Преобразования в области культуры и быта

Особо следует сказать о преобразованиях в области культуры и быта. Бывая за границей, Петр острее, чем кто-либо из его современ- ников, чувствовал отсталость России именно в этой области. Невеже- ство в России сочеталось с нежеланием отходить от стародедовских обычаев как в большом, так и в малом. Например, русская знать не только боялась «наук» и «латинства», но не хотела сбросить с себя длинное тяжелое старинное платье с рукавами до колен, остричь бо- роду и усы. Для Петра же старорусская одежда и борода были при- знаком «ревнителя» старины, которую он так ненавидел, потому что она свидетельствовала об отсталости страны.

Особыми указами 1700–1701 гг. Петр установил ношение верх-

него платья венгерского, саксонского и французского образца. Сапо- ги, башмаки и шапки вводились немецкие. Женщины же должны бы- ли носить все немецкое: платья, юбки, башмаки, шляпы.

Русские люди начали носить короткие камзолы и кафтаны, бот- форты, напудренные парики. С привычным платьем и бородой рас- ставались неохотно. Но портным было запрещено шить одежду рус- ского образца, купцам за торговлю русским платьем грозили кнутом и каторгой, а за ношение русского платья и бород штрафовали на улицах караульные. Был введен особый знак для тех, кто хотел но- сить бороду, и заплатил налог: на железной дощечке изображена бы- ла борода и выбита надпись: «Деньги взяты». Только духовенство и крестьян не трогали – им бороды оставили.

Петр боролся со всем старым и вводил все новое. С 1700 г. Петр ввел в России принятое в европейских странах летосчисление «от рождества Христова» вместо летосчисления «от сотворения мира», принятого в Древней Руси. Новый год начинался теперь с 1 января, как во всем мире, а не с 1 сентября, как это было на Руси до реформы.

С 1703 г. в Москве, а затем в Петербурге стала издаваться пер-

вая русская газета «Ведомости», которую редактировал сам Петр.


Неудобный старый церковно-славянский шрифт Петр заменил своего же изобретения латинизированным шрифтом, которым, с небольши- ми изменениями, мы пользуемся сейчас. В 1710 г. этот гражданский шрифт был введен повсеместно.

С 1704 г. были установлены определенные правила градострои- тельства. В Москве, в Кремле и Китай-городе вокруг Кремля было разрешено строить только каменные дома. В Петербурге не только строились дома определенного образца, но и весь город создавался по регулярному плану, разработанному архитектором Д. Трезини. Ему принадлежит планировка и строительство Петропавловского собора и крепости на Заячьем острове, послужившей основой Петербурга. Введено было мощение улиц булыжником и уличное освещение.

26 ноября 1718 г. Петром был обнародован указ об ассамблеях.

«Ассамблеи, – говорилось в указе, «вольное в котором доме собрание или съезд делается не только для забавы, но и для дела». Ассамблеи устраивали поочередно знатные люди. В одном зале танцевали, в других комнатах курили, пили, играли в шашки, шахматы, карты, ве- ли деловые разговоры. Танцевали до упаду, пили так же, особенно когда в дело вступал знаменитый «кубок большого орла» - огромный бокал, который должен был выпить замеченный в нарушении ассамб- лейных правил.

С таким же рвением, с каким Петр заставлял стричь русских людей бороды, надевать камзолы, парики и танцевать на ассамблеях, он старался приобщить русское общество к просвещению, как в ев- ропейских странах. Почти через 600 лет после Европы Россия актив- но вводила светское образование. Были открыты инженерная и меди- цинская школы в Москве, Морская академия в Петербурге, школа для подьячих, ремесленные школы при крупных предприятиях.

В школах наряду с детьми знатных людей учились дети солдат и посадских, получавшие от государства жалованье, размер которого зави- сел от успехов в учении. Продолжала работать Славяно-греко-латинская академия в Москве, где обучались языкам, риторике, богословию.

Пытаясь ввести более широкое народное обучение, Петр откры- вал в провинциальных городах так называемые «циферные» школы, где обучали письму, арифметике и географии. Но родители опасались отдавать своих детей в эти школы. Учителя, бывшие питомцы Мос- ковской математической школы, приезжая на место, не находили учеников. Воеводы отправляли воинские команды набирать учени-


ков, но посадские всячески старались уклониться от «циферной» по- винности, боясь, что их дети, попав в школу, отойдут от занятий ре- меслом и торговлей.

Таким настроениям потакало духовенство. Правда, епископов заставляли открывать свои, епархиальные школы, но духовенство не могло отрешиться от недоверия к светской науке.

Учеников, набранных в школу, держали как в тюрьме, боясь по-

бегов, которые случались неоднократно. Дисциплина была жесткая,

палочная. Даже в дворянской Морской академии в каждом классе во время занятий стояли отставные солдаты с хлыстами в руках, готовые в любое мгновение «навести порядок».

Несмотря на сопротивление, которое оказывалось просвети- тельной деятельности Петра, несмотря на косность и приверженность старине, школьное образование в России привилось и распространи- лось. Начало народному просвещению было положено.

Перед самой смертью Петр подписал указ о создании Академии

наук, а при ней – университета и гимназии (открыты они были уже при Екатерине I). Заслуга Петра в деле развития русской науки и просвеще- ния заключалась и в том, что он создал условия, при которых веками накопленные знания, опыт и народная мудрость могли дать большой

эффект, так как были освобождены от опеки церкви и богословия.

Петр развивал светскую науку, полезную стране, и поощрял смелые мысли и действия. Он шире открыл дорогу к науке людям из

«породы» ниже «шляхетства». И его преобразования послужили ве-

личайшим толчком в развитии русской науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: