Система развития мелкой моторики у детей с ДЦП

Богданович Н. О., Калюжин В. Г.

Белорусский государственный университет физической культуры,

Минск, Республика Беларусь

Термин детский церебральный паралич (ДЦП) объединяет в себе группу различных по клиническим проявлениям синдромов, которые возникают в результате недоразвития мозга или его повреждения на различных этапах онтогенеза и характеризуются неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения.

Эта патология занимает одно из ведущих мест в структуре заболеваемости нервной системы у детей. Выраженные двигательные, речевые и психические нарушения трудно поддаются коррекции и нередко служат причиной тяжелой инвалидности [1].

Инвалидность у детей определяется значительным ограничением жизнедеятельности, приводящим к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем [2].

Важным средством развития и весьма эффективным способом коррекции отклонений в развитии является ручной труд с детьми с диагнозом ДЦП [4].

Основополагающая задача ручной деятельности (а нами было выбрано бисероплетение как наиболее простой и в то же время высокоэффективный и увлекательный метод развития мелкой моторики) состоит в том, чтобы оптимальным образом использовать ее в качестве педагогического средства, направленного на преодоление или ослабление присущих детям недостатков. Отличительной чертой бисероплетения является то что ребенок через сенситивное (чувственное) восприятие предмета рукоделия начинает общаться с окружающим миром, получает социальный опыт адаптации в коллективе детей-единомышленников.

Анализ научно-методической литературы показал, что проблема социальной адаптации таких детей с помощью двигательной активности является актуальной, требующей дальнейшей разработки. Это обусловило решение следующих задач, связанных с изучением развития мелкой моторики у детей 5–6 лет, а так же апробированием коррекционно-развивающей программы (КРП) и изучением ее влияния на развитие мелкой моторики у детей с ДЦП.

Работая с детьми с церебральными параличами нужно учитывать, что главным у них является преобладание чувственного (сенсорного) восприятия мира и стремление познавать мир в игровой форме [6]. Усвоенные во время занятий знания, умения и навыки могут быть эффективно использованы также и на занятиях по другим предметам. Работа с бисером полезна для выработки у детей уверенности в себе, внимания, для развития мелкой моторики.

Цель исследования: разработать и экспериментально апробировать методику по развитию мелкой моторики у детей с ДЦП с использованием креативных телесно-ориентированных практик (бисероплетения). В ходе педагогического эксперимента было обследовано 2 группы детей: контрольная и экспериментальная. Группы были равны по возрасту, уровню физического развития и степени физического и умственного развития.

Исследование проводилось на базе специализированного детского сада № 549 г. Минска. Всего в исследовании приняло участие 16 детей (7 мальчиков и 9 девочек) 5–6 лет с диагнозом ДЦП, умственная отсталость 1 степени тяжести.

Контрольная группа занималась по программе специализированного детского сада № 549 г. Минска. В программу входила лечебная гимнастика, которая была направлена на воспитание физических качеств. Продолжительность занятий – пять раза в неделю, длительность – 25 мин.

Занятия в экспериментальной группе проводились по 25 минут – 5 раз в неделю, из них 2 раза – занятие лечебной гимнастикой заменялось занятием адаптивной физической культурой проходило непосредственно с акцентом на развитие мелкой моторики и использованием в основной части занятия бисероплетения.

Нами была выбрана бальная оценка результатов выполнения контрольных тестов, поскольку, несмотря на свою определенную субъективность оценки, она позволяет оценить не только количественные параметры (скорость) выполнения контрольных тестов, но и их качество и правильность их выполнения.

Представлены результаты проведения тестирования уровня развития мелкой моторики (точности дифференцировки движений пальцев рук и схватывающей функции пальцев) у детей экспериментальной группы до и после проведения цикла занятий адаптивной физической культурой по разработанной нами коррекционно-развивающей программе (таблица 1).

Таблица 1 – Показатели мелкой моторики детей экспериментальной группы до начала и после занятий по коррекционно-развивающей программе

ТЕСТЫ ДО ПОСЛЕ t факт. t табл. P
«Сложи пазл», балл 2,25±0,39 4,25±0,27 4,22 3,11 <0,01
«Застегни пуговки», балл 2,00±0,28 3,88±0,32 4,41 3,11 <0,01
«Шнуровка ботинка», балл 2,02±0,20 3,50±0,20 5,25 3,11 <0,01
«Контуры из палочек», балл 2,13±0,24 4,00±0,35 4,41 3,11 <0,01
«Разложи трубочки», балл 2,25±0,34 4,13±0,32 4,07 3,11 <0,01
«Золушка», балл 2,25±0,39 4,25±0,27 4,22 3,11 <0,01
«Бусины-горошины», балл 2,38±0,20 4,00±0,29 4,69 3,11 <0,01
«Схвати шарик», балл 2,00±0,29 3,50±0,20 4,29 3,11 <0,01

Представленные в таблице 1 результаты тестирования схватывающей функции пальцев рук детей экспериментальной группы после проведения обследования показывают, что под воздействием разработанной нами КРП наблюдается статически достоверное увеличение результатов всех контрольных тестов, что доказывает благотворное влияние разработанной нами программы развития мелкой моторики и физических качеств у детей 5–6 лет с ДЦП.

Представлены данные сравнительного анализа параметров уровня развития мелкой моторики у детей контрольной группы до и после проведения цикла занятий по стандартной программе специализированного ДДУ (таблица 2).

Представленные в таблице 2 результаты выполнения контрольных тестов детей контрольной группы после проведения цикла занятий по программе специализированного детского сада № 549 показывают, что, несмотря на некоторое улучшение показателей развития мелкой моторики статически достоверных различий получено не было [7]. Это указывает на необходимость более длительного времени занятий по стандартной методике Специализированного ДДУ для достижения коррекционного эффекта [3].

Таблица 2 – Показатели мелкой моторики детей контрольной группы до начала и после окончания проведения цикла занятий по программе ДДУ

ТЕСТЫ ДО ПОСЛЕ t факт. t табл. P
«Сложи пазл», балл 2,38±0,20 2.75±0,27 1,13 2,15 >0,05
«Застегни пуговки», балл 2,02±0,29 2,50±0,29 1,24 2,15 >0,05
«Шнуровка ботинка», балл 1,63±0,28 2,00±0,40 0,76 2,15 >0,05
«Контуры из палочек», балл 2,25±0,34 2,63±0,35 0,89 2,15 >0,05
«Разложи трубочки», балл 2,39±0,40 2,88±0,32 0,98 2,15 >0,05
«Золушка», балл 2,38±0,40 2,63±0,35 0,47 2,15 >0,05
«Бусины-горошины», балл 2,50±0,20 2,88±0,13 1,55 2,15 >0,05
«Схвати шарик», балл 2,13±0,24 2,75±0,27 1,73 2,15 >0,05

Выводы

Сравнительный анализ полученных результатов при применении базовой и разработанной нами коррекционно-развивающей программы, показал высокую эффективность разработанной нами коррекционно-развивающей программы, что позволяет рекомендовать ее применение с использованием элементов бисероплетения для развития схватывающей способности кистей рук и точности дифференцировки движений пальцев рук на занятиях адаптивной физической культурой у детей старшего дошкольного возраста с церебральной патологией.

Литература

1. Вайзман, Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей / Н. П. Вайзман. – М.: Педагогика, 1997. – 234 с.

2. Дудьев, В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи / В.П.Дудьев //Дефектология. – 1999. – № 4. – С. 36-40.

3. Калюжин, В. Г. Развитие двигательных способностей детей с умственной отсталостью средствами АФК / В. Г. Калюжин, Ю. В. Зыбин, В. В. Калюжин // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре, спорту и туризму: материалы ХII Междунар. научн. сессии по итогам НИР за 2010 год. / редкол.: М.Е. Кобринский [и др.]. – Минск: БГУФК, 2011. – Ч. 2. – С. 248-251.

4. Маллер, А. Р. Обучение, воспитание, и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта / А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. – М.: АСТ, 2001. – 218 с.

5. Мачихина В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате: пособие для учителей и воспитателей / В. Ф. Мачихина. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1983. – 104 с.

6. Развитие навыков мелкой моторики. [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: https://sunchildren.narod.ru. – Дата доступа 22.03.2011.

7. Сидорович, А. В. Мелкая моторика детей 6–7 лет с умственной отсталостью легкой степени / А. В. Сидорович, В. Г. Калюжин// Актуальные вопросы физической реабилитации в спорте высших достижений: материалы Междунар. симпозиума. – Ереван: НОК Армении, 2012. – С. 79-82.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: