Особенности и противоречия социально-экономического развития. Положение сословий

При Петре I шел процесс зарождения социально-классовой струк- туры европейского типа. Положение дворянства и крестьянства пре- терпело значительные изменения.

Социальная политика по отношению к крестьянству выражалась в установлении более суровых наказаний за бегство. Но главная мера в от- ношении крестьянства заключалась в проведении переписи 1718–1724 гг., по окончании которой в России налоговое подворное обложение было заменено подушной податью – прямым денежным налогом.

Для казны постоянно требовались деньги, а существовавшее подворное обложение не могло удовлетворять растущие государст- венные расходы. Подворное обложение давало возможность помещи- кам объединить ряд крестьянских семей в один двор, чтобы умень- шить число плательщиков. Кроме того, значительное число крестьян было в бегах, с них также невозможно было взимать налоги. Поэтому с 1718 г. началась поголовная перепись населения. С введением по- душной подати число плательщиков прямых налогов значительно увеличилось. Значение податной реформы трудно переоценить.

Во-первых, практически удвоилась сумма налоговых поступле- ний с населения. Во-вторых, податная реформа стала важным этапом в развитии крепостного права в России, распространила его и на те слои населения, которые ранее были либо свободными («гулящие люди»), либо могли обрести свободу после смерти господина (ка- бальные холопы). И те, и другие в связи с реформой становились на- вечно крепостными. В процессе проведения податной реформы было образовано новое сословие государственных крестьян. Его составили


черносошные крестьяне Севера, пашенные люди Сибири, ясачные люди Среднего Поволжья.

Одновременно шел процесс расширения прав дворян на землю. В русле укрепления дворянского класса в 1714 г. вышел указ о едино- наследии. Две формы феодального землевладения: поместье (пожиз-

ненное владение землей за государственную службу) и вотчина (на-

следственная собственность) – были по указу преобразованы в одну

«недвижимую» собственность. По этому указу помещику запреща- лось продавать и закладывать вотчину, делить ее на части между на- следниками. Вся недвижимая собственность могла быть передана только одному из наследников, а движимое имущество получали ос- тальные сыновья, дочери, вдова. Основная цель указа о единонасле- дии состояла в том, чтобы принудить молодых дворян «хлеба своего искать службою, ученьем, торгами и прочим».

В 1722 г. был введен новый документ, регулирующий порядок прохождения службы для дворян – «Табель о рангах». В предшест- вующее время основным критерием служебной годности и продви-

жения по службе было происхождение. С самого начала своей дея- тельности Петр учитывал при назначении на должность личные дело- вые и моральные качества. «Табель о рангах» уже и формально на первое место поставила не принадлежность к той или иной фамилии, а личные способности, образование и практические навыки дворяни- на. Служебная лестница теперь состояла из 14 ступеней, или рангов. Высшим был 1-й ранг; на военной службе – генерал-фельдмаршал, на гражданской – канцлер. 14-й ранг был низшим. Для военных – пра- порщик, для гражданских – коллежский регистратор. Все чины пер- вых восьми рангов давали право потомственного дворянства. Осталь- ные шесть – личное дворянство. По словам Петра, чины должны жа- ловаться тем, кто служит, а не «нахалам и тунеядцам», кичащимся

своей знатностью. Все дворяне определялись в различные полки, их дети отдавались в школы, посылались на учебу за границу. Царь даже запрещал жениться тем, кто не хотел учиться, а у тех, кто укрывался от службы, отбирал имения.

Таким образом, социальная структура переходного периода име-

ла крайне противоречивый характер. С одной стороны, она соответст- вовала интересам абсолютистского государства: укреплялось дворя- новластие, являвшееся социальной базой власти; распространялось крепостничество не только среди крестьян, но и среди промышленных рабочих; консервировалась феодальная система, с другой – развитие


промышленности способствовало появлению нового типа работающе- го человека – наемного рабочего; все представители дворянского клас- са, несмотря на явные привилегии, обязаны были служить на благо го- сударства либо по статской, либо по военной части. Большое значение имело введение европейского принципа социальной мобильности – работавший или служивший человек мог изменить свой социальный статус в зависимости от личных заслуг перед государством, а не перед персоной. Модернизация вступала в противоречие с феодальными ин- ститутами, на которые опиралось государство.

