр= 9,24), координация кисти (tр= 26,4), проба Ромберга (tр= 10,9), гибкость (tр= 8,43), динамометрия кисти (tр=3,5).

Основным обобщенным критерием адаптации ребенка в процессе обучения является речевая плотность занятия (увеличилась на 16,6 %), и двигательная плотность (увеличилась на 23,4 %).

Практическое воплощение разработанной и апробированной нами концепции в процесс физического воспитания детей до 6 лет предполагает:

а) деятельностный подход, предусматривающий непосредственное участие родителей детей, как необходимое условие формирования активного двигательного режима в периоды: антенатальный и до начала посещения дошкольного образовательного учреждения;

б) индивидуально-дифференцированный подход, учитывающий особенности уровня двигательной активности и типа подвижности;

в) создание развивающей физкультурно-спортивной среды, как основы стимулирования активного двигательного режима;

г) координацию деятельности органов здравоохранения (в антенатальный период), дошкольных образовательных учреждений и родителей детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: