Транспортная задача

Задачи линейного программирования транспортного типа образуют широкий круг задач, общим для которых является, как правило, распределение ресурсов, находящихся у m производителей (поставщиков), по n потребителям этих ресурсов.

Классическая транспортная задача имеет следующий вид.

Имеются m пунктов (складов) отправления груза (некоторого однородного ресурса), запасы в каждом из которых составляют соответственно a1, a2, …, am. Известна потребность в грузах b1, b2, …, bn по каждому из n пунктов назначения (потребителей).

Задана матрица стоимостей доставки по каждому варианту (паре склад-поставщик – потребитель): , где – себестоимость перевозки единицы груза от i -го склада-поставщика до j -го потребителя.

Необходимо построить оптимальный план перевозок, т.е. определить, сколько груза должно быть отправлено из каждого i -го склада-поставщика каждому j -му потребителю с учетом минимизации транспортных затрат.

Пусть xij () – искомый объем транспортируемого груза от i -го склада-поставщика j -му потребителю.

Исходные данные по задаче удобно представлять в виде следующей таблицы, которую называют таблицей поставок или транспортной таблицей.

Таблица 6.4

Таблица поставок

Потребители Поставщики B1 B2 Bn Запасы поставщиков
A1 c11 x11 c12 x12 c1n x1n a1
A2 c21 x21 c22 x22 c2n x2n a2
Am cm1 xm1 cm2 xm2 cmn xmn am
Потребности потребителей b1 b2 bn  

Задача линейного программирования транспортного типа называется закрытой, если суммарные запасы поставщиков равны суммарной потребности потребителей, т.е.

. (6.22)

Если такое равенство не соблюдается, то задача является открытой.

Для того чтобы потребности всех потребителей были удовлетворены, необходимо выполнение следующей системы условий:

. (6.23)

Аналогично, для того чтобы были задействованы все запасы складов-поставщиков, необходимо выполнение следующей системы условий:

. (6.24)

По своей сущности искомые переменные не могут быть отрицательными величинами, т.е.

. (6.25)

Введем функцию, отражающие суммарные транспортные затраты:

. (6.26)

Таким образом, математическая модель данной задачи будет иметь вид:

,

,

, (6.27)

,

.

Необходимо определить такой план перевозок , удовлетворяющий системам (6.23), (6.24), условию (6.25), при котором суммарные транспортные затраты будут минимальными, т.е. минимизирующий целевую функцию (6.26).

Примечания:

1) Теорема: для того чтобы транспортная задача линейного программирования имела решение, необходимо и достаточно, чтобы выполнялось условие (6.22). Поэтому если транспортная задача открытого типа, то

а) при (т.е. если суммарная потребность потребителей превышает суммарные запасы складов-поставщиков) вводится фиктивный склад-поставщик, запас которого составляет .

б) при (т.е. если суммарные запасы складов-поставщиков превышают суммарную потребность потребителей) вводится фиктивный потребитель, потребность которого составляет .

При этом стоимости перевозок для каждой фиктивной пары склад-поставщик – потребитель принимаются, как правило, равными нулю.

2) Теорема: ранг r системы уравнений (6.23), (6.24) при условии (6.22) равен . Следовательно, опорный план (базисное решение) транспортной задачи должен содержать отличных от нуля неизвестных. Если в опорном плане число отличных от нуля компонент равно , то план является невырожденным, а если меньше – то вырожденным.

3) Рассмотренная транспортная задача является по своей сути целочисленной, так как перевозимые грузы в большинстве случаев представляют собой упаковки, ящики, контейнеры и т.д.

Один из важнейших теоретических результатов исследования операций может быть сформулирован следующим образом:

Теорема: если для транспортной задачи (6.27) выполняются условия

и , (6.28)

(где N – множество натуральных чисел), то в любом ее допустимом базисном решении базисные переменные принимают значения из множества , т.е. являются целыми положительными числами или равны нулю.

Поскольку оптимальное решение транспортной задачи (6.27) является допустимым, то при выполнении условий (6.28) оно удовлетворяет требованию целочисленности. Следовательно, условие целочисленности переменных в транспортной задаче (6.27) можно опустить.

4) В модели (6.27) вместо матрицы стоимостей перевозок (С) может задаваться матрица расстояний. В данном случае в качестве целевой функции рассматривается минимум суммарной транспортной работы.

Пример 6.5. На три базы поступили ящики с заготовками деталей, которые необходимо доставить на четыре завода. Исходные данные представлены в нижеследующей транспортной таблице.

Таблица 6.5

Таблица поставок

Заводы-потребители Базы-поставщики B1 B2 B3 B4 Запасы баз-поставщиков
A1          
A2          
A3          
Потребности заводов-потребителей          

Определите оптимальный план доставки заготовок на заводы с учетом минимизации стоимости суммарных транспортных затрат.

Представленная транспортная задача является открытой, т.к. суммарная мощность баз-поставщиков меньше суммарной потребности заводов-потребителей на 200 ящиков. Сведем данную транспортную задачу к закрытой: введем фиктивную базу с недостающей мощностью в 200 ящиков и зададим значения условных транспортных затрат на единицу груза от данной базы к заводам-потребителям равными нулю.

Фрагмент MathCAD-документа, реализующего решение данной задачи, представлен на рис. 43.

Рис. 43. Фрагмент MathCAD-документа: транспортная задача


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: