Император


Святейший

Синод


Сенат Губернии Коллегии



Церковь Контроли-

рующий

и законода-

тельный орган


Губернаторы:

-гражданская,

-военная,

-исполнительная,

-судебная

власть на местах


Исполнитель-

ные органы


Создаваемый заново государственный аппарат, соответствующий

формально европейским образцам, тем не менее был вписан в систему единоличной, ничем и никем не ограниченной власти и превратился в военно-бюрократический механизм реализации этой власти.

Видя недружелюбное отношение к своим преобразованиям со стороны духовенства, Петр превратил управление церковью в чинов-

ничью канцелярию. Когда в 1700 г. умер патриарх Адриан, Петр за- претил избирать ему преемника. Временно был назначен местоблю- ститель патриаршего престола. В 1721 г. институт патриаршества был ликвидирован. Для управления церковью был создан «Святейший

правительствующий Синод», или Духовная коллегия, также подчи- нявшаяся Синоду. Основной состав был представлен священнослу- жителями. Но фактическим главой Духовной коллегии являлся обер- прокурор, назначаемый императором из числа высокопоставленных

светских чиновников. Церковная реформа означала ликвидацию са- мостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в со- ставную часть чиновничье-бюрократического аппарата абсолютист- ского государства.


Православная церковь не только не поддерживала реформы Петра, но и выступала категорически против. Бритье бород, курение табака воспринималось как крушение христианского мира. Любо- пытно, что Петр собственноручно обрезал бороды. Эта акция при внешней анекдотичности имела глубокий смысл. Дело в том, что пра- вославная церковь на протяжении нескольких столетий создавала культ бороды. Борода считалась «Богом данным украшением для мужчины». «Русская Правда», правовой кодекс Киевской Руси, пре- дусматривал наказание за лишение человека бороды. Это рассматри- валось как преступление.

Православная церковь расценила эти новшества как удар по своим позициям. Патриарх Адриан объявил брадобритие смертным грехом, безбородых людей называл котами, псами и обезьянами. Од- нако Петр упорно менял образ и стиль жизни людей, разрушал рели- гиозную регламентацию: одежда должна быть удобной для работы, распорядок дня определяется практическими делами, а не расписани- ем церковных служб. Замкнутый православный мир разрушался, ус- тупал место европейской деловитости и новому типу жизни.

Некоторые священнослужители и миряне даже считали царя ан- тихристом. В Москве распространилось мнение, что близко нашест- вие антихриста, что все жители столицы вскоре неизбежно погибнут. Однако Петра это не остановило. Так или иначе, церковь была под- чинена светской власти и обязана работать на государственные инте- ресы. С одной стороны, ограничение церковной регламентации вы- свобождало силы для практической деятельности на благо государст- ва, с другой – отрицательно сказывалось на духовной жизни русского общества, на формировании общественного мнения, независимого от государства. Православная церковь была административно ограниче- на и законсервирована, смирилась со своим положением служителя режиму. В то время как на Западе, например, католическая церковь не

только оказывала влияние на формирование политической власти, но и зачастую помогала обществу дистанцироваться от нее, способствуя выработке особого мнения. Русские священнослужители редко, за ис- ключением «монгольского периода» и реформ Никона в XVII в., вы- ступали в роли духовных вождей, которые вели бы общество вперед. Наоборот, официальная церковь активно выступала против всех но- вовведений.

Проводя реформу государственного устройства России, Петр I

счел нужным использовать западный опыт. Однако в его планы не


входило насаждение в России западных демократических традиций. Следует обратить внимание на то, что демократия на Западе дала свободу личности и тем самым запустила механизм прогрессирующе- го саморазвития. А поскольку Петр не видел пользы в демократии, то он решил из государства сделать механизм, ускоряющий развитие. Государственная машина, созданная Петром I, была рассчитана на под- стегивание общества, выжимание максимальных сил и средств. Есте- ственно, это означало, что государство применяет по отношению к обществу открытое насилие, которое имело колоссальные масштабы. Силовые элементы в государственной системе – армия, полиция, соз- данные Петром I, – играли важную роль в гражданской жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: