Лекция №5 от 1.10.14. Тема: мотивация в организации

Мотивация в организации

Мотивация-функция управления, часть процесса управления, по средствам которого энергия человека преобразуется в определенное поведение. Ожидаемым результатом является эффективные совместные действия, реализация цели и планы организации. В основе процесса мотивации лежит потребность.

Потребность-это состояние человека, определяемое нуждой и необходимостью чего либо

Под мотивацией человека в деятельности понимается совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к действию, определяют границы, формы и направленность этих действий, ориентированных на достижение определенных целей.

Мотивация оказывает воздействие на следующие характеристики деятельности:

  1. Усилие
  2. Старание
  3. Настойчивость
  4. Добросовестность
  5. Направленность

Индикаторы, указывающие на снижение мотивации:

  1. Стресс
  2. Раздражение
  3. Двойная роль
  4. Разочарование
  5. Потеря готовности к сотрудничеству

Поведение человека определяется не одним мотивом, а их совокупностью, которые могут находиться в определенных отношениях.

Мотивационная структура человека.

Основные принципы мотивирования:

  1. Путем внешних воздействий человека, вызываются к действию определяющие мотивы
  2. Формирование определенных мотивационных структуры человека. Этот тип мотивирования носит характер воспитательной и образовательной работы и часто не связан с какими-то действиями и результатами

Стимулы выполняют роль определенных рычагов воздействия для побуждения человека к деятельности. Они приводят в действие определенные мотивы.

Теории мотивации разделены на 2 группы:

  1. Содержательные теории
  2. Процессуальные теории

В содержательных теориях анализируются факторы, оказывающие влияние на мотивацию. Входят следующие теории:

  • Иерархия потребностей Маслоу
  • Теория ERG Альдерфера
  • Теория приобретенных потребностей Дэвида МакКлелланда
  • Теория факторов Герцберга

Теория ERG Альдерфера. Выводятся 3 группы потребностей:

  • Потребности существования
  • Потребности связей
  • Потребности роста

Процесс движения вверх по уровню потребностей –называется процессом удовлетворения потребностей. А вниз- процессом фрустрации

Теория Клеланда. Выделяются 3 группы потребностей:

  • Потребности достижения
  • Потребности участия
  • Потребности власти

Рассмотрим потребности как приобретаемые под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения.

Потребности достижения появляются в желании человека достигать целей более эффективнее, чем он делал это раньше.

Потребности участия- стремление дружественных отношений с окружающими.

Потребности во власти-стремление контролировать ресурсы, процессы, действия других людей:

  • Люди, которые стремятся к власти, ради власти
  • Люди, которые стремятся к власти, чтобы лучше решать задачи организации

Теория двух факторов Герцберга:

1) Мотивирующие факторы (приводят к удовлетворению работы):

a) Достижения

b) Признание

c) Ответственность

d) Возможности роста

2) Факторы, удерживающие на работе (гигиенические факторы, отсутствие вызывает неудовлетворение сотрудников)

a) Зарплата

b) Безопасность рабочего места

c) Условия труда

d) Статус

e) Отношения с коллегами

f) Качество контроля со стороны руководителя


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: