Управление фирмой в рыночных условиях невозможно без использования методов стратегического менеджмента. Разработка проектов развития фирмы выливается в формирование стратегических программ действий. Формирование стратегий связано с использованием специфического методического инструментария. Данное пособие предназначено для помощи и руководства при разработке стратегических мероприятий и программ действий фирмы студентами и специалистами. Следует учесть, что мировая практика управления предлагает многочисленные методы выбора и разработки стратегий. Данное пособие использует только один из многих - SWOT-метод.
Под SWOT - анализом понимаются исследования, направленные на определение и оценку сильных и слабых сторон предприятия, его возможностей и потенциальных угроз, а так же возможностей и угроз внешней среды, установление связей между ними и использование их для формирования стратегий фирмы. Возможности определяются как нечто, дающее фирме шанс сделать что-то новое: выпустить новый продукт, завоевать новых клиентов, внедрить новую технологию, перестроить бизнес-процессы и т.п. Угроза — это то, что может нанести ущерб фирме, лишить ее существующих преимуществ (появление новых конкурентов, товаров-заменителей и т.п.).
|
|
SWOT - анализ может быть проведен в течение любого реально имеющегося времени — от 1-2 ч до нескольких дней. Если в первом случае выводы приходится делать на основе экспресс-опроса, то при наличии 2-3 дней удается предварительно изучить документы, провести необходимые интервью, разработать модель ситуации и детально обсудить проблемы с заинтересованными участниками. SWOT -анализ целесообразно проводить с использованием несложных графологических средств.
Название этого метода составлено из аббревиатуры начальных букв английских слов: strength, opportunity, weakness, threat.
Процесс проектирования набора стратегических программ и мероприятий фирмы связан с решением следующих задач:
- определение специфики объекта исследований;
- проведение анализа внешней среды;
- проведение анализа потенциала фирмы;
- установление связей угроз и возможностей внешней среды и сильных и слабых сторон фирмы;
- идентификация стратегии фирмы;
- оформление отчета о проведенной работе.
Схема связи и последовательности работ при использовании SWOT – анализа для разработки стратегии фирмы показана на рисунке 1.
Рисунок 1. - Схема связи и последовательности работ при использовании SWOT – анализа для разработки стратегии фирмы.