Экономические преобразования Петра в значительной степени определялись соображениями меркантилизма – учения, поощрявше- го развитие промышленности и накопление средств за счет активного баланса внешней торговли – преобладания вывоза товаров за границу

над их ввозом в страну. Основной частью этой политики являлся протекционизм – экономическая политика государства, имеющая цель оградить национальную экономику от иностранной конкурен- ции посредством введения высоких пошлин на ввозимые в страну то- вары. Реализацией этой политики стало введение таможенного тари- фа в 1724 г. Согласно закону чем больше товаров выпускали русские мануфактуры, тем более высокая пошлина взималась при ввозе ана- логичных товаров из-за границы.

Развитие торговли при Петре I приобрело решающее значение. Реформы и завоевания Петра привели к расширению внутренней и внешней торговли России. Повсюду росли ярмарки, биржи, торговые пристани.

Для получения сведений о внешнем рынке и для развития внеш-

ней торговли в крупных городах Европы были открыты русские кон- сульства. Ежегодно для изучения торгового дела и коммерческих на- ук в Италию и Голландию за казенный счет ездили по 12–15 молодых купцов из Архангельска и Москвы.

Для управления купцами и ремесленниками Петр I создал сна- чала Бурмистрскую палату, потом Главный магистрат, который дол- жен был заботиться о росте и процветании не только крупного, но и

мелкого производства. По указу 1722 г. мастера-ремесленники объе-

динились в цехи. Введение цехов – свидетельство заботы об упорядо- чении и развитии мелкого производства, его регламентации и усиле- нии опеки со стороны властей. Следует отметить, что в Западной Ев- ропе цехи как средневековый институт давно ушли в прошлое. Цехи, гильдии тормозили личную инициативу, а следовательно, и сдержи- вали развитие рыночных отношений.


Петр I проводил протекционистскую политику и по отношению к русской промышленности. Но, способствуя быстрому росту отече- ственной промышленности на начальном этапе ее развития, политика протекционизма сдерживала конкуренцию и в дальнейшем тормозила участие России в едином мировом рынке и консервировала техниче- скую отсталость страны.

Принятые Петром I меры по развитию промышленности, пред- принимательства и торговли благоприятствовали формированию сво- бодного российского рынка. Однако процесс шел очень медленно. Его естественному становлению мешало всесильное государство, ко- торое к этому времени превратилось в корпоративного собственника, обладавшего преимущественными правами по отношению к другим участникам экономики. Практически две трети промышленности на- ходились под контролем государства. Даже частные предприятия контролировались им.

Петровская экономическая политика ставила целью создание в России промышленности, без которой не могли обойтись русская ар- мия и русский флот, нуждавшиеся в пушках и парусах, в сукне и же-

лезе, в лесе и меди. Слабое развитие промышленности в России обу- словило ее зависимость от Запада. Покровительствуя развитию оте- чественной промышленности, Петр не останавливался перед тем, чтобы запретить ввоз в Россию таких товаров, которые стали произ- водиться на русских заводах. Так, сенатским указом в 1721 г. был за- прещен ввоз сахара, который стали производить на заводе Вестова.

Создание и рост многих предприятий были вызваны главным образом нуждами войны. В 1697 г. на Урале началась закладка ог- ромного Невьянского завода – первенца уральской промышленности. Затем железоделательные заводы стали возникать один за другим. Всего к концу царствования Петра в России действовало 221 про- мышленное предприятие, из них только 21 предприятие было осно-

вано до Петра.

Быстрорастущая промышленность предъявляла большой спрос на рабочую силу. Завод в петровские времена, в сущности, представ- лял собой род тюрьмы или, в лучшем случае, заведения для исправ- ления «винных людей». Но такого рода «работный люд», конечно, не мог содействовать развитию производительности предприятий. Ука- зом 1721 г. промышленникам и купцам разрешено было покупать для своих предприятий крепостных крестьян. Завод, а не купец был их хозяином, и их можно было продать только вместе с заводом.


Но в целом деятельность Петра дала мощный толчок росту про- мышленности и торговли. К концу царствования Петра они выросли значительно. Подводя итоги своей деятельности, Петр говорил: «Не все ль неволей сделано, а уже за многое благодарение слышится, от- чего уже плод произошел».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: